Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины лицемерного выражения 3 глава




(б) Свадьба вводит молодых в новое состояние, когда девуш­ка становится женой, а юноша — мужем, и оба они отныне — одна плоть. Это отучается, когда любовь соединяет их и внешними рами.

(в) Свадьба — это шаг на пути к полному отделению любви к другому полу от любви супружеской. Это происходит, когда приятие любви одного супруга оказывается связанным с любовью другого благодаря возможности вести совместную жизнь.

(г) Многим свадьба представляется моментом перехода от од­ного состояния к другому и потому — формальностью, которой можно пренебречь. И тем не менее в ней есть нечто существен­ное — а именно то, что в новое состояние надлежит войти вмес­те с партнером по браку и объявить о нем в присутствии свидете­лей. Наряду с другими вещами, которые придают свадьбе долговечность, она должна быть освящена духовным лицом.

Поскольку в свадьбе есть нечто существенное и супружество обретает законную силу только после нее, свадьбы справляются и на небесах (см. № 27—41).

307 (11) До свадьбы, в присутствии свидетелей, должен быть заключен брачный договор. По правилам брачный договор над­лежит заключить до свадьбы, чтобы положения и законы истин­ной супружеской любви были известны и памятны после свадьбы, как и узы, связывающие разум молодых в законном браке. Ибо по прошествии некоторого времени к супругам, когда память изме­няет им, может вновь вернуться состояние, предшествовавшее обещанию вступить в брак. Поскольку один нецеломудренный поступок влечет за собой другой, договор предают забвению, а когда о нем напоминают, к нему относятся с презрением. Одна­ко общество взяло на себя обязанность защищать супругов и на­лагает наказания на тех, кто нарушает брачный договор.

Одним словом, договор, заключенный до свадьбы, делает пуб­личными священные обещания истинной супружеской любви, поддерживает их и заставляет людей, не признающих запретов, соблюдать их. Кроме того, такой договор узаконивает право иметь детей и право детей наследовать имущество родителей.

308 (12) Священник должен провозгласить брак священным, Причина этого в том, что браки по сути своей духовны и, следова­тельно, священны. Ибо они нисходят от небесного супружества блага и истины, и все, что относится к супружеству, соответствует божественному супружеству Господа и Церкви. Следователь­но, браки происходят от самого Господа, и состояние тех, кто вступает в брак, соответствует бытию Церкви. Поскольку духов­ные лица на земле ведают вещами, которые относятся к Госпо­ду — то есть тем, что имеет отношение к Его любви, и, следова­тельно, тем, что подлежит благословению, — священнику надлежит провозгласить брак священным. И поскольку он является в данных обстоятельствах главным свидетелем, он должен услышать, принять, подтвердить и таким образом установить со­гласие жениха и невесты на брак.

309 (13) Свадьбу следует справлять в духе приязни и дружбы. Причина этого заключается в том, что любовь до свадьбы — лю­бовь жениха и невесты — опускается в это время в их сердца, и они чувствуют радость супружества, когда любовь проникает во все члены тела. Это побуждает их к празднованию, и они пре­даются праздничному состоянию, которое здесь вполне уместно и прилично. Для укрепления чувств важно, чтобы души радова­лись вместе и так научались радостям супружества.

310 (14) После свадьбы духовное супружество становится так­же и телесным и тем самым обретает завершенность. Все, что имеет человек в своем теле, входит в него от духа. Ибо хорошо известно, что уста говорят не сами по себе, но ими вещает разум че­ловека, и что руки и ноги двигаются не сами по себе, но через те движения проявляются намерения человека. Таким образом, разум говорит и действует через посредничество органов тела. Отсюда следует, что каков разум, таковы же речи и поступки человека. Итак, посредством постоянного внушения, разум заставляет тело делать то, что хочет, и тогда, когда хочет. Поэтому, с точки зрения внутренних начал, человеческие тела суть не что иное, как внешние формы разума, выражающие пожелания души. Отсюда становится ясным, почему разум мужчины и разум женщины должны соеди­ниться в браке прежде тел, ибо в таком случае супружество будет бракосочетанием духа, когда оно становится бракосочетанием тел. Как следствие, супруги будут любить друг друга и в духе, и в теле.

