Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




• управление своей учебной деятельности;

• приемы обобщения.

Многолетняя практика развивающего обучения доказала его пра­вомочность и эффективность. В нашем опыте мы внедряли разви­вающее обучение в обычной провинциальной школе с обычным контингентом учащихся.

В учебном плане для 5 класса были произведены радикальные изменения. Прежде всего, из программы 7 класса была взята и «омо­ложена» физика. К 8 классу в качестве региональной дисциплины этому контингенту был подготовлен курс «Человек и космология», усилены многие разделы математики. В итоге большая часть вы­пускников поступила в вузы естественнонаучного и инженерного профиля.

В другом случае в школе, работающей под патронажем Академии архитектуры и искусств, курс геометрии был введен с 5 класса, при­чем дополнен «архитектурным компонентом». Спустя три года в этой же школе уже в 1 классе был введен курс «Архитектурная геомет­рия». Интересно то, что учащиеся понимали необычность учебного плана, но очень гордились школьной инновацией и прекрасно освои­ли азы геометрии. После окончания школы подавляющее большин­ство из них стали студентами художественно-графического факуль­тета педагогического университета, Академии архитектуры и искусств и местного художественного училища.

Итак, в концепциях развивающего обучения общим является сле­дующее:

• решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности (Л.С. Выготский);

• педагогические воздействия опережают, стимулируют, направ­ляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: зна­ния, умения и навыки; способы умственных действий; само­управляющиеся механизмы личности; эмоционально-нрав­ственную и деятельностно-практическую сферы;

• ребенок является полноценным субъектом деятельности и сво­его развития.

Дидактическая система Л.В. Занкова

Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х го­дах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систе­му, способствующую общему психическому развитию школьников.

Основные принципы

1. Высокий уровень трудности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное по­строение учебных программ.

3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с не­прерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание школьниками хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоцио­нальной сферы.

6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учеб­ном процессе.

7. Развитие каждого учащегося класса. Суть технологии

• Урок имеет гибкую структуру.

• На уроках организуются дискуссии по прочитанному и уви­денному, по изобразительному искусству, музыке, труду, со­здаются проблемные ситуации.

• Широко используются дидактические игры, интенсивная са­мостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классифика­ции, выяснения закономерностей, самостоятельной формули­ровки выводов.

• Создаются педагогические ситуации общения на уроке, по­зволяющие каждому ученику проявить инициативу, самосто­ятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учи­теля на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта сис­тема хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно тео­ретическое.

4.5.4. Система содержательного обобщения

И формирования учебной деятельности

Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Да­выдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выражен­ное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.

Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания,336

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...