Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменении




 

Ассортиментная политика как часть единой инновационной политики любой организации включает в себя определение набора ассортиментных групп и видов услуг/продукции, наиболее предпочтительных точки зрения обеспечения эффективности функционирования. Она позволяет организации приспособиться к будущим изменениям рынке, выпускать конкурентоспособный товар продукцию, услуг (58; 91; 126; 206).

Под конкурентоспособностью товара понимается оптимальное сочетание качественных и стоимостно-ценовых параметров итоговых продуктов деятельности организации. Поддерживая конкурентоспособно своих услуг/продукции, библиотека стремиться «устоять», «утвердиться» на профильном (прежде всего информационном) рынке аналогичных или близких по характеристикам услуг и продукции других хозяйствующих единиц (производителей), а также постоянно поддерживать потребительский спрос. Считается, что конкурентоспособность прямо пропорциональна качеству реализуемого итогового продукта, но обратно пропорциональна его цене и непосредственно зависит от конъюктуры соответствующего рынка (42, с. 119).

Ассортиментная политика рассматривает;

 

* соотношение видовых групп услуг/продукции;

* соотношение услуг/продукции, находящихся в различных днях жизненного

цикла.

 

Ассортиментная политика библиотеки призвана решать широкий круг задач, позволяющих обеспечивать:

 

* удовлетворение потребительских предпочтений на основе дифференциации

потребностей и спроса;

* доступность библиотечных ресурсов реальным и потенциальным категориям

пользователей библиотеки на основе формирования соответствующего спросу,

миссии и возможностям библиотеки ассортимента услуг/продукции;

* использование интегрального потенциала библиотеки, ее технологической

базы, опыта персонала, устоявшегося имиджа и пр.;

* комфортность библиотечной среды, организацию дополнительного сервиса,

механизмов регулирования читательских потоков(внедрение услуг по

предварительному заказу и электронной доставки документов, диспетчеризации

(перенаправления) запросов), межбиблиотечного взаимодействия;

* использование единого информационного пространства в зоне обслуживания,

позволяющего координировать информационную деятельность с другими

библиотеками и информационными структурами, использовать единые сетевые

ресурсы, проводить совместные программы, выпускать корпоративную

информационную продукцию (путеводители по информационным ресурсам и

пр.);

* получение хозяйственных и социальных выгод в форме доходов от реализации

итоговых продуктов инициативной деятельности библиотеки;

* привлечение новых потребительских сегментов;

* использование принципов современного менеджмента и маркетинга.

 

Успешность реализации ассортиментной политики зависит от обоснованности стратегических решений, т. е. от понимания руководством и персоналом перспектив и целей развития библиотечного производства.

Во второй главе отмечалось, что стратегия развития библиотечного производства может включать четыре направления: расширение или стабилизацию существующего производства, развитие новых или сворачивание определенных направлений деятельности, потерявших потребительскую ценность. Реализация каждого направления потребует от библиотеки разработку комплекса действий, позволяющих достичь желаемых целей (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2. Направления развития библиотечного производств

  Направления развития библиотечного производства     Комплекс альтернативных мероприятий    
Расширение существующего производства   Создание продуктовых, сервисных и технологических инноваций на основе имеющихся ресурсов за счет расширения и углубления ассортимента, активного применения методов стимулирования инновационной активности сотрудников, разработки мер по улучшению качества библиотечного обслуживания и технологических процессов; развитие организационных изменений; поиск и вложение инвестиций в основные фонды (новую технологию, оборудование и пр.); расширение деятельности на основе совершенствования технологии, разработка комплексных услуг
Развитие новых направлений профильной и сопредельных видов деятельности   Определение новых направлений профильной (библиотечно-информационной) и сопредельных (образовательной, культурно-досуговой, издательской и пр.) видов деятельности на основе расширения ассортимента и создания новых перспективных для библиотеки видов продукции/услуг (продуктовых и сервисных инноваций); активизация инвестиций в новые направления деятельности за счет расширения фандрейзинговых программ; «доводка» новой продукции/услуг за счет дополнительных разработок, сервисных инноваций; тщательное прогнозирование и контроль за поведением целевых потребителей с целью выявления потенциального спроса на новые услуги/продукцию, новые направления работы библиотеки
Стабилизация существующего производства   Разработка и применение мер по повышению качества библиотечного обслуживания и обеспечению конкурентоспособности продукции/услуг; активизация научных исследований и ОКР не на создании новшеств, а на сокращение затрат (издержек) на производство выпускаемых услуг и продукции; обеспечение дифференцированного обслуживания, соответствия выпускаемой продукции потребностям целевых категорий  
Сокращение (сворачивание) отдельных направлений производства товаров и услуг   Оценка результативности и рентабельности отдельных направлений деятельности библиотеки с позиций социальной востребованности и экономической целесообразности; выявление перспективных и неперспективных направлений в работе библиотеки; перевод неперспективных направлений в режим эпизодического выполнения; разработка и применение мер постепенного перевода деятельности на новые направления, специализацию и связанные с этим социальные и организационные изменения  

