Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды прибыли и методы ее определения.




Для характеристики прибыли предприятия рассмотрим основные ее виды, определенные нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и законодательством РФ о налогах и сборах.

Прибыль может быть классифицирована по различным признакам.

По источникам формирования выделяют:

- прибыль от реализации продукции;

- прибыль от реализации имущества;

- внереализационную прибыль.

По видам деятельности:

- прибыль от обычной деятельности (операционная прибыль);

- прибыль от инвестиционной деятельности;

- прибыль от финансовой деятельности.

По периодичности получения:

- регулярная прибыль;

- чрезвычайная прибыль.

По характеру использования:

- потребленная прибыль (например, прибыль, направленная на дивиденды);

- капитализированная (нераспределенная) прибыль.

Основные условия формирования и распределения прибыли предприятия определены Налоговым Кодексом Российской Федерации (глава 25 «Налог на прибыль предприятия»).

Результаты хозяйственной деятельности по прибыли оцениваются разными показателями:

- по валовой прибыль;

- по прибыли от реализации продукции;

- по прибыли до налогообложения;

- по налогооблагаемой прибыли;

- по чистой прибыли.

Валовая прибыль – это сумма прибыли (убытка) предприятия от реализации всех видов продукции предприятия (услуг, работ, имущества), а так же доходов от внереализационных операций (за минусом суммы расходов по ним). Валовая прибыль – показатель эффективности производства.

Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и полной себестоимостью продукции. Выручка от реализации принимается в расчет без НДС и акцизов.

На величину прибыли от реализации продукции в общем случае влияют такие факторы как изменение объема реализации, структуры товарной продукции, отпускных цен, цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, затрат на оплату труда работников предприятия, тарифов на энергию и транспортировку.

Прибыль до налогообложения (или балансовая, бухгалтерская прибыль) – отражается в балансе предприятия, является конечным финансовым результатом деятельности предприятия; выявляется посредством бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса. Бухгалтерская прибыль является показателем эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия.

Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается при налоговом учете в рамках действующего законодательства, является основанием для определения налогооблагаемой базы.

При определении налогооблагаемой прибыли учитываются льготы, действующие для данного предприятия. К таким льготам относятся:

- прибыль, направляемая на перевооружение производства,

- на природоохранные мероприятия в размере, ограниченном законодательством,

- затраты предприятия на содержание объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе,

- взносы на благотворительные цели (не более 3% облагаемой прибыли),

- дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса.

Чистая прибыль предприятия – это прибыль, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет.

Сумма налога на прибыль предприятия определяется произведением налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль. В настоящее время налоговая ставка для предприятий РФ составляет 20% (если иное не предусмотрено законодательством),

в том числе в доход федерального бюджета направляется 2 %, в доход бюджетов субъектов Российской Федерации – 18 %. Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%. Налоговые ставки могут пересматриваться правительством и утверждаться в порядке, установленном законом РФ.

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и является источником средств на расширение производства, удовлетворение социально-бытовых нужд работников, их материальное стимулирование, формирование резервного фонда. Порядок распределения чистой прибыли на предприятии регламентируется его внутренними документами (прежде всего принятой учетной политикой), которые разрабатываются службами предприятия и утверждаются в зависимости от формы собственности собственником, советом предприятия, собранием акционеров. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии могут создаваться фонды накопления, потребления и социальной сферы. Если же они не создаются, в целях обеспечения планового расходования средств составляют сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из чистой прибыли, относятся затраты на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, на разработку и освоение новой продукции и технологических процессов, совершенствование технологии и технологических процессов, совершенствование технологии и организации производства, модернизацию оборудования, техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства, расширение предприятия, строительство новых объектов, проведение природоохранных мероприятий.

В эту же группу относят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль может быть направлена предприятием в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, а также перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т. п.

К материальному поощрению из прибыли относят выплату премий за достижения в труде, оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам и пенсионерам, компенсацию удорожания стоимости питания в столовых и т.д.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на две части: увеличивающую стоимость имущества (то есть участвующую в процессе накопления) и направляемую на потребление. Если прибыль не расходуется на потребление, она учитывается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли повышает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источников для последующего развития.

Для оперативного управления прибылью предприятия с целью ее оптимизации рассчитывается также показатель маржинальной прибыли (дохода). Маржинальная прибыль (или валовая маржа) – это дополнительная прибыль, полученная от роста объема выручки от продаж при неизменных условно-постоянных затратах.

Маржинальная прибыль рассчитывается как разность между выручкой от реализации и переменными затратами или, что то же самое, как сумма постоянных расходов и прибыли от реализации продукции.

Возможности маржинального анализа позволяют изучить зависимость прибыли от таких важных факторов как издержки и объем производства и управлять процессом формирования ее величины.

Экономическое содержание маржинальной прибыли – это определение вклада предприятия в постоянные расходы, которые оно несет в любом случае. Организация начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенной величины продукции. Чем больше постоянные затраты, тем больше нужно продать продукции, либо увеличить ее рентабельность. В противном случае для обеспечения эффективности хозяйственной деятельности, т.е. получения прибыли, надо искать пути сокращения постоянных расходов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...