Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если они находились длительное время в состоянии конфликта и вражды, тогда вырабатывалась в основном негативная психологическая установка.




Результаты американских социально-психологических исследований (Журнал Тайме Мирроу Сентер) показали: поляки и немцы не любят друг друга, немцы, в свою очередь, высокомерно относят к туркам; французы питают недоверие к американцам;

русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев; венгры плохо воспринимают румын и арабов, а в Словакии то же самое наблюдается в отношение к венграм.

В Европе наиболее отвергаемой является этническая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев.

Все эти предубеждения предопределены историческими предрассудками и прочно вошли в сознание множества людей.

В национальном сознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу, в силу чего европеец с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, т.к. они друг другу доверяют меньше //.

В такой интерпретации этническое самосознание по смыслу близко к понятию этнической идентичности или этничности (терминах, более принятых в западной научной традиции).

Этничность или этническая идентичность - понятия довольно новые, вошедшие в научный обиход лишь с сер. XX века (термин этничность приписывается америк.социологу Д. Рисману в 1953 г.).

 

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно - представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

В рамках концепции социальной идентичности Г. Тэджфела индивиду свойст­венно оценивать этническую группу, к которой он принадлежит, позитивно, и этот положительный когнитивный уклон в пользу «СВОЕЙ» группы получил название «ингруппового фаворитизма».

Это обеспечивает на индивидуальном уровне необходимое личности само­уважение, а на групповом уровне - сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям.

Обратной стороной ингруппового фаворитизма считается аутгрупповая враждебность (или этноцентризм), или негативная оценка других этнических групп, |или негативная оценка других этнических групп, внешних по отношению к своей собственной.

Как показывают исследования Г. Тэджфела, аутгрупповая враждебность может возникнуть и без выраженного межэтнического противостояния или конфликта, являясь когнитивным следствием деления человечества на группы (социальной категоризации).

Иллюстрацией бытования в этническом сознании ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности являются этнические стереотипы - упрощенные, схемати­зированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей.

Этноцентризм - восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры.

Оценки различий между группами по типу «мы лучше, они - хуже» известны давно. Термин этноцентризм был введен У. Самнером в 1906 г., который считал, что в сознании людей существует тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие.

Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую «картину мира». Если мы все время живем в одной культуре, то естественным для нас будет считать свою культуру стандартом.

В современной этнопсихологии выделяют этнические автостереотипы - представления и характеристики членов своей этнической группы и этнические гетеростереотипы - образы представителей других этнических групп.

Автостереотипы отличаются значительно большей позитивностью, чем этнические гетеростереотипы.

Особую роль в жизни нации играют ее национальные интересы, отражающие ценности этнической общности и являющиеся важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом.

Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается как покушение на ее свободу и жизненные права. Благодаря развитому национальному сознанию, различные этнические общности стремятся к единству, не поступаются своими нацио -нальными интересами, защищая их всеми возможными средствами - политическими, правовыми и даже вооруженным путем.

 

Специфику национальным интересам придают национальные вкусы,

представляющие собой исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, хорошему и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности.

Национальные вкусы проявляются в поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, танцах и музыке этносов.

Действия и поступки представителей нации реализуются под воздействием национальной самооценки, в которой сочетается оценка личностью своих возможностей и качеств, своей роли в этнической общности с оценкой значимости нации в целом среди других народов.

По А.Д. Карнышеву (соц.психолог), национальная самооценка может быть:

- заниженной, когда человек не знает возможностей и достоинств своего народа, не раскрыл свои и его потенциалы, тяготится мнимой ущербностью своих соплеменников и поэтому по возможности открещивается от них (в этом случае проявляются такие состояния человека, как униженность, подавленность, угнетенность, которые нередко трансформируются на состояние этноса в целом);

- адекватно низкой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, сознает пока что незначительный или не до конца оцененный вклад в межэтническое сотрудничество, но не удручен этим, верит в перспективу, хотя и не выставляет напоказ эту убежденность;

- адекватно высокой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, знает ее исторический и современный вклад в мировое содружество, гордится известными представителями своего народа, боготворит и стремится следовать их путем(
гордость, чувство национального достоинства, уважение к себе и своему этносу;

- завышенной, при которой человек по каким-то причинам переоценивает все собственной нации среди других, намеренно подчеркивает ее исключительность, постоянно выпячивает ее известные и малоизвестные достоинства, неадекватно завышает значение ее представителей, при этом идентифицируя себя с ними (следствие: заносчивость, притязательность, апломб, амбиция, высокомерие, гордыня).