Таким образом, когда любовь в супружестве соединяет разум молодых людей и приводит их к браку, она направляет к той же

цели и тела. Разум, руководимый супружеской любовью, присутствует не только во всем теле, но и в органах, предназначенных для деторождения, которые находятся в подобающем им месте — ниже всех прочих. Когда люди соединяются в супружеской люб­ви, черты их ума обретают завершенность в этих органах дето­рождения. Как следствие туда же направляются их мысли и чув­ства. Особенности же действий, направляемых прочими видами любви, определяются тем, что все они не достигают этих органов. Совершенно очевидно, что после свадьбы супружество духа стано­вится также супружеством плоти и тем самым — полным. Следова­тельно, если супружество целомудренно в духе и проистекает из святости духа, оно целомудренно и тогда, когда присутствует в теле. В отношении супружества, которое нецеломудренно в ду­хе, происходит обратное.

311 (15) Таково правильное развитие супружеской любви с мо­мента ее зарождения до тою, как она впервые воспламенится. О любви сказано здесь, что она «впервые воспламенится» потому, что тепло жизни есть любовь, а тепло — или любовь — супружест­ва способно усиливаться и в конце концов превратиться в яркое пламя или факел. Здесь сказано: «до того, как любовь впервые вос­пламенится», ибо таково состояние любви сразу после свадьбы.

Все в мире развивается в установленной последовательности от начала до итога, и в любой цепи событий итог становится так­же началом. Так цель действия всегда движется от причины к следствию. Это может быть установлено и достоверно показа­но при помощи предметов, которые можно наблюдать в природ­ном мире. Но мы не будем на этом задерживаться, поскольку го­ворим о порядке, которому следует любовь в своем движении с момента зарождения до полного раскрытия. Ибо она раскрыва­ется в соответствии с качеством первого момента существования. Если она была в тот момент целомудренна, ее целомудренность неуклонно возрастает с течением времени. Но если она при пер­вом своем проявлении была нецеломудренна, ее нецеломудрие со временем усиливается и к моменту помолвки становится и внешне и внутренне абсолютным.

312 (16) Насильственно подгоняемая, лишенная правильного становления супружеская любовь сжигает себя в самой серд­цевине и растрачивается впустую. Некоторые обитатели небес толкуют это положение следующим образом. Под «сердцеви­ной» они разумеют внутренности ума и тела. Когда супружескую любовь силой заталкивают туда, она сжигает все в этих глубинах, ибо такая любовь начинается с пламени, которое пожирает и гу­бит те святыни, в которых она зарождается. Такое случается, ког­да мужчина и женщина поспешно заключают брак, не соблюдая порядка, не обращаясь к Господу и не соотносясь с разумом, от­вергая формальные обещания верности и повинуясь только вож­делениям плоти. Если эта любовь загорается от огня плоти, она становится поверхностной, а не внутренней и, следовательно, не супружеской любовью. Можно назвать ее скорлупой, а не яд-' ром, и можно назвать ее физической — скудной и холодной, — ибо она лишена своей истинной сущности.

313 (17) Духовное состояние любящих, развиваясь, становит­ся супружеством, однако последнее имеет неодинаковую при­роду у людей духовных и природных. Истина, которую надлежит осознать образованному обществу, заключается в том, что резуль­тат обладает тем же качеством, что и промежуточные стадии, ко­торые привели к нему, ибо так можно понять, какое влияние бы­ло усвоено и как оно действует. Влияние, или наитие, означает здесь все, что возникло прежде и продолжает составлять то, что следует потом, и в общем ходе событий создает конечный резуль­тат подобно тому, что с самого начала проявляется в человечес­кой личности и с течением времени превращается в его мудрость. Или подобно тому, что заложено в политическом деятеле и пре­допределяет его мудрые решения, а также тому, что изначально заложено в богослове и со временем принимает вид его ученос­ти. Таково же и то, что имеется в семени, из которого со време­нем прорастает дерево. И таково же то, что связывает мужа и же­ну и создает их супружество. Таков смысл употребляемого здесь понятия «наитие».

Хорошо известно также, что все, приходящее в голову, тоже создает известную последовательность, и эти последовательнос­ти связываются воедино, одно за другим, и эти связи предопреде­ляют конечный результат. Об этом здесь говорится потому, что, такова небесная истина. Ибо эта истина позволяет понять, как действует наитие, к какому конечному результату оно приводит и как осуществляется последовательность событий.

