Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические предпосылки целостности нации




Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех, пока сохраняется феномен «МЫ», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной нации, идентифицируют себя с ней.

«Мы» же есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных условий существования ее представителей.

Для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая нация, непохожая, отличающаяся от нас существенно, зримо, выпукло, а потому остающаяся загадочной, непонятной, и, следовательно, являющаяся источником всяческих неожиданностей, опасностей.

Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь, порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы».

Если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, противопоставление одной нации другой рано или поздно угаснет.

Тем не менее «мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «их». Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны других. Эту закономерность хорошо демонстрирует пословица: «В чужом глазу видна и соринка, а в своем бревна не заметишь».

«Наши» взгляды, идеи, чувства, поведение более правильны, более справед­ливы, чем «их». «Чужо е» кажется плохим не потому, что оно по каким-то причинам хуже своего, а потому, что оно «чужое».

Принадлежность к какой-то группе, осознание ее - один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду - это самые простые и в то же время очень глубинные человеческие чувства.

Именно в отношения между родами впервые возникли оценки «мы - они», именно в ту эпоху закладывались устойчивые взгляды на характер отношений между будущими нациями.

В XX в. специальные исследования показали, что индивиду свойственно оценивать группу, к которой он принадлежит, позитивно. Этот феномен получил название ингруппового фаворитизма, обратная его сторона - аутгрупповой враждеб­ности.

Функцию межгрупповой дифференциации (деления на «мы» и «они») выпол­няют атрибутивные процессы, проявляющиеся в ходе познания людьми друг друга.

Под атрибуцией в широком смысле понимается приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в ходе непосредственного восприятия.

Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, получаемая в процессе наблюдения и познания, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в дополнительном «достраивании».


На уровне межгрупповых отношений проявляются два основных вида атрибутивных процессов.

Первый - это каузальная атрибуция, представляющая собой интерпретацию человеком в процессе межличностного восприятия причин поведения и мотивов деятель­ности других людей в зависимости от их групповой принадлежности. Исследование каузальной атрибуции показало:

- люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдае­
мых сведений и стремятся выяснить причины их поведения;

- поскольку информация, получаемая в процессе наблюдения, обычно
недостаточна для надежных выводов о других людях, наблюдатель находит вероятные
причины их поведения и приписывает их им;

- такая причинная интерпретация существенно влияет на действия и поступки
самого наблюдателя, на его отношения к другим людям.

Вторым атрибутивным процессом является стереотипизация, под которой понимается приписывание другим людям качеств, обусловленных их групповой принад­лежностью.

В этом случае достраивается образ наблюдаемых людей, субъективно дополняются или дописываются их личностные черты и характеристики.

Стереотипизация вместе с тем - это упрощенное, схематизированное, иногда близкое к истинному, иногда искаженное представление о других людях. Ее основное назначение - максимизировать воспринимаемые различия между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы (независимо от того, своя она или чужая).

Восприятие людей других групп зависит также от того, как мы их классифицируем. Это становится возможным благодаря феномену социальной категоризации, которая представляет собой:

а) когнитивную организацию и систематизацию результатов восприятия
людей других общностей, обусловленную социально-психологическими
закономерностями оценки реальной действительности;

б) способ классификации других общностей и систему ориентации, помогаю­
щую представителю конкретной группы определить свое место по отношению к ним.

Функционирование феноменов «мы» и «они» есть результат проявления не только атрибутивных процесс сов, но и феномена психологической защиты.

Психологическая защита - совокупность проявления бессознательных и сознательных, регулируемых спонтанно механизмов устранения из национального сознания состояний тревоги и напряженности, неприятных, травмирующих переживаний, эмоций и чувств, а также любого внутреннего дискомфорта, связанного с общением и взаимодействием с представителями других наций.

Психологическая защита может действовать спонтанно (неосознанно), а может использоваться специально (осознанно) в чьих-либо интересах.


Напр., во время и после трагических событий 1994-1996 гг. в Чечне на страницах отечест­венной печати и на телеэкранах стали появляться материалы, в которых высказывалось мнение о давнем «враждебном отношении» чеченцев к русским. Из глубин истории стали извлекаться соответствующие примеры и факты. С помощью СМИ официальные власти пытались таким образом снять у представителей русского и других народов нашей страны излишнее дискомфортное напряжение, связанное с событиями в Чечне.

Аналогичную картину мы наблюдали и во время кровавых событий осени 1992 г. в Пригородном районе РСО, когда шла повсеместная информационная блокада почти во всех СМИ, односторонне, с подачи осетин, освещая проблему и представляя ингушей агрессивными, интолерантными и исторически предрасположенными к экспансии, оправдывая т.о. геноцид ингушей осетинскими бандформированиями и российской армией.