 

При осуществлении каждого из названных направлений библиотекой могут применяться различные виды ассортиментных стратегий: диверсификация; интеграция; дифференциация и специализация. Каждая из них соответствует определенным направлениям развития библиотечной деятельности:

 

Направления развития библиотечного производства   Виды ассортиментных стратегий  
Расширение существующего производства Интеграция
Развитие принципиально новых направлений профильной и сопредельных видов деятельности Диверсификация  
Стабилизация существующего производства Дифференциация
Сокращение отдельных направлений производства товаров и услуг Специализация  

 

В теории маркетинга изучены проблемы формирования товарных стратегий организации (8; 58; 91; 94; 126; 136; 206). Полученные результаты применимы к любым сферам общественной практики, в том числе и к библиотечному делу.

Для библиотек, особого внимания заслуживает стратегия развития принципиально новых направлений профильной и сопредельных видов деятельности, получившая название — диверсификация (диверсификационная стратегия).

Стратегия диверсификации строится на значительном расширении ассортимента и позволяет организации выйти на новые рынки с новыми товарами/услугами. Эта стратегия способствует увеличению общественного признания и укреплению рыночных позиций. В то же время в процессе ее осуществления не исключена возможность разрыва логической связи ассортиментных групп (91; 94; 126;).

Различают три вида диверсификации: горизонтальную (производство новых товаров — аналогов); концентрическую (создание товаров дополнителей); многоотраслевую (выход на смежные рынки и перспективные потребности). Применение различных видов диверсификации позволяет организации создавать множество новых разновидностей продукции (видов деятельности), которыми заполняются новые рыночиые ниши.


 

СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

Рис. 7. Стратегия диверсификации библиотечных услуг/продушии

 

Стратегия диверсификации создает значительные потенциальные возможности для разработки продуктовых и сервисных инноваций в |библиотеках (рис. 7).

 

Применение горизонтальной диверсификации позволяет обеспечить разработку широкого диапазона альтернативных услуг-аналогов. Эти услуги ориентированы на удовлетворение той же базовой потребности, РЯТО и профильные услуги, но в другое (дополнительное) время, в другом месте, с другими свойствами. Строятся эти услуги/продукция на принципах самоокупаемости и нацелены на получение ожидаемых выгод и для читателя, и для библиотеки.

Например, в качестве таких услуг-аналогов могут рассматриваться: прием и отправка электронной корреспонденции; ночной абонемент; продление срока пользования документом по телефону; обслуживание (прием прочитанных изданий) на дому или по месту работы пользователя; снятие выкроек из модных журналов; копирование документов, сканирование и т. д.

При разработке горизонтальной диверсификации библиотека руководствуется принципом «что мы можем сделать за читателя, чтобы сэкономить его время, силы, укрепить доверие к библиотеке, тем самым улучшить ее финансовое положение».

Горизонтальная диверсификация является инструментом моделирования библиотечного ассортимента. Она осуществляется за счет операций расширения (создания новых услуг, относящихся к новым для библиотеки ассортиментным группам) и углубления ассортимента (создания новых услуг, относящихся к ассортиментным группам услуг, уже используемых библиотекой). Механизм ее осуществления включает: определение базовой потребности и основной услуги/продукции, направленной на ее удовлетворение, разработка комплекса услуг аналогов — заменителей основной услуги/продукции.

Рассмотрим несколько примеров «присоединения» услуг-заменителей к существующим библиотечным услугам.

ПРИМЕР 1. Осуществим «присоединение» услуг-заменителей к такой профильной бесплатной библиотечной услуге, как «предоставление документов для использования в читальном зале».