Из этого можно видеть, что духовное состояние супругов, последовательно развиваясь, определяет условия их свадьбы. Но после свадьбы молодожены находятся в полном неведении относительно последовательности событий, которая предопре­делена тем, что произошло прежде. Тем не менее речь идет о том, что определило форму их супружеской любви и создало духовное состояние, в котором они пребывают. Разный ход раз­вития в духовных и природных людях создает и разные состоя­ния, поскольку духовные люди развиваются в правильном по­рядке, а природные — в неправильном. Ибо духовные люди обращаются к Господу, и Господь ведет их, а природные люди обращаются к себе и потому движутся в обратном направлении. Ибо состояние их супружества внутренне загрязнено нецелому­дренными вещами. Поэтому течение их внутренней жизни на­талкивается на множество препятствий, которые закупоривают поток и осушают его источник.

314 (18) Так происходит потому, что существует порядок по­следовательности и порядок единовременности, и второй вытекает из первого и сообразуется с ним. Это сказано здесь в подтверждение предыдущего параграфа. Хорошо известно, что существует порядок поступательного движения и порядок единовременного свершения. Но люди не знают, что порядок единовременности проистекает из порядка последовательности и сообразуется с ним. Чрезвычайно трудно понять, каким образом последовательное движение преображается в единовременное свершение и каков порождаемый таким образом порядок, ибо до сих пор в ученом мире не создано подходящих для этого понятий. Некоторое представление об этой тайне дается в книге «Учение Нового Иерусалима относительно Священного Писания», где ска­зано: «На Небе и на земле есть порядок последовательности и по­рядок единовременности. В порядке последовательности одна, вещь следует из другой от высочайшей до низшей. Но в порядке единовременности одна вещь соприсутствует с другой на всем пу­ти от внутреннейшего к самому внешнему. Порядок последова­тельности, подобен колонне, которая тянется снизу доверху, а по­рядок единовременности — как конструкция, которая держит на себе все, внутри и снаружи. Порядок последовательности в кон­це концов становится порядком единовременности следующим образом: высшие элементы порядка последовательности стано­вятся внутреннейшими элементами порядка единовременное. Это можно уподобить тому, как упавшая колонна становится ос­нованием горизонтальной конструкции. И это относится ко вся­кой вещи и в духовном, и в материальном мире». (См. № 38, 65 в этой книге и намного подробнее об этом в книге «Мудрость ан­гельская о Божественной любви и Божественной премудрости», № 205-229.)

То же относится к порядку последовательности, ведущему к супружеству, и порядку единовременности в супружестве, а именно: порядок единовременности вытекает из порядка по­следовательности и согласуется с ним. Тот, кому ведома эта исти­на, может понять, почему ангелы могут прочесть по руке челове­ка все его мысли и намерения. А также то, что жена может угадывать чувства мужа по его рукам, когда они касаются ее гру­ди. Причина этого заключается в том, что руки являются самой внешней частью тела, где мысли и умозаключения человека до­стигают своей конечной точки и становятся там «единовременны­ми». По той же причине в Писании сказано, что это «начертано на руках» (Исайя, 49:16; Откровение 13:16; 20:4).

Прибавлю к сказанному две достопамятные истории.-Вот пер­вая. Однажды я увидел, как в небе неподалеку от меня большое облако разделилось на несколько маленьких облачков. Некото­рые из них были голубыми, а иные темными, и казалось, что они сражаются друг с другом, и тогда в них просвечивали яркие лу­чи — порой острые, словно острие шпаги, порой же тупые, слов­но обломанное лезвие меча. Эти лучи то вырывались наружу из облаков, то отступали внутрь, точно бойцы в поединке. Казалось, эти лучи и в самом деле ведут меж собой поединок. Поскольку все это происходило совсем близко, я огляделся вокруг и увидел маль­чиков, молодых мужчин и стариков, которые направлялись в дом, построенный из мрамора. Облака же находились прямо над этим домом. Тогда я спросил одного из входивших: «Что это такое?»

«Это школа, где молодые люди получают первые наставления о разных предметах, относящихся к премудрости», — ответил он.

