Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аккультурация. Основные статегии аккультурации




Классическое определение аккультурации было дано в русле культур-антропо-логии в 1936 году: «Аккультурация - феномен, проявляющийся тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный кон­такт, последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп» (Берри, 1990).

Т.о., понятие аккультурации определяет изменения в исходной культуре вследствие групповой миграции и их результаты.

Некоторые люди вступают в межэтнические контакты, оказавшись в инокуль-турной среде (иммигранты, беженцы), другим новую культуру «приносят» на место их постоянного проживания (представители аборигенных народов).

Одни индивиды вступают на путь взаимодействия добровольно (иммигранты), другие делают это вынужденно (беженцы, представители аборигенных народов).

И, наконец, переселенцы, напр., эмигранты, покидают родные места навсегда.

Визитеры (шпионы, миссионеры, деловые люди и студенты) длительное время живут в чужой культуре.

Туристы, а также участники научных конференций и т.п. оказываются в непривыч­ном окружении на непродолжительное время.

Серьезные проблемы для процесса взаимодействия между представителями разных культур, стран и народов связаны с предубеждениями, дискриминацией и межэтничес­кими конфликтами.

Исследователи рассматривают множество переменных, от которых зависит благоприятность взаимодействия представителей разных культур и этносов:

- территория, которая может быть общей или «своей» лишь для одной из групп;

- продолжительность взаимодействия (постоянное, долговременное, кратковре­-
менное);

- цель (совместная деятельность, совместное проживание, учеба, досуг);

- тип вовлечения в жизнь общества (от участия до наблюдения);

- частота и глубина контактов;

- относительное равенство статуса и прав;

- численное соотношение (большинство - меньшинство);

- явные различительные признаки (язык, религия, раса).

Но и при самых благоприятных условиях контакта у переселенца или визитера могут возникнуть сложности и напряженность при общении с представителями страны пребывания. Как отмечал немецкий философ и психиатр К. Ясперс (1883-1969), чувство тоски по родине знакомо людям с глубокой древности [ Им мучается Одиссей, гонимый по свету в поисках Итаки. В Греции, особенно в Афинах, ссылка считалась самым большим наказанием ].

Боль разлуки с родиной ощущают и современные переселенцы. По данным социологического опроса, очень многих из эмигрантов «четвертой волны», т.е. тех, кто

выехал из бывшего СССР в последние годы, мучает ностальгия: в Канаде -69%, в США - 72 %, в Израиле - 87 % [ Фрейнкман-Хрусталева, Новиков, 1995 ].

Поэтому большое значение приобретает изучение межкультурной адаптации -

в широком смысле понимаемого как сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, принимая ее традиции как свои собственные и действуя в соответствии с ними.

Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы, полноправном межличностном взаимодействии с ее членами.

Интерес к проблемам межкультурной адаптации (или аккультурации) возник в мировой науке в начале XX в. Но долгое время серьезные исследования проводились только этнологами при изучении аккультурации, которую Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц определили как «результат непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих групп».

Первоначально аккультурация рассматривалась исключительно как феномен группового уровня, и лишь позднее было введено понятие психологической аккульту­рации.

Если аккультурация - это процесс в культуре группы, то психологическая аккультурация - это процесс изменения в психологии индивида. [В настоящее время термин аккультурация иногда используется для обозначения любого вхождения индивида в новую для него культуру и в определенном смысле в качестве более поздней формы инкультурации].

 

Вопросы к зачету:

1. Предмет этно- и кросс-культурной психологии

2. Цели и задачи этно- и кросс-культурной психологии

3. История развития этнопсихологии

4. Психологическая характеристика этнических общностей: раса, классы, этнос, нация

5. Признаки этноса

6. Типы этносов: род и племя

7. Культура. Виды культуры

8. Культурные различия: биологические, экологические, кросс-национальные

9. Этничность с т.зр. ортодоксального направления и инструментализма. Причины утраты этничности

10. Этничность или этническая идентичность с т.зр. премордиализма

11. Этнос в понимании Л.Н. Гумилева. Явление комплиментарности

12. Нация. Факторы, способствующие формированию и развитии. Нации.

13. Роль народности в становлении нации

14. Национальное сознание и самосознание. Их детерминанты

15. Теоретический и обыденный уровень национального (этнического) сознания

16. Явления ингруппового фаворитизма и аутгрупповой фраждебности (этноцентризма) в концепции социальной идентичности Г. Тэджфела

17. Этнические стереотипы

18. Понятия авто- и гетеростереотипы

19. Национальные интересы и национальные вкусы

20. Национальная самооценка: адекватно низкая, адекватно высокая, заниженная завышенная

21. Чувство национального достоинства и национальной гордости, их составляющие

22. Явления национализма, шовинизма, экстремизма и расизма

23. Харизматические личности и пассионарии, по Л.Н. Гумилеву

24. Фазы пассионарности: подъем, акматическая, надлома, инерционная, обскурации

25. Национальная культура и национальный язык

26. Различие культур: восточная и западная.

