Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




обучения был проведен цикл интегрированных уроков истории и математики.

В.Т. Фоменко выделил виды межпредметной интеграции по спо­собу развертывания содержания во времени. Она может быть «вер­тикальной», при которой логические и временные отношения не совпадают, и «горизонтальной», когда то же содержание выводится на один временной уровень. Примером «вертикальной» интеграции является такое изучение древнегреческой цивилизации в интегри­рованном jKypce «История цивилизаций», при котором в течение учебного дня рассматриваются вначале события истории Древней Греции, затем древнегреческая мифология и литература, после чего — скульптура и архитектура Древней Греции, а затем — древ­негреческая музыка. Такой опыт накоплен в школе № 9 г. Гуково Ростовской области. При «горизонтальной» интеграции указанные блоки всего модуля, связанного с древнегреческой цивилизацией, изучаются одновременно, параллельно, с различной степенью взаи­мопроникновения.

Особое значение имеет вопрос об уровнях интеграции. Она может быть достаточно выраженной, отличаться значительным взаимопро­никновением разнохарактерного содержания в новое качественное состояние. Интеграция может быть и весьма значительной, глубо­кой, характеризуемой новообразованием, полным слиянием разноха­рактерного содержания значительных объемов учебного материала. Примером может служить курс «Естествознание», являющийся кон­гломератом физики, химии, биологии, географии. По курсу естествоз­нания в Ростовском государственном педагогическом университете уже начата подготовка специалистов на физико-математическом фа­культете (специальность «Физика и естествознание»), в стране созда­ны учебники для 5-9 классов. Примером глубокой интеграции мо­жет служить и курс «Мировая художественная культура», вобрав­ший знания из области музыки, театра, кино, изобразительного искусства и частично — художественной литературы.

Межпредметная интеграция может тесно сочетаться и с внутри-предметной интеграцией, образуя единое научное поле. Внутрипред-метная интеграция направлена, прежде всего, на «спрессовывание» материала в крупные блоки и приводит к изменению структуры учебного дня (день математики, день литературы). Основанная на образовательной области межпредметная интеграция в состоянии существенно обогатить внутрипредметную интеграцию (день биоло­гии на английском языке, математическая неделя с выходом на другие учебные дисциплины).

В некоторых высших учебных заведениях пошли еще дальше: взамен школьной «недели математики» или «недели биологии» в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

вузах практикуют микросеместры продолжительностью 6-8 недель. В рамках микросеместров изучаются 2-3 учебные дисциплины, и он завершается микроэкзаменационной сессией. Возможна ли та­кая система обучения в средней школе? Ответить на этот вопрос невозможно, так как идея не проходила апробации. Априорно мож­но утверждать, что на уровне средней школы система микросемест­ров вряд ли буде оправдана, так как специфика детской психологии требует долговременного ритма усвоения.

В.Т. Фоменко тонко заметил, что характерные для современного образования процессы гуманизации, информатизации, экологизации, регионализации — не что иное, как интеграционные процессы.

Обобщая изложенное выше, можно выделить следующие вариан­ты функционирования учебного процесса на интегративной основе.

1. Интегрированный курс формируется из содержания предме­тов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над со­держанием другого; обе научные дисциплины выступают на пари­тетных началах.

2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.

3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и вы­ступающих «на равных».

4. Интегрированной курс создается на основе дисциплин из близ­ких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою спе­цифику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

5. В интегративной связи находятся предметы взаимно удален­ных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего варйативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении.

6. «Преломление» общеобразовательной дисциплины через при­зму специфики школы (в профильных школах).

Построение учебного процесса на интегративной основе не огра­ничивается интегрированными курсами. Интегрированные курсы — это высшая стадия «срастания» учебных дисциплин. Однако интег­рация может иметь и эпизодический характер, и неглубокую сте­пень выраженности.

Технология разработки класса межпредметных познавательных задач предполагает предварительное вычленение сквозных межпред­метных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются задачи.372

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...