Психологическая защита осуществляется в различных формах. Одна из них - противоположная реакция, представляет собой процесс формирования негативного отношения к представителям той или иной нации на основе первичного бессознательного эмоционального отвержения какой-либо идеи, которая кажется неприемлемой, больно затрагивающей самолюбие, но при бесстрастном рациональном восприятии не должна была бы отбрасываться.

В результате противоположной реакции нередко формируются отношения представителей того или иного народа, полностью противоположные вытесненным в бессознательное и вызывающие взаимный дискомфорт.

Так, в сознании людей сформировалось мнение, что с чеченским сепаратизмом можно покончить только военными средствами.

Другая форма психологической защиты - психологическое вытеснение -состоит в активном неосознанном устранении из сферы сознательного представителей тех или иных наций и переводе в область бессознательного неприемлемых для них мыслей, воспоминаний, переживаний.

Такой перевод позволяет как бы обойти, избежать или локализовать конфликт между сознательным и бессознательным, вызванный какими-либо ранее имевшими место фактами национального унижения или оскорбления.

То, что разрушает или деформирует национальное самосознание, вытесняется, и это сохраняет социальную общность от разрушительных социальных потрясений, конфликтов и эмоциональных переживаний.

Всегда наблюдается закономерность: в период обострения отношений между нациями, народностями из общественного сознания вытесняются положительные чувства, мысли, ценности, переживания, события, усиливаются негативные настроения и установки.

Существует проявление и такой формы защиты нации, как психологический смысловой барьер, который представляет собой взаимное непонимание, возникающее между людьми и вызываемое тем, что одно и то же явление имеет для них различное смысловое значение, и неоднозначное толкование в силу принадлежности к разным национальным культурам.

Напр., в некоторых восточных странах принято снимать обувь перед входом в жилище, В европейских же государствах, наоборот, гостя пропускают в дом в обуви. То же самое относится и к жестам. Движения головой, плечами, руками, походка, взгляд в однотипных ситуациях у разных народов означают не одно и то же. В связи с этим в новой национальной среде человек может попасть в неловкое положение.


Так, для испанца прикосновение собеседника к мочке уха - оскорбление.

Для грека таким же оскорблением будет поднятая рука с открытой ладонью в его сторону.

Говоря «да», грек, турок, болгарин будут поворачивать голову вправо и влево, что для большинства европейцев означает «нет».

Африканцы и азиаты считают на пальцах не так, как это делают в Париже и Вашингтоне.

Или же жесты, которые имеют различные толкования: большой и указательный пальцы сложены в виде кольца. Для американца - это «о'кей», для жителей французского Средиземноморья - «ноль» или «ничто», для тунисца - «я тебя убью», для японца - «деньги».

Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, ум - в Голландии. У итальянцев из Флоренции палец у века - проявление доброжелатель­ности, а для испанца этот жест означает недоверие; француз же посчитает, что его принимают за лжеца.

Т.о., каждый народ и его культура уникальны, и есть элементы несовпадений, различий, которые при их взаимодействии на уровне непосредственного общения могут выступать как смысловые барьеры.

Существует и такая форма психологической защиты, как психологическая проекция. Она заключается в сознательном или бессознательном перенесении представителями той или иной нации собственных свойств, состояний, переживаний на других людей.

Проекция может быть творческой, созидательной. А может быть и деструктивной, принимая вид или бессознательной попытки в критической ситуации найти козла отпущения, или интерпретации ситуаций, событий с переносом на них собственных чувств, собственного опыта, или бессознательного приписывания представителям других наций собственных чувств, собственного опыта, или бессознательного приписывания не одобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий.

Проекция может проявляться и в виде бессознательных попыток представителей той или иной нации избавиться от навязчивой.идеи, внутреннего морального конфликта путем обвинения представителей других этнических общностей в каких-то грехах.

Иногда психологическая проекция проявляется во взаимных претензиях, обвинениях. Нередко единственным основанием для них служит стремление людей найти выход в своей раздражительности, своим обидам. Подобные реакции в целом совпадают с общечеловеческими механизмами снятия психического напряжения.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение понятию «нация»

2. Что составляет психологическую основу нации?

3. Каковы особенности межэтнических отношений?

4. Перечислите механизмы психологической защиты этноса

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Подумайте над проблемой соотношений понятий «общечеловеческое» и «общенацио­
нальное.

2. Осмыслите факторы, которые могли бы служить предпосылками объединения наций
в будущем.

3. Составьте схему, позволяющую понять логику превращения общечеловеческого в
национальное.

4. Осмыслите проявление механизмов психологической защиты в ваших отношениях с
представителями других народов.


Лекция № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...