Услышав это, я вошел вместе с другими. Я был в духе — то есть в том состоянии, в каком пребывают все обитатели духовного мира, именуемые духами и ангелами. Оглядевшись вокруг, я увидел впереди высокий стул, скамьи посередине комнаты, места для сидения вдоль стен и балкон над входом. Высокий стул предназначался для молодых людей, которые отвечали на вопросы, скамьи предназна­чались для ученых, места вдоль стен — для тех, кто мудро ответил, а балкон — для старейшин, способных быть судьями в ученых спо­рах. Посреди балкона стоял стул, и на нем сидел мудрец, которого все называли главным учителем. Ему предстояло задавать вопросы, на которые должны были отвечать садившиеся на высокий стул мо­лодые люди. Когда все собрались, главный учитель встал со своего места и сказал: «Прошу ответить на мой вопрос и разрешить его, ес­ли можете. Что такое душа и на что она похожа?»

Все были ошеломлены этим вопросом, и по залу пронесся ше­пот. Кто-то из сидящих на скамьях выкрикнул: «Кто из людей с древнейших времен и до наших дней мог увидеть и уразуметь, что такое душа, не говоря уже о том, чтобы понимать, на что она похожа! Разве не находится этот предмет за пределами доступно­го для нашего ума?»

Но в ответ на эти слова с балкона послышалось: «Сие доступ­но разуму и наблюдению. Отвечайте»,

Тогда молодые люди, которые были выбраны для выступле­ния в этот день, вышли вперед для ответа на объявленный во­прос. Подойдя к стулу, каждый из них надевал на себя шелковую тунику опалового цвета, поверх нее тогу из мягкой шерсти, рас­шитую узором из цветов, а на голову — высокую шапку с гирлян­дами из роз, прикрепленными к большому сапфиру.

Когда первый из них облачился таким образом, он сказал:

«Что есть душа и на что она похожа не было никому открыто от сотворения мира. Сие есть, тайна, хранимая в сокровищнице Бога. Однако же открыто людям, что душа пребывает в человеке как царица. О местопребывании ее -двора ученые мужи судят по-разному. Некоторые полагают, что он находится в маленькой же­лезе между мозгом и мозжечком, называемой шишковидной. Они помещают туда душу потому, что человек управляется полу­шариями мозга, а эта железа управляет ими. Ибо то, что управляет вашим мозгом, управляет вами с головы до пят. Поэтому это мнение многим казалось истинным. Однако после длительных размышлений оно было отвергнуто».

Сказав это, он снял с себя тогу, тунику и шапку. Второй высту­пающий надел их и подошел к стулу. Его суждение о душе было таким: «Ни на Небе, ни на земле никто не знает, что такое душа и на что она похожа. Известно только, что она существует и пребывает в людях, но можно лишь гадать о том, где именно она находится. Одно бесспорно — она находится в голове, ибо там действуют ум и воля, а в передней части головы, на лице, расположены органы пяти чувств. Только душа дает жизнь уму, воле и пяти чувствам, пребывающим в голове. Однако я не смею судить о том, где имен­но душа помещается. Я лишь согласен с теми, кто определил ее престол в трех желудочках головного мозга. Иногда я соглашаюсь с теми, кто помешает ее в телах впадистых, иногда — с теми, кто помещает ее во внутреннюю субстанцию каждого полушария, а временами—с теми, кто помещает ее в кору или твердую оболоч­ку мозга. Ибо не было недостатка в свидетельствах, подтверждаю­щих истинность каждого из упомянутых здесь предположений. Так, в пользу суждения о том, что душа находится в трех желудоч­ках мозга, говорит тот факт, что они являются вместилищами жиз­ненных духов и всей лимфы мозга. В пользу тел впадистых говорит тот факт, что они составляют костный мозг, через который прохо­дят все нервы и оба полушария мозга соединяются с позвоночни­ком, и отсюда же исходят волокна, связывающие воедино все те­ло. В пользу внутренней субстанции мозга говорит то, что здесь сходятся все нервные окончания тела. В пользу коры мозга говорит то, что здесь находятся начала всех волокон, имеющие отношение к чувственному восприятию и движению. В пользу же твердой оболочки говорит то, что она является общим покровом обоих по­лушарий и оттуда, непрерывно распространяясь, простирается над сердцем и внутренними органами тела. Что касается меня, я не за­щищаю какую-либо одну теорию больше остальных. Прошу вас рассудить и решить, какая из них наиболее предпочтительна».

