Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и методика воспитания




дяева (1874-1948), П.А. Флоренского (1882-1943), И.А. Ильина (1883-1954), С.Н. Булгакова (1871-1944) и др., также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н.А. Бердяев называл «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в творном мире, обращенным к преображению мира», и антропоцент­рическим, «...обращенным к активности человека в природе и обще­стве». Именно здесь ставятся «проблемы о космосе и человеке», раз­рабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой в том, что конец истории зависит и от творческого акта человека.

Человек — эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью че­ловечества, постигая культуру и творя ее. «Каждый человек по сво­ей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи», — писал в книге «Смысл истории» Н.А. Бер­дяев. Он утверждал также: «Цивилизация обезличивает. Личное начало раскрывается лишь в культуре».

В одной из лекций, прочитанных в 1919-1920 гг., Николай Алек­сандрович Бердяев провозгласил: «В центре мира стоит Человек, и судьба Человека определяет судьбу мира, через него и для него. Но на вершине новой истории личность человеческая чувствует все боль­ше и больше рабство и у природы, и у общества. Человек становит­ся рабом созданной им машины и созданной им материальной соци­альной среды... Народ наш должен пройти через великое покая­ние». Как бы предвидя будущее планеты, Бердяев вопрошал: «Человек переживает состояние агонии, он вот-вот уйдет из жизни. Но он все равно хочет знать, кто он, откуда он пришел и куда идет?». Главная идея Бердяева — это свобода духа человека, его сознания. В книге «Царство Духа и царство кесаря», за написанием которого философ и умер в изгнании, Бердяев пишет: «В новом советском человеке происходит не только страшное умаление свободы, но ис­чезает самый вкус свободы, самое понимание того, что такое свобо­да. Но это меньше всего означает появление свободного человека».

Беспокоясь о духовности общества, И.А. Ильин в работе «Твор­ческая идея нашего будущего» тоже говорит о значении культуры: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, — ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профес­сиональных училищах, ни в университетах». Ильину принадлежит мысль о том, что «первые движущие силы — любовь и вера; через это — жертвенность. Из внутреннего огня создается голос совес­ти — не укоряющий, а властью бросающий нас в самое верное и лучшее из возможных деяний и делающий невозможными дела злобы186

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

и коварства». По мнению Н.А. Бердяева, любовь — акт творческий, созидающий иную жизнь. В любви утверждается личность, един­ственная, неповторимая.

С.Н. Булгаков считал, что народное мировоззрение и духовный уклад определяются Христовой верой. Как бы ни было, далеко здесь расстояние между идеалом и действительностью, нормой является христианское подвижничество.

Общим для воззрения русских религиозных мыслителей было то, что ойи признавали — вся Россия создана силой русского духов­ного характера, вся история России есть победа духовного характе­ра над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами.

В.И. Ленин (1870—1924) создал концепцию человека — строите­ля коммунизма. Он пытался построить жизнь человека и общества по одной схеме, что по своей сути абсурдно и неправомочно. Это тем более преступно, если учесть, что Ленин считал себя человеком с юридическим образованием.

Почти все рассмотренные концепции развертываются вокруг трех философских категорий: доброта, истина, красота. Так обретается человеческий образ, актуализируется человек. Отсюда можно про­тянуть нити к определенному типу личности.

Личность ребенка в воспитательном процессе

Человек — это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой.

Томас Манн

Воспитание с философской точки зрения есть тот аспект взаимо­действия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных задач, итогом — изменение психологических ха­рактеристик личности.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосыл­кой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитатель­ный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характери­стик, т.е. параметров актуальных и откристаллизованных отноше­ний между людьми.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Вос­питание должно приобщить личность к языку человеческой куль­туры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действи­тельность как «мир человека», как взаимодействие людей, как про­цесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...