 

Ассортимент- ная группа Услуга Услуга-заместитель Формирующаяся ассортиментная группа  
Библиотечно- информацион- ные услуги Предоставление документов из фонда библиотеки для использования в читальном зале   1.Копирование документов из фондов библиотеки; 2.Сканирование документов;   1.Продажа списанных документов; 2.Электронная доставка полнотекстовых документов пользователям других библиотек Издательско- полиграфические услуги   Сервисные услуги

 

ПРИМЕР 2. Осуществим «присоединение» услуг-заменителей к такой платной, а для ряда библиотек и бесплатной, услуге, как «предоставление доступа к мировым

информационным ресурсам Internet».

  Ассортимент- ная группа     Услуга   Услуга-заместитель     Формирующаяся ассортиментная группа  
Библиотечно- информацион- ные услуги Предоставление доставка к мировым информационным ресурсам Internet 1.Поиск в сети и электронная доставка web-документов; 2.Прием и отправка электронной корреспонденции пользователя; 3.Поиск и копирование web-документов на дискету заказчика;   Сервисные услуги

 

 

Первый пример показывает, как «расширяется» ассортимент за счет появления новых ассортиментных групп, второй — демонстрирует, как «углубляется» ассортимент в пределах одной группы услуг. Приведенные примеры доказывают, что цель создания услуг-заменителей — повысить комфортность обслуживания, расширить возможности читателей по удовлетворению потребностей, «присоединить» к основной библиотечной услуге несколько новых услуг, выполняющих функции своеобразного сервисного подкрепления. На этой основе создается «цепь» взаимосвязанных и взаимообусловленных продуктовых инноваций — продуктовых инновационных кластеров. Разработка продуктовых инновационных кластеров является важным компонентом инновационной деятельности библиотеки, средством формирования ассортимента библиотеки.

Потенциальные возможности «сервисного подкрепления» проявляются более ярко при использовании концентрической диверсификации. В этом случае библиотека руководствуется другим принципом: «В чем может нуждаться читатель при использовании ресурсов библиотеки, и что из этого ему может предложить библиотека?». В результате концентрической диверсификации создаются услуги-дополнители. Эти услуги, как и услуги-заменители, повышают комфортность обслуживания, создают условия максимальных удобств для читателей. К таким услугам можно отнести: предоставление кабинета для занятий; продажу канцелярских товаров, дискет и пр.; прокат микрокалькуляторов, настольных ламп и многое другое. Насыщение ассортимента подобными услугами позволит максимально полно удовлетворить интересы и потребности пользователей библиотек. Рассмотрим несколько примеров «присоединения» услуг-дополнителей к существующим библиотечным услугам.

 

ПРИМЕР 3. Осуществим «присоединение» услуг-дополнителей к той же услуге — «предоставление документов из фонда библиотеки для использования в читальном зале». В данном случае осуществляется построение продуктового инновационного кластера, где услуга «предоставление документа из фонда библиотеки» является основной услугой, к которой присоединяются дополнительные сервисные, консалтинговые и досуговые услуги:

 

Ассорти- ментная группа Услуга Услуга-дополнитель Формирующаяся ассортиментная группа  
Библиотечно- информационные услуги Предоставление документов из фонда библиотеки для использования в читальном зале библиотеки 1.Прием заказа по телефону, факсу, электронной почте по предварительной заявке и подбор документов 2.Постановка на очередь и/или информирование читателя о возврате в фонд библиотеки документа, выданного другому пользователю 3.Перевод текста фондового документа с иностранного на русский язык 4.Продажа канцелярских товаров/дискет Сервисные услуги  
Библиотечно- информационные услуги Предоставление документов из фонда библиотеки для использования в читальном зале библиотеки 1 Консультирование по методике предметно а тематического поиска документов 2. Организация тренингов по методике быстрого чтения, основам информационной культуры, навигации по ресурсам Интернет Консалтинговые и образовательные услуги  
Библиотечно- информационные услуги Предоставление документов из фонда библиотеки для использования в читальном зале библиотеки Организация при библиотеке Интернет-кафе   Досуговые услуги  

 

Таким образом, на основе услуг-дополнителей осуществляется «расширение» и «углубление» ассортимента. При этом к основной услуге «присоединяется» дополнительная услуга (или ряд услуг) с целью удовлетворения взаимообусловленных потребностей пользователей.

Приведем еще один пример (пример 4), позволяющий рассмотреть разработку сервисного подкрепления профильной услуги библиотеки на основе инновационного кластера, используя возможности как горизонтальной, так и концентрической диверсификации. В этом случае профильная услуга, пользующаяся популярностью у читателей библиотеки, «подкрепляется» дополнительными сверхнормативными услугами и/или продукцией на основе разработки инновационных кластеров, включающих услуги, относящиеся к различным ассортиментным группам.