Затем он сошел со стула и передал тунику, тогу и шапку треть­ему, который, взойдя на стул, сказал- «Что мне, юнцу, делать с та­кой возвышенной темой? Взываю к вам, ученые мужи, сидящие здесь, взываю к вам, мудрые мужи на балконе, взываю даже к ан­гелам высшего неба. Можно ли получить какое-либо представле­ние о душе, руководствуясь светом разума? Но, как и другие, я мо­гу размышлять о местопребывании души. И я полагаю, что она находится в сердце и, следовательно, в крови. Это только моя до­гадка, поскольку сердце через кровь управляет телом и головой. Через большой сосуд, именуемый аортой, кровь изливается во все тело, а через каротидные артерии она поступает в голову. Отсюда общепринятое мнение о том, что душа поддерживает, питает и оживляет весь организм с помощью сердца через кровь. Об этом свидетельствует и тот факт, что в Священном Писании много раз говорится о «душе и сердце». Например, что Бога нужно любить «всей душой и всем сердцем» (Второзаконие 6:5,10:2; 11:13; 26:16; Иеремия 32:41; Матфей 22:37; Марк 12:30,33; Лука 10:27; и др.). И в нем прямо сказано, что «кровь — душа тела» (Левит 17:11,14).

Некоторые из присутствующих воскликнули: «Настоящий уче­ный!» Это были священники.

Затем четвертый облачился в одежды выступающего, взошел на стул и сказал: «Я тоже полагаю, что никто не может знать, что такое душа и на что она похожа. Поэтому, по моему мнению, тот, кто хочет это узнать, занят пустым делом. Но с самого детства я твердо держусь мнения древних о том, что душа человека пребывает во всем его те­ле и в каждой его части. Я полагаю, стремление современных людей точно определить то место в теле, где пребывает душа, плодит лишь заблуждения. К тому же душа есть духовная субстанция, к которой неприменимы понятия протяженности и местонахождения. По от­ношению к ней можно говорить лишь о пребывании и завершенно­сти. И кто не имеет в виду «жизнь», когда говорит «душа»? Разве жизнь не пребывает всюду и в каждой части тела?»

Когда он сказал эти слова, раздались аплодисменты.

Тут встал пятый выступающий, облачился в те же одежды и, взойдя на стул, сказал: «Я не собираюсь тратить время на разговоры о том, где находится душа — в каком-то определенном месте или повсюду. Но я могу поделиться своими ощущениями о том, что та­кое душа и на что она похожа^ Невозможно не мыслить душу ина­че, как нечто чистое, сопоставимое с воздухом или ветром, чей жиз­ненный элемент проистекает из разума, которым человек наделен в большей мере, чем животные. Мое мнение основывается на том факте, что, когда человек умирает, о нем говорят, что он испустил дух. Поэтому душа, остающаяся жить после смерти, есть такое ды­хание, коим и является мыслящая жизнь. Чем еще может быть ду­ша? Но я слышал от тех, кто сидит на балконе, что вопрос о душе не превосходит понимание, но вполне доступен уразумению и на­блюдению, поэтому умоляю вас самих открыть эту вечную тайну».

Старейшины на балконе обратили свои взоры на главного учителя. Он понял, что от него хотят, чтобы он сошел в зал и дал наставление. Он тотчас спустился, прошел через зал, сел на стул и, вытянув руку, сказал: «Соблаговолите выслушать. Кто не верит в то, что душа есть самая внутренняя и тонкая сущность личнос­ти? И не есть ли сущность без формы всего лишь мимолетная гре­за? Итак, душа есть форма. Но я скажу, какого рода форма. Это форма всего, что относится к любви и мудрости. Все, что отно­сится к любви, зовется чувствами, а все, что относится к мудрос­ти, зовется восприятием.

Восприятия определяются чувствами и составляют с чувства­ми единую форму, в которой находится бесчисленное множество форм в таком порядке и цельности, что они могут быть названы од­ной вещью. Они могут быть названы одной вещью потому, что вы не можете ничего изъять из нее или прибавить к ней и при этом сохра­нить ее в прежнем виде. Что есть человеческая душа, как не такая форма? Разве не является все, что относится к любви и мудрости, су­щественными элементами этой формы? В человеке же все эти пред­меты находятся в его душе и, посредством души, в голове и теле.

