Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




ремесленники) Флоренции, добившись отмены крепостного права, со­здали тем самым мощную прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись, архитектуру, музыку — ведь не следует забывать, что люди еженедельно проводили по много часов в храмах (католическая церковь, помимо 52 воскресений, имеет еже­годно еще полсотни праздников). В церкви этот городской люд сна­чала глазел, потом глядел, а затем разглядывал скульптурные и ху­дожественные произведения; сначала «хлопал ушами», не слушая музыку, а потом начал ее слушать и даже понимать.

В XIV веке во Флоренции от восьми до десяти тысяч людей хо­дили в начальную школу, не менее тысячи — в среднюю и от пяти­сот до шестисот юношей ежегодно посещали высшие учебные заве­дения. Как при этом не наступить Возрождению?

Эпоха Возрождения — это эпоха массового устремления к куль­туре, знаниям, искусству; массового спроса на живопись и живо­писцев не только со стороны меценатов. Это точка массового спроса на грамотных людей. Во множестве мастерских одаренные учени­ки, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создавали ту своеобраз­ную атмосферу, ту «критическую массу», при которой начинается ценная реакция творчества, при которой неизбежно должны вспы­хивать особо одаренные и целеустремленные гении типа Микеланд-жело и Леонардо.

В итоге напрашивается вывод: везде, где бы ни появлялись иде­альные или даже оптимальные условия, общественный спрос, соци­альный заказ на тот или иной талант, — обязательно этот спрос выносил на свет большое число особо одаренных или даже гениаль­ных людей.

При всем этом частота зарождения потенциальных гениев во все эпохи и у всех народов одинакова, но реализовавших себя намного меньше. Поэтому необходимо изучать природу возникновения та­лантливых людей, в том числе и педагогов, а тем более тщательно готовить почву для их успешной реализации.

Любой директор школы должен понимать, что талантливые люди, как правило, самобытны в общении, в коллективе это «неудобные люди», но ради высокой педагогики необходимо терпеть их ориги­нальность, следуя завету Н. Рериха: «Попробуйте прожить хотя бы один день, не вредя друг другу». Бедность порождает экстремизм. Образование делает страну богатой. Поэтому мы обречены в буду­щем создавать благодатные условия для педагогического творче­ства, для самореализации талантливых педагогов. Иначе страна не может думать о своем будущем.

Е. Торренс выделяет следующие творческие методы в препода­вании:

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

• Признание ранее не признанных или неиспользованных возмо­жностей.

• Уважение желания ученика работать самостоятельно.

• Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творчес­кой деятельности.

• Предоставление ученику свободы выбора области приложе­ния сил и методов достижения цели.

• Индивидуализированное применение учебной программы в за­висимости от особенностей учеников.

• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.

• Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы.

• Поощрение работы над проектами, предложенными учениками.

• Исключение какого-либо давления на детей.

• Подчеркивание положительного значения индивидуальных различий.

• Уважение потенциальных возможностей отстающих.

• Демонстрация энтузиазма.

• Создание ситуаций, при которых слабые учащиеся тесно ра­ботают с сильными.

• Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реаль­ностью.

• Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо од­ной области с целью побудить желание испытать себя в дру­гих видах деятельности.

• Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим от­личное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.

• Извлечение максимальной помощи из хобби, конкретных из­влечений и индивидуальных наклонностей.

Трудно что-либо добавить к квинтэссенции мыслей, являющих­ся итогом многолетнего изучения педагогики творчества. Свести в какую-то систему педагогические технологии в этой сфере деятель­ности невозможно, так как определяющими факторами являются возраст детей, их подбор в классном коллективе, характер учебной дисциплины, название темы и многое другое. Поэтому лучше обра­титься к рассмотрению сквозь призму гуманистической педагогики на конкретных примерах.

Пример 1. Интегрированный урок природоведения и изобра­зительного искусства во 2 классе. Тема занятия: «Осень».

В первой части сдвоенного урока учитель начальных классов в форме беседы с детьми анализирует особенности времен года, пози-164

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...