 

ПРИМЕР 4.

  Профильная традиционная бесплатная услуга     Инновационный кластер, в виде сервисного подкрепления (платные услуги/продукция)  
Выдача документов из фондов библиотеки на электронных (небумажных) носителях (дисках/дискетах)   + предоставление (прокат) компьютера + перезапись документов на небумажных носителях + сканирование, макетирование текста + продажа дискет + организация доступа к удаленным базам данных + навигация и консультирование по поисковым системам в удаленных базах

 

Каждый вид диверсификации основан на мультиотраслевом (межотраслевом) подходе. Межотраслевой характер имеет большинство услуг-заменителей (горизонтальной диверсификации), и услуг-дополнителей (концентрической диверсификации), так как они «выведены» за пределы библиотечной отрасли.

Многоотраслевая диверсификация также позволяет библиотекам «расширять» и «углублять» свой ассортимент. Рассмотрим это на примере.

ПРИМЕР 5.

 

Ассортиментная группа услуг/ продукции библиотеки Виды услуг
Рекламные и посреднические услуги Организация в помещении библиотеки выставок и презентаций новой продукции издательств и полиграфических фирм, презентаций книготорговых организаций, услуг образовательных учреждений, ярмарок продукции посреднические информационных фирм; Организация художественных выставок (аукционов творческих работ художников), творческих встреч с художниками и пр.; Организация при библиотеке книжного магазина, обменного пункта литературы, букинистического салона и пр.  
Консалтинговые и образовательные услуги   Разноаспектная подготовка дошкольников к школе, абитуриентов в вузы; Организация разнообразных тематических лекториев (по популярной медицине, садоводству и огородничеству), курсов по изучению иностранных языков и пр.; Организация консультационной помощи психолога, юриста,экономиста, врача в помещении библиотеки и пр.;
Досуговые услуги   Организация клубов, вечеров, творческих студий и лабораторий различной направленности, игрового салона «Библионяня» и пр.; Разработка сценариев и/ или проведение семейных/корпоративных торжеств (юбилеев, свадеб, проводов на пенсию и пр.); Организация туристических маршрутов, краеведческих экспедиций и экскурсий и пр.  
Прибиблиотечные и сервисные услуги   Продажа канцелярских товаров/дискет, книг; Переводы на русский язык документов из фонда библиотеки; Прокат компьютерных дискет, настольных ламп, микрокалькуляторов
Издательско-полиграфические услуги Копирование текстовых документов; Тиражирование текста средствами оперативной полиграфии; Выполнение редакционно-издательских услуг: проверка орфографии рукописей, набор, компьютерная верстка макетирование текста и т. п.; Изготовление визиток, выпуск изданий по заявкам заказчика

 

 

Таким образом, все виды диверсификации могут использоваться при моделировании библиотечного ассортимента и, прежде всего, при разработке платных (альтернативных основным услугами продукции) видов обслуживания.

В том случае если дополнительные услуги создаются в рамках профильной деятельности, речь идет о стратегии интеграции.

Стратегия интеграции предполагает расширение существующей деятельности по вертикали, то есть по технологической цепочке. В отличие от диверсификации происходит расширение профильной деятельности библиотеки на основе создания взаимосвязанного комплекса библиотечно-информационных услуг/продукции (углубления ассортимента). Стратегия интеграции на основе инновационных кластеров позволяет создавать комплексы библиотечно-информационных услуг.

Например, традиционная библиотечная услуга «Предоставление документов из фонда библиотеки по заданной теме» может быть дополнена библиотечно-информационными услугами/продукцией: Поиск и предоставление информации по теме из фондов библиотеки, (в том числе и на электронных носителях); аннотирование/реферирование документов; составление проблемно-ориентированных дайджестов и т. д.

Аналогичное присоединение дополнительных библиотечно-информационных услуг возможно к традиционной библиотечной продукции — рекомендательным спискам литературы:

 

Профильная традиционная бесплатная продукция   Инновационный кластер в виде сервисного подкрепления (платных библиотечно-информационных услуг \продукции)
Рекомендательный список литературы по теме +терминологический словарь; проблемно-ориентированный дайджест + полнотекстовая база по теме данных + предоставление сведений о фирмах В 6 держателях информации по теме + текущее информирование по теме в заданный период времени + ретроспективный поиск информации по теме по мировым информационным ресурсам + реферирование/аннотирование ретроспективных документов  

 

 

Выбор элементов комплекса услуг и их сочетаний осуществляется в зависимости от спроса различных потребительских сегментов.

