Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Обучение способам продуктивной работы с текстом необходимо вво­дить в школьное образование в виде специальных факультативов, отдельных программ и разделов курса русской словесности.

Таблица 23 Динамика развития приемов обучения чтению

Приемы чтения и обучения  
Фазь'/ зрелости читателя   Приемы обучения  
Слого-аналитическое громкое чтение   Репродуктивные  
Словесное (механическое)   -  
Чтение молча (словесно-смысловое)   Репродуктивное с элементами продуктивных  
Осмысленно-экстенсивное   Репродуктивно-продуктивные  
Пофазное   Продуктивно<мысловые  
Сверхфазовое   Исследовательские  

Главное внимание педагога на уроках развивающего чтения об­ращено на смысловое восприятие текста, на умения считывать ло­гику построения фраз, целостного текста, проникать в подтекст и субъективный смысл читаемого, истолковывать потаенное. Для осу­ществления таких задач используется специальная техника вопро­сов-ответов к тексту, среди которых наряду с репродуктивными и риторическими вопросами содержатся проблемные вопросы.

Методика проведения уроков строится на проверочных процеду­рах, которые измеряются количественно-качественными критерия­ми. Школьники легко овладевают приемами измерения скорости и качества чтения и с большим интересом включаются в самонаблю­дение за своими успехами в чтении, возникает интерес к соревнова­тельности в достижениях и создается ситуация успеха в обучении. Как метод педагогического воздействия развивающее чтение имеет неограниченные возможности.

Общение с книгой и текстом отражает культуру личности в це­лом, мастерство в искусство индивидуального прочтения личности, включенность в субъект-субъектные отношения, чувствительность к слышанию партнера, способность переводить сообщение автора в Я-сообщение. Искусство чтения состоит не только в том, как считы­вается внешняя сторона текста, но и в том, как читается текст из­нутри, в его глубинной семантике, в прикосновении к личности и индивидуальности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Развивающее чтение в идеальном варианте одухотворяет работу с книгой. Текст воспринимается как среда обучения, как фактор развития самой личности. В частности, в такой технологии совер­шается переход от среды как естественного, предметно-простран­ственного окружения к среде воспитания, в том числе социальной среде, где сочетаются элементы вещного мира с искусственно со­зданными человеком функциональными элементами.

Умение превратить предметно-пространственную текстовую среду в воспитывающую и развивающую доступно учителю — мастеру сво­его дела. Такая среда пронизывается «отношенческим» влиянием на ребенка. Педагогическая импровизация на уроках чтения означает умение учителя мгновенно реагировать на непредвиденное — на «про­блемные» ответы учащихся, их нестандартное восприятие. Такая тех­нология побуждает педагога к продолжению обсуждения смыслов, к дополнительным дискуссиям и диспутам по острым вопросам миро­восприятия и мироощущения своих воспитанников.

Развивающее чтение позволяет существенно нейтрализовать одну их самых слабых сторон современного образования — слабость об­ратных связей в обучении. Постоянно акцентируя внимание на оце­ночных моментах при чтении, оно развивает умения самооценива­ния, которые образуют ядро личности.

Технологии коллективного взаимообучения

Обучениеэто общение человека с человечеством.

А. Петровский

4.6.1. Коллективные способы обучения (КСО)

Коллективные способы обучения появились в 1918 году, когда педагог А.Г. Ривин (1877-1944) провел на хуторе Корнин под Кие­вом необычный педагогический эксперимент. Он около года один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индиви­дуально и в парах, ученики решали задачи, изучали разделы учеб­ников, разучивали стихотворения, готовили доклады, контролиро­вали знания. Традиционного учебного расписания не было.

Каждый учение изучил курс 3-4-летнего обучения. Впечатляю­щим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки быс­тро научились доказывать, рассказывать, дискутировать, анализи­ровать сложные тексты по истории, литературе, философии, про­явили преподавательские способности.

В Корнине были сделаны три педагогических открытия:

• впервые в истории отечественной и мировой педагогики шла интенсивная коллективная работа в сменных парах и в мик­рогруппах;342

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...