Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Стратегии развития зарубежных компаний




5.1. Классификация стратегий управления Табл. 5.1 Классификация стратегий

Стратегия В каких странах особенно выражено:
1) Продуктово-рыночная стратегия направлена на оп­ределение: видов конкретной продукции и технологий, ко­торые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности про­дукции.   *  
2) Стратегия маркетинга предполагает гибкое при­способление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исс­ледование рынка, комплекса мероприятий по форсирова­нию сбыта; распределение средств, ассигнованных на мар­кетинговую деятельность, между выбранными рынками.    
3) жесткая Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации но­вых секторов деятельности на конкретных рынках.    
4) Стратегия управления набором отраслей, высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру про­дукции в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых от­раслей и прекращения тех их них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.  
5) Стратегия нововведений (инновационная избирательная полити­ка) предполагает объединение целей технической поли­тики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции, на выбор определенных объектов исследова­ний, систематический активный поиск новых технологических возможностей.      
6) Стратегия капиталовложений предполагает систематический расчет масштабов выпуска отдельных видов продук­ции для определения конкурентных позиций по ним фирмы на рынке; выяснение возможностей оперативно-хозяйственной деятельности фирмы на основе краткосрочного планирования. (быстрое свертывание)    
7) Стратегия развития направлена на реализацию це­лей обеспечения устойчивых темпов развития и функцио­нирования фирмы. Стратегию развития филиалов и дочерних компаний по следующим ключевым направле­ниям определяет материнская компания: разработка но­вых видов продукции, расширение вертикальной интег­рации, повышение конкурентоспособности компании; увеличение экспорта; создание смешанных предприятий за рубежом; инвестирование. Данная стратегия 2 года была свернута до минимума в большинстве странах, сейчас наверстывают упущенное большинство стран.  
8) Стратегия поглощения: приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснациона­лизации капитала.  
9) Стратегия зарубежного инвестирования направле­на на создание за рубежом собственных производствен­ных предприятий — сборочных и по разработке сырьевых ресурсов. Данная стратегия была свернута до минимума в большинстве странах, сейчас незначительно набирает обороты    
10) Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности: разработка мер, обеспечивающих целесообразность развития всей деятельности, снижение до минимума предполагаемых возможных рисков и оценка выгод. Стратегия экспорта предусматривает ориентацию производства на удовлетво­рение потребностей иностранных потребителей. Используется: крупными компаниями - выпускающими сложное оборудование на основе заказов;   Развитие малого и среднего бизнеса. Мелкими компаниями- новейшую малогабаритную продукцию (часы), сбывают на рынках где невелики транспортные затраты, но велик риск зарубежных инвестиций. Данная стратегия развернута до максимума в большинстве странах  
11) Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам деятельности: 1)создание загранич­ного производства- была свернута, заграничное лицензирование. - по остатку,на данный моментнезначительно расширяется 2) экспорт в третьи страны товаров и ус­луг  
12) Стратегия быстрого развития (свертывания) («снятие сливок»): Стратегия быстрого развертывания зарубежных филиалов путем развития внеконкурентного производства по разработке но­вых видов продукции. С появлением аналогичных предприятий в регионе деятельность свертывается. Развивается малое предпринимательство.    
13) Сокращение (либо объемов производства, количества филиалов, работающего персонала )    
14) Консервация временное свертывание или значительное сокращение деятельности филиалов или дочерних предприятий      
15) Ликвидация ( или продажа компаний др. хозяину ) Крупный бизнес-   Средний и малый бизнес    

 

Таблица 5.1.1 Современные зависимые территории

Метрополия Зависимая территория Статус
1 2 3
Австралия Острова Ашмор и Картье; Кокосовы острова; Норфолк; Острова Корал­лового моря; о. Рождества; Острова Херд и Макдональд Внешняя территория
Великобритания Ангилья; Бермудские острова; Бри­танская территория в Индийском океане; Виргинские острова (Бри­танская часть); Гибралтар; Каймановы ост­рова; Монсеррат; Питкэрн; о. Святой Елены, Терке и Кайкос; Фолкленд­ские острова; Южная Георгия и Юж­ные Сандвичевы острова Заморская территория
  Гернси; Джерси; Мэн Коронная земля
Голландия Антильские острова (Нидерланд­ские); Аруба Автономная территория
Дания Гренландия; Фарерские острова Зависимая территория (автономный регион)
Израиль Палестина Оккупированная территория
Испания   Канарские острова Автономное сообщество
Мелилья, Сеута Автономный город
Марокко Западная Сахара Оккупированная территория
Новая Зеландия   Острова Кука; Ниуэ Самоуправляемая территория
Токелау Зависимая территория
Норвегия о. Бувэ, Свальбард Владение
Португалия Азорские острова; Мадейра Автономный регион
США Американское Самоа; Виргинские острова (США); Гуам; Малые Тихо­океанские острова; о. Навасса; Пуэр­то-Рико; Северные Марианские ост­рова Заморское владение (неприсоединённая территория)
Финляндия Аландские острова Автономная провинция
Франция   Гваделупа; Французская Гвиана; Мартиника; Реюньон Заморский департамент
о. Клиппертон; Острова Эпарсе (Разбросанные острова) Заморское владение
Майотта; Новая Каледония; Сен-Бартельми; Сен-Мартен; Сен-Пьер и Микелон; Уоллис и Футуна; Француз­ская Полинезия; Французские Юж­ные Территории Заморская территория