Стратегия специализации связана с деятельностью организации на достаточно узком сегменте и ограничением ее ассортимента. Эта стратегия зачастую является вынужденной мерой, вызванной недостаточностью ресурсного потенциала, и характерна для небольших организаций и учреждений. Стратегия специализации может быть эффективной в том случае, если производитель услуг и продукции имеет возможности для своевременного изменения ассортимента вслед за изменениями потре- бительского спроса. Она повышает требования к технологической гибкости производства и предполагает постоянное изучение спроса, а так же оценку жизненного цикла услуг/продукции. В библиотечном деле стратегия специализации рассматривается в контексте профилирования библиотек.

Профилирование заключается в создании библиотек, отличных друг от друга по содержанию деятельности и категориям пользователей. Это организация библиотечного обслуживания в соответствии с доминирующим направлением научной, производственной, любительской деятельности населения данного региона. Формирование библиотек определенного профиля тесно переплетается с расширением или корректировкой функций, с приобретением нового статуса. В этом отношении стратегия специализации близка по своей сущности стратегии многоотраслевой диверсификации. Она позволяет сочетать традиционную библиотечную деятельность с развитием рекреационного, образовательного, просветительского и прочих направлений деятельности, свойственных другим учреждениям — клубам, музеям, образовательным и социальным структурам (так как многие из них утратили свое значение для населения, сократили свою деятельность до минимума). Это обстоятельство объективно оправдывает расширение функций библиотек и позволяет им «занять» освободившуюся «нишу» на рынке.

Существует несколько разновидностей специализации библиотек:

 

* отраслевая (например, историческая библиотека);

* жанровая (библиотека приключений);

* в зависимости от предпочтительного пользователями типа или вида

информационных ресурсов/изданий (медиатека);

*функциональная (например, справочная библиотека или библиотека-музей

книги).

Разновидность специализации определяется в зависимости от интересов/предпочтений целевых аудиторий и собственных возможностей библиотеки (1, с. 43). Безусловно важно, чтобы при этом библиотека оставалась на так называемом рынке «знаний», а ее деятельность соответствовала выбранной миссии и способствовала распространению новейшей информации как общечеловеческого достояния и источника знаний, содействовала самореализации личности.

Стратегия дифференциации основана на выделении услуг/продукции определенной организации в качестве существенно отличных от итоговых продуктов деятельности других производителей (участников рынка). Она предполагает не только детализированное изучение спроса и проведение маркетинговых исследований, но и обоснованное позиционирование. Четкое определение позиций в конкурентной среде, фиксация реальных преимуществ с учетом структуры целевого рынка (категорий потенциальных и реальных потребителей услуг/продукции) позволяет верно ориентировать и конкретизировать маркетинговый инструментарий (подробнее данная стратегия будет рассмотрена в разделе З.4.З.).

Потенциальный потребительский спрос лежит в основе создания библиотечных услуг и продукции. Особенности их создания и стратегии их осуществления определяет ассортиментная политика библиотеки, формируемая в соответствии с целями развития библиотеки.

Насыщение ассортимента новыми услугами/продукцией за счет создания продуктовых и сервисных инноваций представляет собой уже тактику изменений, позволяющую библиотекам получить ощутимый социальные и экономический эффект от продуктовых инноваций (рис. 8).

 

 


8. Стратегия продуктовых изменений

 

Таким образом, ассортиментные стратегии, применяемые в сочетании друг с другом, позволяют библиотекам сформировать соответствующий потребительскому спросу и ситуации на рынке ассортимент услуг\продукции, определить направление альтернативного развития в конкретных условиях инновационной ситуации, дают возможности расширить существующий диапазон профильных услуг, освоить новые направления, стабилизировать качество выпускаемых продуктов (оказываемых услуг). Разработку платных услуг в контексте инновационной деятельности мы рассматриваем не столько с позиций выгод для библиотеки, сколько с позиций выгод для читателя. Следует, однако, отметить, что в большинстве случаев стремление оказать платные услуги заставляет сотрудников библиотек либо повышать комфортность обслуживания,

либо осваивать приемы аналитической переработки информации и с библиотечно-библиографической переходить к предоставлению фактографической и аналитической продукции.

Определение групп целевых

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...