Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маркетинговые исследования




 

Рис. 3. Маркетинг в стратегическом управлении изменениями

 

ГЛАВА 3

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО

ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ

3.1. Виды инновации

Основными объектами инноваций являются: услуги и продукция; библиотечная технология; организационное развитие библиотеки; социальная база изменений.

Исходя из этого, к основным видам инноваций относят: продух, вые и сервисные инновации, когда изменению подлежат услуги и продукция; технологические инновации, если меняются процессы библиотечной технологии; организационные инновации, когда производя1?) структурные изменения, реорганизуются существующие отделы создаются новые; социальные инновации, если подлежат изменению» методы управления библиотечным персоналом, традиции формирован коллектива и прочие социальные аспекты (характеристика объев библиотечных инноваций представлена на рис. 4).

Все указанные виды инноваций (продуктовые, технологические, организационные и социальные), в свою очередь, подразделяются на радикальные (базисные) и модифицирующие (улучшающие) инновации Первые предусматривают использование принципиально новых подходов, замену старых объектов новыми, а вторые — улучшение существующих объектов, модернизацию услуг/продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления.

Как свидетельствуют практика и результаты исследований (см. приложение 3), инновации чаще всего инициируются потребителями и обусловлены потенциальным спросом на новые виды услуг и продукцию дискомфортом и снижением качества обслуживания, повышением на определенные виды ресурсов, неудовлетворенностью сотрудник результатами своей работы и пр.

Любые достаточно серьезные изменения в одной сфере деятельности библиотеки (изменения одних объектов), как правило, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки управления библиотекой.

Особое воздействие на перестройку всей системы управления организацией оказывает реализация базисных инноваций (212). Использование принципиально новых подходов, технологий, замена старь объектов новыми, как правило, вызывает необходимость во внедрении комплекса взаимосвязанных новшеств, так называемых, инновационных кластеров.

Кластером в инноватике называется совокупность инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенно пространстве в виде целостной системы новых продуктов, технологий организационных преобразований (87, с. 430).

Так, к примеру, внедрение автоматизированных средств учета и обработки информации обязательно повлечет изменение всех технологических процессов организации обслуживания, отразится на комфортности библиотечной среды, как для пользователя в части скор выполнения запроса и получения информации (документа), так и библиотечного сотрудника (в части сокращения рутинных операций поиске и предоставлении информации, выдачи документов). Это, в с очередь, повлечет изменение (расширение или сокращение) традиционных функций отделов библиотеки, поведения сотрудников, качества их деятельности. При этом совершенствование одного отдельно взятого направления совсем не обязательно приведет к улучшению деятельности библиотеки в целом.

 

Рис.4.Основные объекты библиотечных инноваций

 

 


временная

 

 

Напрашиваются вопросы: «Можно ли из различных объектов нений (услуги/продукция, технология, организационное развитие, социальная база) выделить наиболее значимый и как это сделать?»

В сфере любого производства важнейшим объектом изменений являются итоговые продукты (товары и услуги) деятельности организации, при изменении которых создаются продуктовые инновации (212). Изменения в продуктах (товарах/услугах) связаны с изменениями в технологии их создания и предоставления (технологическими инновациями). Закономерно, что библиотеки здесь не могут являться исключением. В конечном итоге, именно в целях максимально полного и оперативного удовлетворения потребностей пользователей библиотек применяются любые инновации. Осуществление любых преобразований в области организационной структуры библиотек и совершенствование методов управления персоналом должно привести не только к снижению затрат (издержек) и к повышению эффективности библиотечной деятельности, но и к повышению качества обслуживания, к выгодам для пользователя.

Продуктовые и технологические инновации видимы для пользователя и различных категорий партнеров библиотеки, быстро становятся известными профессиональному сообществу. Изменения в ассортименте и технологии обслуживания повышают интерес к библиотеке различных групп общественности (представителей СМИ, власти, нес структур и пр.), привлекают к сотрудничеству с ней новых партнеров, спонсоров и меценатов, издателей и специалистов методических центров.

Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю «жизнь» библиотеки, касаются средств и способов управления развития творческих способностей, методов формирования инновационной культуры. Они в большей степени, чем продуктовые и технологические инновации, основаны на традициях библиотеки, зависят от позиции ее руководителя, его активности, личностных и деловых качеств как лидера и организатора перемен.