27. Измерения культур, по У. и К. Стефаны: индивидулизм/ коллективизм; степень толерантности, маскулинность/ феминность; сложность культуры, эмоциональный контроль и др.

28. Внешняя и внутренняя культура

29. Эмик- и этик-культуры

30. Культура и неравенство полов

31. Мораль и коллективистские и индивидуалистические культуры. Остракизм

32. Культкурные синдромы, по Г. Триандису: простота-сложность, индивидуализм-коллективизм, открытость-закрытость. Их достоинства и недостатки

33. Понятия ингруппа-аутгруппа, идеоцентризм-оллоцентризм

34. Психология межэтнических отношений: конструктивные/деструктивные взаимоотношения

35. Возможные результаты межэтнических контактов. Типы поведения: конформный/перебежчик/, националист, маргинал, посредник

36. Последствия межкультурного контакта, по С. Бокнеру: геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция

37. Межэтническая напряженность. Ее причины

38. Толерантность-интолерантность, автостереотипы-гетеростереотипы

39. Аккультурация. Мультикультурализм

 

 

Основная литература

1. Боронин А.С. Этническая психология. – Киев, 2000

2. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону, Феникс,

2000.

3. Кураев Г.А. Пожарская Е.Н. Этническая психология. – Ростов-на-Дону, 2000.

4. Крысько В.Г. Этническая психология. – М., Академия, 2002.

5 Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 2001.

6. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М., 2004

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., Аспект-Пресс, 2003.

8. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности /

Под ред. Г.У. Солдатовой. – М., 2002.

9. Этническая психология: Хрестоматия / Под. ред. А.И. Егоровой. – СПб., 2003.

Дополнительная литература

1. Баронин А.С. Этническая психология. – Киев, 2000.

2. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 2001.

3. Левкович В.П. Методика изучения супружеских отношений в смешанных семьях. – М., 1993.

4. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1995.

5. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998.

6. Народы и религии мира: Энциклопедия. – М., 1998.

7. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – М., 1999.

8. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.

 

ТЕЗАУРУС

 

Амбивалентность — несогласованность, противоречивость не­скольких одновременно испытываемых эмоциональных от­ношений к некоторому объекту.

 

Аккультурация – феномен, появляющийся тогда, когда группы индивидов из

разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт,

последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры

одной или обеих групп. Т.Е. понятие аккультурации определяет изменения в

исходной культуре вследствие групповой миграции и их результаты.

Апатрид (а..+ патрикас-родина) – аполид – лицо без гражданства (подданства)

Ассимиляция - вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью

идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического

меньшинства, к которому принадлежит.

Ассимиляция (как один из вариантов последствий межэтнических контактов) –

термин, используемый для описания поглощения одной культуры другой. Это

происходит, когда этнокультурная группа постепенно добровольно или

вынужденно адаптируется к обычаям, ценностям, жизненным стилям доминирующей культуры. После нескольких поколений такой ассимиляции члены группы меньшинства имеют тенденцию становиться культурно и даже физически неотличимыми от коренных жителей, что приводит к фактическому исчезновению этнической культуры меньшинства.

 

Геноцид (как один из вариантов последствий межэтнических контактов) – это

ситуация, когда одна этническая или культурная группа, обычно численно

доминирующая или обладающая превосходящими технологическими ресурсами,

уничтожает или пытается уничтожить всех членов другой этнической (или

культурной) группы, с которыми вступает в контакт. В оправдание обычно

выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности

группы, подвергающейся уничтожению.

В психологическом плане геноцид - это выражение предельной интолерантности

(нетерпимости) к иному образу жизни, другой "картине мира" (этнической или

культурной) вплоть до физического уничтожения ее носителей.

 

Сепарация означает, что представители этнического меньшинства отрицают

культуру большинства и сохраняют свои этнические особенности.

 

Базовая личность – основная личностная структура, формируемая данной куль-

турой. По определению американского исследователя А.Кардинера, базовая

личность —это склонности, представления, способы связи с другими людьми. Это все то, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет ему достигать удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка, т.е. базовая личность есть адаптация к фундаментальным реальностям жизни в определенной культуре. У каждого народа существует своя базовая структура личности, которая передается из поколения в поколение посредством социализации и в какой-то мере определяет судьбу данного народа.

 

Диффузия культур — процесс обмена элементами культуры между различными обществами.

Интериоризация — формирование внутренних структур чело­веческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Комплиментарность -(фр.букв. хвалебный) преувеличенно положительный

отзыв (чаще о своем этносе)

Конфликт — социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем устране­ния, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным це­лям.

