Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.




1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Утратил силу.

6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Комментарий к Ст. 94 ЗК РФ

1. Выделение в земельном законодательстве земель особо охраняемых территорий имеет свой смысл и определенные правовые последствия. Дело в том, что все земли независимо от своего назначения подлежат охране, чему посвящаются ст. ст. 12 — 14 ЗК. Назначение, цели, порядок выделения, особенности использования и охраны земель особо охраняемых территорий изложены в ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» ЗК.

Эта категория земель отличается и отделяется от иных категорий земель тем, что имеет свои правовые и финансовые последствия. Так, в решении Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2004 г. по делу N А41-К2-2460/04 было указано, что земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, не относятся к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, и, следовательно, применение повышающего коэффициента при расчете земельного налога за указанные территории необоснованно.

2. В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите различных видов особо охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления: площадь этих земель неуклонно возрастает

3 — 4. Под объектами особо охраняемых территорий понимаются в п. 6 ст. 94 ЗК прежде всего объекты культурного наследия РФ. В п. п. 3 и 10 ст. 95 ЗК предусматриваются также земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы. Последнее время к законодательству об особо охраняемых территориях и их объектах, к его применению привлечено большое внимание ввиду особой ценности этих земель, попыток их урезать, уменьшить и желания некоторых представителей современного истеблишмента принять участие в приватизации части этих земель.

5. Незавершенность перечня особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения позволяет создавать их новые виды.

 

Правовой режим земель лесного фонда.

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)

Комментарий к Ст. 101 ЗК РФ

1. Текст комментируемой статьи подвергся значительным изменениям в связи с принятием ЛК, поскольку приведен в соответствие с его содержанием.

Основы использования и охраны земель лесного фонда связаны с организацией лесного хозяйства — делением лесов по целевому назначению на группы, отнесением их к категориям защитности, порядком установления возраста рубок и утверждением расчетной лесосеки, переводом земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, государственным учетом лесного фонда, лесным кадастром, мониторингом, лесоустройством, государственным и иным контролем. В ходе административной реформы, узловыми моментами которой считаются Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 12 марта 2007 г.), от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и др., создаются государственные органы с различной по уровням компетенцией — федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. МПР России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, издает индивидуальные правовые акты, ведет реестры, регистры и кадастры.

Сферы земельного управления и деятельности предусматриваются в вышеназванных Указах Президента РФ, а также в Постановлениях Правительства РФ «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации», «Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства» и Положениях об этих федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Правительством РФ.

К ведению МПР России относятся охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Контрольные функции в области земель лесного фонда осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) и Росприроднадзором, находящимися в ведении МПР России.

Разграничение полномочий между ними осуществляется в соответствии с утвержденными о них Положениями. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования утверждено Постановлением Правительства РФ.

Федеральное агентство лесного хозяйства, находящееся в ведении Минсельхоза России, осуществляя свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, обеспечивает выполнение гидромелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства, рациональному использованию земель лесного фонда, сохранению и усилению средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных свойств лесов.

Агентство предоставляет права пользования участками лесного фонда, оказывает государственные услуги по предоставлению информации о состоянии участков лесного фонда и организации их выбора для разрешенных видов лесопользования.

6. Имеются особенности использования земель лесного фонда по сравнению с использованием земель других категорий. Логика регулирования земельных и лесных отношений, понимания леса как экологической системы или как природного ресурса, т.е. совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, больше всего прослеживается в ЛК. В нем предусматриваются особенности использования земель, где расположены леса, с которыми связаны:

— заготовка древесины; способы рубок в зависимости от целевого назначения лесов и категорий защитности лесов, правила рубки, организация и порядок заготовки древесины при рубках, объем заготовки древесины при сплошных рубках, определение объема заготовки древесины при промежуточных и прочих рубках;

— порядок заготовки живицы (сиропообразного смолистого вещества, выделяющегося при ранении хвойных деревьев, — основного сырья для получения канифоли и скипидара), порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования;

— пользование лесными участками для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, в пограничных зонах, на особо охраняемых природных территориях.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это право может быть ограничено на основе законодательства в интересах пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ (по ЛК 1997 г. допускалось также ограничение пребывания граждан в лесах в интересах ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства).

Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах пользования: аренды, безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута). Лесопользователи обязаны соблюдать земельное законодательство и условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок на землях лесного фонда по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

Основным правом лесопользования является аренда.

Лесопользователи и землепользователи вправе: получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; осуществлять пользование лесным фондом в пределах, установленных договором аренды, безвозмездного пользования, а также лесорубочного билета, ордера и лесного билета (оформляющих и закрепляющих договоры, заканчивающих свое действие в соответствии со ст. 4 ФЗ о введении в действие ЛК); возводить на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом и обусловленные в документах.

Особенности и виды использования лесных участков при осуществлении определенных (одного или нескольких) видов лесопользования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Основные требования к использованию земель лесного фонда содержатся в нормах и статьях ЗК. Однако в ЛК также предусматриваются требования к использованию земель лесного фонда, обусловливающие их специфику, которые совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к следующему:

— обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;

— сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;

— установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;

— платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;

— воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

— сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

При использовании, охране и переводе в другие категории земель лесного фонда, особенно занятых защитными лесами, законодательством РФ предусматривается проведение государственной экологической экспертизы, необходимость получения ее положительного заключения. В связи с рассредоточением в настоящее время государственной экологической экспертизы по нескольким учреждениям и по двум «этажам» — в Российской Федерации и в субъектах РФ — возникает необходимость решения вопроса о том, куда обращаться на федеральном уровне и какими полномочиями обладают органы государственной экологической экспертизы субъектов РФ. По-видимому, проведение государственной экологической экспертизы на федеральном уровне будет организовываться в Ростехнадзоре.

На федеральном уровне по объектам экологической экспертизы федерального уровня функциями государственной экологической экспертизы наделены Ростехнадзор и Росприроднадзор.

Согласно положениям о них Ростехнадзор проводит экспертизу, связанную с охраной окружающей среды, а Росприроднадзор — связанную с природопользованием. Разделение этих функций является достаточно условным и примерным, поскольку организация рационального использования земель, лесов и иных природных ресурсов тесно связана с охраной окружающей среды и наоборот.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и новой редакцией ст. 6 ФЗ «Об экологической экспертизе» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление ряда полномочий в области экологической экспертизы. Переданные полномочия включают организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов РФ, и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...