Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Словосложение как способ словообразования в современном и древнеанглийском английском




Дефиниция сложного слова и его цельнооформленность

Одним из наиболее древних, универсальных и распространенных способов словообразования в английском языке является словосложение, не утратившее своей активности и в настоящее время. Однако проблема сложного слова в английском языке еще далеко не решена. Сама дефиниция сложного слова представляет большие трудности. Прежде всего, из за сложности определяемого объекта, во - вторых, из за наличия многих явлений, смежных с определяемым, в - третьих, из - за различных лингвистических воззрений и подходов к определяемому объекту сложному слову. В поисках дефиниции сложного слова можно исходить из морфологических и словообразовательных позиций. Следовательно, при идентификации сложного слова необходимо учитывать критерии сложного слова и способы установления того, отвечает ли исследуемая лексическая единица данным критериям

Критерии сложного слова должны быть сосредоточены в его дефиниции. Лингвистическая литература изобилует дефинициями сложного слова. Так А. И. Смирницкий выделяет слова простые, слова производные и слова сложные, в основу которых входит две или большее количество корневых морфем [Смирницкий 1956: 157]. И. В. Арнольд дает следующее определение: «Сложным словом (a compound word) называется объединение двух или, реже, трех основ, функционирующее как одно целое и выделяющееся в составе предложения как особая лексическая единица, благодаря своей цельнооформленности» [Арнольд 1986: 150]. Г. Марчанд утверждает, что образование сложного слова происходит путем соединения двух основ на основании синтагмы (определяемое определяющее) [Marchand 1969].

Глава 2. Исследование сложных слов в древнеанглийском языке

Модели образования сложных слов по частям речи

Сложные слова образуются по определенным моделям, которые значительно отличаются друг от друга по многим характеристикам. Пополнение словарного состава древнеанглийского языка в значительной степени осуществлялось путём словосложения, т.е. соединения двух (или нескольких) основ в одно слово. В древнеанглийском, как и в современном английском языке, соединяемые основы либо примыкали непосредственно друг к другу, либо сохраняли при себе словоизменительные (главным образом падежные) суффиксы, что бывало в тех случаях, когда словосочетания сливались в одно слово. Первым способом были образованы многие имена существительные и прилагательные, а также некоторые глаголы.

Для практического исследования в древнеанглийском эпосе «Беовульф» в результате целенаправленной выборки было найдено 243 сложных слова, которые были проанализированы по моделям образования, основываясь на различных классификациях и структурных типах, рассмотренных в теоретической части. Для того чтобы провести предложенное исследование, прежде всего, было установлено, какими частями речи являлись сложные слова. Результаты представлены в следующей диаграмме.

 

Модели образования сложных слов по частям речи

Сложные слова образуются по определенным моделям, которые значительно отличаются друг от друга по многим характеристикам. Пополнение словарного состава древнеанглийского языка в значительной степени осуществлялось путём словосложения.

Заключение

 

Данная дипломная работа посвящена изучению процесса словосложения, а именно структурных и семантических особенностей сложных слов в древнеанглийском языке. В ходе теоретического исследования были рассмотрены дефиниции сложного слова, его цельнооформленность и структура; модели словосложения; типы синтаксической связи между компонентами сложного слова и степень мотивированности значения сложного слова; морфология и семантика кеннингов.

На основе данных аспектов, касающихся процесса словосложения, в ходе практического исследования удалось выявить, что исследуемые сложные слова в древнеанглийском языке являются двухкомпонентными и образованы при помощи примыкания. Большая часть слов представлена сложными существительными и прилагательными. Сложные глаголы, наречия, местоимения и причастия не характерны для лексического состава древнеанглийского языка. Для того чтобы английский язык преобразовался в ту форму языка, которой мы пользуемся сейчас, ему пришлось пройти целую эпоху развития. Следовательно, в древнеанглийском языке существовали такие модели образования сложных слов, которые не характерны для современного английского, что нам и удалось выявить. Это является подтверждением того, что процесс словосложения в древнеанглийском языке стремительно развивался и являлся неотъемлемой частью пополнения словарного состава языка.

Список использованных источников

1. Англо русский и русско английский онлайн словарь МультиЛекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://online.multilex.ru/

2. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков Учебное пособие / В.Д. Аракин. 3 е изд. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. – 256 с.

3. Аракин В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Д. Аракин. 2 е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.

4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. М.: Советская Энциклопедия, 1966. – 607 с.

5. Беовульф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eurlang.narod.ru/histart/early/beowulf.html

6. Гак В.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания / В.Г. Гак // Семантическая структура слова: психолингвистические исследования / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1971. – C. 78 96

7. Гухман М.М. Готский язык / М.М. Гухман. М.: Иностранная литература, 1958. – 228 с.

8. Иванова И.П. О характеристике сложного слова в английском языке. «Вопросы структуры английского языка в синхронии и диахронии», вып.I. / И.П. Иванова. Л.: 1967. – 95 с.

9. Лашанская С.С. Номинация и полисемия в шведском языке: автореф. дис. … докт. филол. наук / С.С. Лашанская. Л., 1975. 46 с.

10. Bosworth J., Toller, T.N. Anglo Saxon dictionary / J. Bosworth, T.N. Toller. Based on the Manuscript Collections, Vol.1 2: In 2 Vol. ed. and enlarged by T.N. Toller. – Oxford: 1954 1955

11. Delahunty Gerald P., Garvey James J. Language, grammar, communication. A course for teachers of English / Gerald P. Delahunty, James J. Garvey. the USA: McGRAW HILL, INC., 1994. – 442 p.

Приложение

Таблица 1. Структурные, синтаксические и семантические характеристики сложных слов древнеанглийского языка

Условные обозначения:

Тип синтаксической связи: П – предикативная; А – атрибутивная; О – объектная

Степень мотивации: ПМ – полностью мотивированные; ЧМ – частично мотивированные; НМ – немотивированные

* – кеннинг

Сложное слово Модель образования Тип синтаксической связи Степень мотивации

 

 

Схема 1. Название

Рисунок 1. Название

Диаграмма 1. Название

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...