Конфликтность — фундаментальная характеристика существо­вания общества, его склонность решать проблемы с помо­щью конфликта.

 

Кросс-культурная психология – наука, изучающая сходства и различия в

психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим

группам; связи психологических различий с социокультурными, экологическими

и биологическими особенностями, а также – современные изменения этих различий.

 

Культурный синдром (по Т.Триандису) – это определенный набор ценностей,

установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур

отличается от другой.

Примордиализм – одно из научных направлений в этнопсихологии, объясняющее

этничность как врожденную характеристику, лежащую в основе группового (этнического) сознания и поведения. Некоторые ортодоксальные последователи этого направления считают, что этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается из поколения в поколение.

Идеоцентризм - поведение, ориентированное на самовосприятие.

 

Инструментализм – одно из научных направлений в этнопсихологии,

определяющее этнические общности как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий людей и создаваемых ими

институтов, особенно со стороны государства. Этничность понимается как идеология, создаваемая элитой для мобилизации масс и достижения собственных интересов в борьбе за власть (политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего обеспечения социального комфорта в рамках культурно однородных сообществ)

Инструменталисты полагают, что этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества. Этническая идентичность при этом может как возрастать, так и уменьшаться в зависимости от множества факторов, в том числе от умения политиков эффективно мобилизовать группу для достижения общих целей или отражения внешней угрозы. Т.е. это очень изменчивое, подверженное манипуляциям и зависимое от ситуации явление группового сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к поколению.

 

Интеграция – вариант аккультурации, который характеризуется идентификацией

как со старой, так и с новой культурами.

Интеграция (как один из вариантов последствий межэтнических контактов) - такой

принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им

исходно культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в

единое общество на другом, равно значимом для них основании. В

психологическом плане это наиболее позитивный вид межкультурного

взаимодействия, когда члены этнических (культурных) групп полностью

справляются с трудностями принятия другого образа жизни, другой «картины

мира» и даже находят положительные моменты в такой разности и подобном

взаимном существовании.

Инструментализм – представители этого направленияполагают, что этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества.; она может возрастать или уменьшаться в зависимости от множества факторов, в т. ч. от умения политиков эффективно мобилизовать группу для достижения общих целей или отражения внешней угрозы.

Конструктивизм -считают, что этническая идентичность социально

конструируется политическими элитами в борьбе за власть, т.е. это очень

изменчивое, подверженное манипуляции и зависимое от ситуации явление

группового сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к

поколению.

Культура (по Д.Матсумото) – совокупность установок, ценностей, верований и

поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и

передаваемое от поколения к поколению.

Культурный шок (по А.Бочнеру и С.Фэрнхему) - это шок от нового. Гипотеза

культурного шока основана на том, что опыт новой культуры является

неприятным или шоковым частью потому, что он неожидан, а частью потому,

что он может привести к негативной оценке собственной культуры.

Макроэтническая единица (межэтническая общность) — образо­вание, охватывающее несколько основных этнических еди­ниц, однако характеризующееся меньшей интенсивностью этнических особенностей, чем каждая из подобных единиц.

Маргинальность — форма изменения этнического наследова­ния, при которой лицо, родители которого являются пред­ставителями разных этнических групп, находится на границе двух этнических групп; фактор происхождения в таком слу­чае перестает быть основой определения этнической при­надлежности, а право выбора «своей» этнической группы переходит к маргиналу.

Маргинальностъ ( этнокультурная) – вариант аккультурации, при которой мигрант

не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с

культурой этнического меньшинства вследствие отсутствия возможности (или

интереса) поддержания культурной идентичности (часто из-за вынужденных или

навязанных культурных потерь) и отсутствия желания установления отношений с

окружающим обществом (из-за отвержения доминирующей культурой или

дискриминации).

Межэтнические отношения — субъективно переживаемые от­ношения между людьми различных национальностей, этни­ческими общностями.

Ментальность — социально-психологическая характеристика духовного мира человека или социальной общности, эпо­хи или этнокультуры.

Модальная личность. Это понятие выражает наибольшую распространенность

(моду) типа личности в культуре, т.е. наиболее часто встречающийся или

наиболее массовый тип личности в данной культуре. Но оно не значит

«усредненная личность».

Мультикультурализм – (лат. мульти – много; множественность, многократность) идеология и политика доминирующего общества, заключающаяся в позитивном отношении к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов общества к потребностям разных культурных групп.

Нарратив – структурированный текст, рационально-прагматическое, но тесно связанное с эмоционально-интуитивной сферой жизни, высказывание (рассказ, история) вместе с социально-культурной практикой, к которой оно принадлежит и которую в себе несет. Противоположен дискурсу -логически чистое высказывание, свободное от эмоционально-интуитивной сферы.