Уровень этнической самооценки предопределяет поведение человека по отношению как к своему, так и к другим этносам. Негативно сказываются крайние уровни самооценок - как заниженная, так и завышенная.

Опасность первой в том, что личность с заниженной национальной самооценкой ведет себя инертно, пассивно, не стремится изменить сложившееся положение и может стать безмолвным орудием в руках нечистоплотных людей.

Не менее, если не более, опасна для межэтнических контактов и завышенная национальная самооценка, особенно для тех людей, кто догматически верит в ее непогрешимость. Такая оценка естественно детерминирует соответствующее поведение по отношению к другим людям.

Уровень самооценки и самоуважения у конкретных людей прямо пропорционально связан с чувством национального достоинства.

 

Чувство национального достоинства - это внутреннее переживание людьми безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок.

Составляющими чувства национального достоинства являются:

- гордость делами, помыслами и духовным богатством своих предков, своего народа;

- уважение к положительным обычаям и традициям;

- любовь к родному краю, чувство неразрывности с его ландшафтом и природой;

- почитание в качестве непреложных образцов культуры, фольклора и др. Именно в дифференциации и абсолютизации некоторых характеристик национального достоинства надо искать первооснову таких явлений, как нац. гордость, патриотизм, национализм, шовинизм, космополитизм (гр.букв. гражданин мира)...

Национальная гордость - это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в пони­мании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.

Она выражается:

- в стремлении нации способствовать всемерному развитию своих традиций,
языка, материальной и духовной культуры;

- готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость
нации, неуважительно относится к ее культуре и ее представителям.

Понятие национальной гордости близко по значению понятию патриотизма и любви к Родине (патриотизм от греч. Patria - родина, отечество), содержанием которо­го является любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать ее от врагов.

Гипертрофированное чувство национальной гордости ведет к возникновению национализма и шовинизма.

Национализм - идеология, социальная практика и политика, в основ которых лежит идея превосходства одних, «высших» наций над другими, «низшими», «неполноценными». Для него характерна проповедь исключительности и превосходства, пренебрежительное отношение к другим нациям и народностям".

В свою очередь, шовинизм (от фр.) представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму национализма, выражающуюся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном чванстве и высокомерии.

(Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда» одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен, прототипом его был ветеран наполеоновских войн Н. Шовен)

Словом «шовинизм» обозначают и различные проявления националисти­ческого экстремизма. На практике он зачастую сочетается с расизмом.

Разновидностью шовинизма является великодержавный шовинизм -

идеология и политика господствующих классов нации, занимающая главенствующее (державное) положение в обществе. Он направлен на порабощение других наций, их дискриминацию в различных областях общественной жизни.

Враждебность одного этноса в отношение другого неизбежно порождает консолидацию этноса-жертвы, повышает этническую самоидентификацию и др.

У любой нации всегда присутствуют «харизматические» личности, вожди. Они занимают активную позицию, аккумулируют и выражают животрепещущие идеи, настроения, чаяния и надежды своего народа.

Т.е., чтобы этнос развивался, эволюционировал и эффективно взаимодействовал с другими этносами, в его «общей массе» должны существовать формальные и неформальные лидеры, более других способные предвидеть грядущие изменения и направлять жизнь людей адекватно этим изменениям.

Им присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, целеустремленность, способность к внушению. Не всегда их деятельность оказывается успешной, и они совершенно закономерно становятся первыми жертвами в случае неудач и тупиковых ситуаций в развитии этноса.

Л.Н. Гумилев называл таких личностей пассионариями (лидеры)и относил их к числу Наполеона, А. Македонского, Яна Гуса, Чингиз-Хана, А.В. Суворова и др. Явление, которое порождает таких личностей, он назвал пассионарностью.

В общем виде под пассионарностью понимается наличие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, делающей ее способной к сверхмощному напряжению, а, значит, обладающей силой влиять на окружающих возбуждающе, стимулируя их повышенную активность.

Пассионарность - заразительна, - писал Гумилев. Это значит, что люди гармоничные (еще более - импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они сами были пассионарны. Дистанцирование же от них придает людям свой природный псйхоэтнический облик.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...