Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Ценообразование на предприятии




 

Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить. Цена конкретного количества товара составляет его стоимость, цена – денежная стоимость товара. При обмене товара на другое количество другого товара используется товарная цена.

Ценообразование – это процесс формирования цен на товары или услуги.

Основные задачи ценообразования:

1) покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли достаточной для нормального функционирования производителя (посредника);

2) учет взаимозаменяемости товаров при формировании цены;

3) решение социальных вопросов;

4) реализация внешнеполитических вопросов.

Функции цены:

1) Учетная функция.

2) Стимулирующая функция.

3) Перераспределительная функция.

4) Функция балансирования спроса и предложения.

5) Функция цены как категория рационального размещения производства.

6) Измерительная функция.

Ценообразующие факторы – это многообразие условий, в которых формируется структура и уровень цен.

Три группы факторов:

1) Базовые факторы предопределяют относительно высокую стабильность развития ценовых показателей. Действие данной группы факторов различно на рынках различных типов. Так, в условиях товарного рынка базовые факторы считаются внутрипроизводственными, поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат.

2) Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя.

3) Регулирующие факторы проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

1) научность обоснования цен;

2) целевая направленность цен;

3) непрерывность процесса ценообразования;

4) единство процесса ценообразования и контроля цен.

Система цен – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Цены классифицируют по различным критериям:

1) По сферам товарного обслуживания выделяют: оптовые цены, розничные цены, закупочные цены, цены и тарифы услуг.

Ц опт. = С + П + А,

Ц отп. опт. + Н,

где С – полная себестоимость продукции;

П – прибыль;

Н – налоги;

А – акцизы, если товар подакцизный.

Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения.

Товар от предприятия-производителя может поступать:

1. непосредственно в торговую сеть.

2. в торговую сеть через посредника (оптовое звено или снабженческо-сбытовую организацию).

3. в торговую сеть через двух посредников (оптовое звено и снабженческо-сбытовую организацию). Структура цены будет следующая:

Себестоимость Прибыль Акциз НДС Оптовая надбавка НДС оптовой организации Снабженческо– сбытовая надбавка НДС снабженческо – сбытовой организации Торговая надбавка
Оптово – отпускная цена    
Цена закупки с НДС посредников  
Розничная цена

Торговая надбавка состоит из 3 элементов – издержки обращения, прибыль торговой организации и НДС. Начисляется торговая надбавка к свободно-отпускной (оптовой) цене с НДС или к цене закупки с НДС.

2) По способу отражения транспортных расходов выделяют: франко-отправления, франко-назначения.

Полное английское наименование термина и русский перевод. Сокращение наименования, принятое в международной практике. Примечания.
Free along side ship (… named port of …shipment) Свободно вдоль борта судна (… в обусловленном порту погрузки). FAS Группа «F» Водный транспорт
Free on board (…named port of destination) Свободно на борту судна (…в обусловленном порту погрузки). FOB Группа «F» Водный транспорт
Cost and Freight (…named port of destination) Стоимость и фрахт (…до обусловленного порта назначения). CFR (КАФ) Группа «С» Водный транспорт
Cost, Insurance and Freight (…named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (…до обусловленного порта назначения). CIF Группа «С» Водный транспорт
Carriage paid to (…named place of de…tination) Провозная плата выплачена до (…обусловленного пункта назначения). CPT Группа «С» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
Carriage and Insurance paid (…named place of destination) Провозная плата и страхование оплачены до (…обусловленного пункта назначения). CIP Группа «С» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
Delivered at frontier (…named place) Доставлено до границы (…в обусловленный пункт). DAF Группа «D» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
Delivered ex ship (…named port of destination) Доставлено с судна (…в обусловленный пункт назначения). DES Группа «D» Морской транспорт
Delivered ex gay/duty paid (…named place of destination) Доставлено на пристань, включая уплату пошлины (…в обусловленный пункт назначения) DEQ Группа «D» Морской транспорт    
Delivered duty unpaid (…named place of destination) Доставлено без оплаты пошлины (…в обусловленный пункт назначения). DDU Группа «D» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
Delivered duty paid (…named place of destination) Доставлено с оплатой пошлины (…в обусловленный пункт назначения). DDP Группа «D» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки

3) По формам продаж выделяют: контрактные (договорные) цены, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок (часто льготные), аукционные цены.

4) По стадиям продажи выделяют: цены предложения (цены продавца, или стартовые), цены реализации (сделки, продажи, покупки).

5) По степени регулирования выделяют: жестоко фиксированные цены, регулируемые цены, свободные цены.

6) По степени устойчивости во времени выделяют: твердые цены, подвижные цены, скользящие цены, цены с последующей фиксацией.

Уровень цен – это обобщающий показатель характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров, отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени, на конкретной территории и на конкретном предприятии.

Средняя цена

1) средняя арифметическая цена

2) средняя цена между ценой продавца ценной бумаги, товара, валюты и ценой покупателя.

Ц ср. ариф= - Простая ср. арифметич. цена.

где Цi - цена товара. (какая?)

Оi – объем товара.(ед.изм?)

Данная формула применяется редко, т.к. не учитывает различия в составе товара.

Цср.хронолог.= ; - средняя хронологическая цена.

 

где – Ц1,Ц2,Ц3…Цt – цены определенного периода (на начало (или на конец) каждого месяца); t – число месяцев в определенном периоде. Применяется, когда периоды регистрации цен равнозначно отделены друг от друга.

Ц ср. хронолог. взвешан.= ; - средняя хронологическая взвешенная цена.

где – Цсрi – средняя цена за конкретный период.

Ti – число месяцев в определенном периоде.

Применяется: когда даты регистрации цен расположены неравномерно.

Ц ср. ариф. взв.= ; - средняя арифметическая взвешенная цена.

где Ц – среднемесячная цена единицы товара.

О – объем проданных товаров в натуральных единицах измерения.

Ц ср. гарм. взв.= ; - средняя гармоническая взвешенная цена.

где Ц О – товарооборот в рублях (цена единицы товара умноженная на объем его продажи).

Применяется: если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (в руб.) соответствующие разным уровням их цен, т.е. в качестве весов применяется стоимостной показатель.

Ц ср.б.= ;

Ц ср. о.= ;

где Цб, Цо – цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах,

Оо – объем проданных товаров в отчетном периоде.

Применяется: для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продажи, ассортимента товаров на изменение средних цен.

 

 

Тема: ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...