Несмотря на то, что важнейшим объектом инновации являются услуги и продукция, инновационным изменениям подвержено все, что связано с их созданием и использованием: технология, сервис, социальные отношения. Поэтому особое значение имеет разработка кластеров, включающих комплекс взаимосвязанных продуктовых, технологических организационных и социальных инноваций.

Как уже отмечалось во второй главе, решить вопросы о том, что и как изменить в библиотеке можно только на основе тщательного изучения инновационной ситуации, выявления всех противоречий, свидетельствующих о необходимости изменений. Для этого должны быть созданы определенные условия, позволяющие выявлять, фиксировать и накапливать инновационные идеи пользователей, деловых партнеров и сотрудников библиотеки в ее «банке идей». Эти идеи — ответ на определенные противоречия, провоцирующие инновационные ситуации и свидетельствующие о необходимости изменений.

При выборе объектов инноваций определяется то направление деятельности, которое в наибольшей степени нуждается в изменении в соответствии с поставленной целью развития и при модернизации которого, библиотечный персонал смог бы проявить свои особые способности и достичь позитивных результатов.

Любая библиотека стремится не только к преодолению противоречий ограниченности ресурсов, снижению затрат (издержек), но и к получению хозяйственных и социальных выгод. В конечном счете, любые инновации должны влиять на рост удовлетворенности результатами своего труда как пользователей библиотеки, так и ее сотрудников, повышать лояльность всех участников библиотечной деятельности, формировать социальный престиж библиотеки.

«Механизм» выбора объектов инноваций включает:

 

* анализ внешней среды, т. е. шансов и угроз эффективному функционированию

библиотеки;

* выявление противоречий и недостатков, предложений и претензий,

характеризующих внутреннюю среду библиотеки и свидетельствующих о

необходимости изменений;

* определение инновационной стратегии;

* определение основной цели деятельности на ближайшую перспективу и ее

конкретизация, путем выделения подцелей 1, 2, 3 уровней (построение дерева

целей).

* определение тактических приемов, позволяющих реализовать поставленные

цели каждого уровня и сформулировать необходимые для реализации цели (и

подцелей) инновационные идеи.

* определение последовательности осуществления изменений и составление

замысла (структуры) инновационного кластера

* определение путей ресурсного обеспечения, подготовка базы для разработки

* целевых программ, инновационных проектов и программ и проектов поддержки инновационной деятельности (фандрейзинговых программ).

 

Структура инновационного кластера и последовательность осуществления входящих в него новаций определяется особенностями инновационной стратегии (см. табл. 3.1).

 

Таблица 3.1. Выбор объектов и последовательности реализации инноваций

 

 

  Последовательность выбора объектов изменений     Особенности инновационной ситуации     Применяемая инновационная стратегия  
     
Продуктовые + сервисные + организационные + социальные + технологические инновации   Библиотека работает в условиях использования традиционной технологии, является востребованной известной местному сообществу. При этом не имеет средств на модернизацию оборудования, обновление технологии, характерен низкий инновационный потенциал и дефицит основных инновационных ресурсов. Требуется активизировать поиск новых возможностей обслуживания, новых партнеров, что позволит не только определить стратегию дальнейшего развития, но и подготовить коллектив к изменениям и провести технологическую реконструкцию   Стратегия Диверсификации- онного развития
Технологические + социальные + организационные + продуктовые инновации Библиотека обладает высоким инновационным потенциалом, устойчивыми ресурсами и прочными инновационными отношениями с партнерами, имеет возможность постоянно обновлять технологию и поддерживать развитие библиотеки на высоком организационном уровне, максимально комфортном как для сотрудников, так и для пользователей   Стратегии интенсивного интеграционного развития  
Социальные + организационные + технологические + продуктовые инновации   Библиотека имеет низкую общественную репутацию, дефицит всех основных видов ресурсов, низкую инновационную активность персонала. Сотрудники библиотеки не «видят» шансов развития и путей совершенствования деятельности. Требуется вмешательство извне, назначение нового руководителя, формирование проектной рабочей группы, которые смогут «свернуть» устоявшейся порядок «вещей», переориентировать его на новые направления, подготовить коллектив, провести реорганизацию структуры и управления, изыскать средства на технологическое перевооружение и организацию обслуживания на новом качественно более высоком уровне   Стратегия сокращения отдельных направлений деятельности  

 

Последовательность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...