5. 2. Организация деятельности компаний по разработке стра­тегии. (достижение целей)

Табл.5.2 Стили и принципы управления..

1) Управление на основе контроля — используется, когда предполагается стабильное развитие на перспекти­ву; применяется финансовый контроль. 2-х типов: А) горизонтальная координация деятельности; делегируются полномочия и ответственность- право управления и принятия решений передается конкретному управляющему; разделения функций между административной и оперативной деятельностью нет; меньший удельный вес административных работников, з/плата по выработке; постоянный контроль владельца. Основная функция управляющих - исполнительная. Б) вертикальная система – четкое разделение функций; специализация; принцип единоначалия; систематическая корректировка планов; разработка годовых планов на основе предложений подготовленных на низовых уровнях; индивидуальный подход к работникам; выдвижение по профессиональным навыкам и инициативности; контроль по результатам. Осн. функция - организаторская – разработка новых целей, стратегий и их осуществление (увеличение ответственности на всех уровнях) *
2) Управление на основе экстраполяции (сопоставления, сравнения) — использует­ся, при рассмотрении перспектив развития на основе тенденций прошлых периодов; применяется при составлении текущих бюджетов, бюджетов капиталовложений - исходя из расчета окупаемости, целевого управления, долгосрочного планирования. Данный принцип управления восстанавливается в большинстве стран  
3) Управление на основе разработки принципиально но­вых стратегий — используется для изменения направления деятельности с новыми тенденциями развития, требующие принятия но­вых принципов управления; объединения усилий для новых возможностей, выработка новых стратегических позиций; разработка стратегических планов по периодам на перспективу.  
4) Управление на основе принятия оперативных реше­ний (оперативности) 2 типов: А)используется при тенденциях усиленного развития и в непредвиденных обстоятельствах; реинжиниринге (реструктуризация всех структур производства);   Б) применяется на ос­нове ранжирования стратегических задач (множественность планов, повышение требований к персоналу, смена кадрового менеджмента, взаимозаменяемость)  
5) Управление на основе моделей стратегического развития (на перспективу)- используются и разрабатываются различные модели развития и совершенствования, для каждой производственной единицы в отдельности (отдела, фирмы, филиала) на долгосрочный период с разбивкой на отдельные периоды, анализ прошлых периодов, завязывание прочных связей и рассмотрение различных вариантов сотрудничества  

 

5.4. Особенности организации управления в зарубежных фирмах

Табл.5.3 Особенности организации управления в зарубежных фирмах:

Американская модель Японская модель Западноевропейская модель Евро-Азиатская модель
Американ­ские фирмы на ранней ступени своего развития создавались в форме трестов, входящие в них произ­водственные отделения, лишены всякой самостоятельнос­ти. Директора предприятий полностью подчинены распоряжениям высшего руководства в вопросах: снятия с производства старой продукции и пере­хода на выпуск новой, установления цен, приобретения оборудования. В функции производственного отделения входит: распределение заказов между предприятиями, сле­дить за выполнением планов, контро­лировать качество, обслуживание, обеспечение. Выдвигаются задачи "стратегического" планирования, основанного на постановке и реализации долгосрочных целей по разработке и внедрению принципиально новой продукции, что приводит к усилению процессов поглощения и слияния, в результате, проводится систематическая перестройка органи­зационных структур (изменение структуры управления произвели 66% компаний из числа 500 промышлен­ных гигантов.) Ответственность каждого работ­ника четко определена, каждый руководитель несет лич­ную ответственность за выполнение установленных пока­зателей в условиях директивного планировании. Зарубежные филиалы свободно используют капитал, технологию, организацион­ный и управленческий опыт материнской компании Большинство зару­бежных фирм ТНК - это дочерние компа­нии, они подчиняются местным законам. Выполнение персоналом тех ра­бот, в рамках которых определена их компетенция. Задача менеджеров - в идентификации факторов, определяющих конкретную ситуацию. Реорганизация структуры управления компаний проводится только по производственной необходимости. Привнесение своих канонов корпоративной культуры и элементов менеджмента в зарубежные компании, скрытое проявление неуважения к чужим традициям (собственное «Я»). Принятие решения -компетенция руководителей всех звеньев (индивидуальная ответственность), и доводятся до исполнителей в короткие сроки. Производственные отделения выполняют роль ко­ординаторов деятельности входящих в них дочерних ком­паний, обладающих оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью. До­черние компании выступают центрами ответственности, прибыли. Центры ответственности: самостоятельно разрабатывают стратегические направления деятель­ности, ведут научные исследования и разработки, выяв­ляют потребителей продукции, осуществляют производство и сбыт, обеспечивают капи­таловложения на модернизацию производства, организу­ют снабжение. Центры прибыли: несут полную ответственность за норму прибыли, ведут самостоятельные балансы и имеют отдельные счета прибылей и убытков. В функции производственного отделения входит контроль и координация деятельности закреплен­ных за ним дочерних компаний по направлениям: научные исследования, про­изводство, сбыт, финансы. Предусматривается кол­лективная ответственность за выработку, принятие и ис­полнение решений. Преобладают филиалы со 100% участием национального капитала и полным контролем за их деятель­ностью со стороны материнской компании Распространен стиль управления, осно­ванный на принятии групповых решений Первостепенное значение придается совершенствованию организационной структуры и методам управле­ния. Материнская компания обеспечивает себе более высокий уровень прибыли. Материнская компания осу­ществляет строгий контроль за передачей новейшей тех­нологии своим зарубежным филиалам. Воспроизведение своего менеджмента и национальной корпоративной культуры во всех своих зарубежных компаниях и филиалах. Принятие решений на основе консенсуса, руководитель обладает полномочиями и властью, и использует их «деликатно», его решения не оспариваются. Тесные семейные узы. Отдельные компа­нии, связанные производственной деятельностью (Германии, Франции, Швеции) именуются "промышленными группами" независимо от того, возглавляются они оперативно-производственными ком­паниями или холдинговыми. В составе концер­нов большого числа юридически независимых дочерних компаний, обладающих оперативной самостоятельностью, территориально разобщенных, узко специализированных на выпуске закреп­ленной за ними продукции, что требует координации их дея­тельности через функции централизованного управления. Частичное участие среднего звена управления в выработке реше­ний путем согласования и обсуждения проектов решений. Соблюдение принципа единоначалия в принятии реше­ний; Материнская компания берет на себя функции в определении уровня цен на компонен­ты, экспортируемые на свои дочерние заграничные пред­приятия Потребность в использовании управленческого и технического опыта работника и оценка результатов его деятельности на этой основе. Должностные инструкции опреде­ляют четкий круг обязанностей каждого работника. Проведение реструктуризации управления в случае первой необходимости. Быстрая адаптация топ-менеджеров в различных зарубежных компаниях к их местной управленческой практике. Толерантность (терпимость) и проявление уважения к многообразию инокультуры (культур различных народов), многоязычие (изучение нескольких языков). Высокий уровень образовательных стандартов. Потеря времени из-за высокого уровня внутренних согласований между руководителями и др. структур. Стратегическое управлении фирмами на основе строгого контроля. Особенность: придается значение разработке разноплановых целей, которые составляют основу планирования и направлены на максимилизация прибыли. В основе планирования лежит анализ положения фир­мы на данный момент. Итоги анализа выступают в форме количественных по­казателей и прогнозов. Диверсификация производства. Массовое ис­пользование совместных предприятий. Разработка и использование инноваций-передовых технологий, и абсолютно новых видов товаров. Использование новейших методов производства Проведение реструктуризации управления и производства в случае первой необходимости. Планирование вклю­чает все вида, придается значение планированию гра­фиков работы (квартал, декада). Реорганизация структуры управления компаний проводится сразу по первой необходимости. Разрабатываются и используются различные модели развития фирм. Быстрая адаптация топ-менеджеров в различных зарубежных компаниях к их местной управленческой практике. Требования к подготовке управленческих кадров. Предусматривается как кол­лективная, так и индивидуальная ответственность за выработку, принятие и ис­полнение решений. Участие среднего звена управления в разработке реше­ний путем обсуждения проектов решений. Жесткое трудовое регулирование, ужесточение мер дисциплинарного и материального воздействия. Применяются стратегии: "продукт-рынок"; маркетинга; конку­рентная; зарубежного производства; инновации; экспорта; поглощения; быстрого развития. Налаживание деловых связей.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...