Вы зоветесь духами и ангелами, и в земном мире вы думали, что духи и ангелы подобны ветрам или воздуху и тем самым — умам и душам. Теперь же вы видите, что вы—люди, которые в ми­ре жили и мыслили в материальном теле. И вы знаете, что живет и мыслит не материальное тело, а его духовная субстанция. И это вы называете душой. Вы не понимали ее формы, хотя видели ее и видите сейчас. Все вы суть души, о бессмертии которых вы так много слышали, размышляли, говорили и писали. И вы суть фор­мы любви и мудрости от Бога, поэтому вы никогда не умрете. По­сему душа — это человеческая форма, от которой ничего нельзя отнять и к которой ничего нельзя прибавить, и это есть сокровен­нейшая форма всех форм всего вашего тела. И формы, располагаю­щиеся вовне, получают сущность и форму изнутри, так что вы, ка­кими предстаете самим себе и всем нам, и являетесь душами.

Одним словом, душа есть сама личность, ибо она является вну-треннейшей личностью. Поэтому ее форма — это самая полная и совершенная форма человека. Но это не жизнь, а сосуд жизни от Бога и ближайший к Богу, и потому она есть вместилище Бога».

Когда он это сказал, многие стали ему аплодировать, а некото­рые сказали: «Мы обдумаем это».

Потом я пошел домой. И я заметил, что в небе появилось од­но яркое облако, в котором не было видно противоборствующих лучей. Облако надвинулось на самую крышу дома и осветило его стены. И я узнал, что присутствующие увидели в нем надписи и среди прочих такую: «И Господь Бог... вдунул в лицо его дыха­ние жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7).

316 Вторая история. Прогуливаясь однажды и ощущая покой в ду­ше и безмятежность в мыслях, я увидел в отдалении парк с кры­той дорожкой посередине, которая вела к маленькому дворцу. И в него заходили молодые мужчины и женщины, мужья и жены. Я приблизился, будучи в духе, и спросил привратника перед двор­цом, могу ли и я войти. Он посмотрел на меня, и я спросил: «От­чего ты так смотришь на меня?»

«Я смотрю на тебя, — ответил он,—чтобы понять, есть ли в сча­стливой умиротворенности на твоем лице нечто от супружеской любви. За этой дорожкой есть небольшой сад с домиком посере­дине, и там сейчас находятся двое новобрачных. Их друзья пришли сегодня пожелать им счастья. Я не знаком с людьми, которых впу­скаю, но мне сказали, что я узнаю их по выражению лиц. Если уви­жу на их лицах счастье супружеской любви, я должен их впустить».

Все ангелы могут видеть на лицах других признаки сердечной радости и блаженство любви. Блаженство, которое он увидел на моем лице, проистекало от того, что я думал о супружеской любви. Эта мысль светилась в моих глазах и оттуда распространялась на бо­лее скрытые части моего лица. Поэтому он сказал, что я могу войти.

Крытая дорожка, через которую я прошел, была образована фруктовыми деревьями, чьи ветви переплетались в вышине, созда­вая по обеим сторонам непрерывную стену из деревьев. Пройдя по дорожке, я вышел к маленькому саду, где кустарники и цветы ис­точали приятные ароматы. Эти кусты и цветы были высажены по­парно, и я слышал, что подобные сады устраивают вокруг домов, где справляют или справляли свадьбы, и поэтому их называют сва­дебными садами. Я вошел в дом и увидел двух новобрачных, кото­рые держали друг друга за руки и беседовали, предаваясь истин­ной, супружеской любви. После того как я и многие другие поздравили их и пожелали им счастья, я вышел в маленький сва­дебный сад и заметил справа группу молодых людей. Все выходив­шие из дома спешили подойти к этой группе, поскольку там шла

' По латыни ашта означает одновременно «дыхание» и «душа».