Националистические настроения — частный случай предметно ориентированных общественных настроений, для которого свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность.

Национальная идентификация — процесс самоотождествления с нацией на основании какой-либо связи, а также включе­ние в свой собственный мир и принятие норм, ценностей и образцов этой нации.

Национальное самосознание — относительно устойчивая, осоз­нанная, переживаемая как неповторимая система представ­лений индивида о себе как о представителе определенной нации.

Национальный характер — компонент психического склада нации, который определяется как система отношений кон­кретной этнической общности к различным сторонам окру­жающей действительности, закрепившаяся и проявляюща­яся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом.

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность лю­дей, возникшая на базе общности языка, территории, эко­номической жизни и психического склада, проявляющая­ся в общности культуры.

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма. Формирование основных структур психики индивида в те­чение его детства. В ходе интериоризации ребенок «присваи­вает» социальные, знаково-символические структуры и сред­ства деятельности этнической группы.

Ортодоксальный (др.-гр. - правомерный; убеждение, учение, лишенное здравого смысла) последователи этого направления в этнопсихологии считают, что

этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность

передается из поколения в поколение.

Премордиализм - один из подходов в национализме, согласно которому нация (а, значит, и этническая идентичность) зародились в древности; этничность является врожденной характеристикой, лежащей в основе группового (этнического) сознания и поведения.

Процесс перемещения — психологический механизм, при по­мощи которого становится возможным направить эмоцио­нальную реакцию на объект, который причинно не связан с возникновением этой реакции и который чаще всего ис­пользуется в культивации этноцентризма, этнических пред­рассудков, для возникновения националистических настро­ений.

Проксемика (по Альтману) – как отделение личной территории, которая включает

«персонализацию места, объекта и общения, которые становятся собственностью

человека или группы». Ограждение «своего» пространства тем или иным

способом означает подчеркивание чувства личной идентичности или «самости».

Психический склад нации — сочетание национального самосоз­нания, чувства и характера.

Психологическая норма этноса — граница применимости со­циальной нормы.

Сакральный основанный не на разуме, а на вере

 

Сегрегация - пример изолированного, независимого существования этнических

культур. Внутри одного общества сегрегация может исходить или от

доминирующего большинства, добивающегося отстранения определенных групп

меньшинств от ключевых позиций; или от самих групп меньшинств, активно

добивающихся отдельного положения, культурной независимости,

национальных школ, земельных владений или других форм собственности на

основе этнической принадлежности, санкций против межнациональных браков и

т.д. (самосегрегация). На межгосударственном уровне это означает стремление

обществ к изоляции друг от друга

 

Социоцентризм - поведение, ориентированное на других (скромность, сочувствие,

сострадание);

Субэтничное подразделение (этнографические группы) — общ­ности, в которых основные этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах, и которые являются составными частями этих единиц.

Филогенез — историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникно­вения и исторического развития (эволюции) психики и по­ведения.

Эгоцентризм — форма проявления этнического конфликта, под которой понимается неспособность индивида, сосредоточи­ваясь на собственных интересах, изменить исходную позна­вательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противореча­щей его опыту информации.

Элементарная этническая единица (микроэтническая единица) — наименьшая составная часть основной этнической едини­цы, представляющие собой границу ее делимости Таковы­ми являются этнические группы, семьи.

Этническая общность (этнос) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представлен­ный племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» бли­зок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистичес­кой группы (например русские, украинцы, поляки и дру­гие — славянская этнографическая общность), также обо­собленные части внутри народа (этнографической группы).

Этническая самоидентификация — отождествление личностью себя с той или иной этнической группой.

Этнический конфликт — 1) форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоречивыми интересами поляри­зуются по этническому признаку; 2) относительно устой­чивое представление о моральных, умственных, физичес­ких качествах, присущих представителям различных этни­ческих общностей.

Этнический стереотип — устойчивое, эмоциональное по сво­ей природе психическое образование, чувственно окраши­вающее социальные образы, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоот­ношения людей.

Этноцентризм — восприятие и интерпретация поведения других через призму

своей культуры. Оценки различий между группами по типу «мы лучше, они –

хуже» известны давно. Термин этноцентризм был введен У.Самнером в 190 6г.,

который считал, что в сознании людей существует сильная тенденция

использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою

группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие;

или

совокупность массовых иррациональных пред­ставлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизиро­ванных упрощенных образов своего народа

Этнопсихология — это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая

• особенности психики людей различных народов и куль­тур,

• проблемы национальных особенностей мировосприятия,

• проблемы национальных особенностей взаимоотношений

• проблемы национального характера,

• закономерности формирования и функции национально­го самосознания и этнических стереотипов,

• закономерности формирования обществ, национальных общин

Этнопсихология - наука, изучающая психологические особенности индивида или

группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и

проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...