беседа о любви в супружестве, и этот разговор притягивал всех ка­кой-то неодолимой внутренней силой. Я услышал, как один муд­рый человек говорил об этом; сказал же он примерно следующее:

«Божественное Провидение присутствует в браках и даже осо­бенно в браках и, следовательно, на небесах, поскольку все небесное блаженство проистекает из радостей супружеской любви, как свежая вода из свежих весенних потоков. Поэтому Господь устра­ивает так, что пары рождаются для супружества, и их постоянно наставляют в супружестве, хотя ни мальчик, ни девочка этого не замечают. Когда же для молодой женщины и молодого мужчины приходит срок жениться, они всгречаются в каком-нибудь месте, словно по велению судьбы. И тогда в одно мгновение, словно по­винуясь инстинкту, они узнают, что созданы друг для друга. Юно­ша, словно повинуясь внутреннему голосу, думает: «Она создана для меня». А девушка тоже думает: «Он создан для меня». И по прошествии нескольких дней они открывают свои мысли друг другу и клянутся друг другу в верности. Они говорят «словно по ве­лению судьбы» или «словно повинуясь инстинкту», а на самом деле имеют в виду Божественное Провидение, поскольку так им ка­жется, и они не видят действительной причины происходящего.

Мудрый человек подтвердил, что пары рождены для брака и воспитываются для супружества, даже не зная об этом, посред­ством внутреннего и вечного единения душ и умов. Единения, по­добные тем, что существуют на небесах, невозможны без Про­мысла и попущения Божьего».

После того как мудрец сказал это, и среди его слушателей раз­дались аплодисменты, он продолжил: «Супружество до послед­них своих частностей пребывает в людях, как в мужчинах, так и в женщинах. Однако для женщины и для мужчины его значе­ние неодинаково. А в мужском представлении о супружестве есть нечто, что позволяет соединить его с женским и наоборот». Он подтвердил это указанием на супружество воли и разума в каж­дом человеке: «Две вещи, которые действуют совместно во всех областях разума и тела. На основании этого вы можете удостове­риться в том, что супружество находится в каждой вещи — даже самой ничтожной. То же видно из удвоения простых предметов, ибо человеку даны два глаза, два уха, две ноздри, две щеки, две губы, две руки и ноги. А внутри человека есть два полушария моз­га, два отдела сердца, две доли легких, две почки, два яичка, и там, где нет двух предметов, один разделяется надвое. В теле всего по двое, поскольку одно принадлежит воле, а другое разу­му, которые чудесным образом действуют совместно. Поэтому два глаза создают одно зрение, два уха — один слух, две губы — одну речь, две руки — одну работу, две ноги — одно хождение, два по­лушария мозга — одно умственное состояние, два отдела сердца— одну телесную жизнь через кровь, две доли легких — одно дыха­ние и т. д. А мужское и женское, соединенные любовью в супру­жестве, создают одну полноценную человеческую жизнь».

Пока он говорил эти слова, справа появилось красное свечение, а слева—белое. Они были приятны для глаза, так как, входя в созна­ние, просветляли его. А потом раздался гром. То были мягкие раска­ты, которые лились с ангельских небес, становясь все громче.

Когда мы увидели и услышали это, мудрец сказал: «Это знак мне прибавить кое-что к тому, что я только что сказал. Правый член этой пары означает благо, а левый — истину, которая вписана в че­ловека и в каждую его часть. Благо имеет отношение к воле, а исти­на—к разуму, и вместе они образуют единство. По этой причине правый глаз на небе есть благо человеческой власти, а левый — его истина, правое ухо — благо слуха, а левое — его истина. То же каса­ется и других частей. Вот почему Господь говорит: «Если же пра­вый глаз твой соблазняет тебя, вырви его... и если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее» (Матфей 5:29—30), Этим он хотел сказать, что, если благо становится злом, его следует от­вергнуть. Он также велел своим ученикам забросить невод «по пра­вую сторону лодки», и когда они сделали так, то вытащили много рыбы (Иоанн 21:6—7). Этим он хотел сказать, что они должны про­поведовать добро благодеяния и так привлекать к себе людей».

После того как он это сказал, рядом с ним снова появилось си­яние, еще более мягкое, чем прежде. И можно было заметить, что слева сияние получало белый блеск от красного сияния спра­ва. И он сказал: «Это знак с небес, подтверждающий истинность сказанного мною, ибо на небе огненное — это благо, а ярко-бе­лое — истина. И то, что белое сияние получает свой блеск от красного огня справа, свидетельсгвует о том, что блеск света — или сам свет — есть не что иное, как блеск огня».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...