Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Формирование и развитие элементов логического мышления у детей с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений»




«Формирование и развитие элементов логического мышления у детей с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений»

 

 

В основе коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. У детей взаимодействуют 3 основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксация выполненного действия, рассуждения, умозаключений.

Использование разработанной системы занятий по развитию мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом. Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого.

Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи (фиксирующей, познавательной, планирующей).

ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО – ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

   Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства в бытовой и игровой ситуациях.

Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения. При решении практической проблемной задачи проявляются ориентировочные действия не только на внешние свойства и качества предметов, но и на внутренние взаимосвязи предметов в проблемной ситуации, под которой понимают такую ситуацию, в которой нельзя действовать привычными способами, а нужно преобразовать свой прошлый опыт, найти новые пути его использования.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение, поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом. Кроме того, у них страдает формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно. У них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления, которое развивается замедленно.

Пути формирования наглядно-действенного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья

   Мышление ребенка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью. Это позволяет укрепить слабую взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Разработана система игр-упражнений, направленная на развитие ориентировочно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры-упражнения сгруппированы в 4 раздела.

Первый раздел:

Это подготовительные игры-упражнения, в процессе которых у детей формируются обобщенные представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в повседневной жизни. Например, игра «Лови шарик».

Оборудование: 2 коробочки, воздушный шарик, ленточка.

Ход занятия.

Педагог показывает детям красивую коробочку, стучит по ней, спрашивает: «Что там? » Один ребенок открывает коробочку и достает оттуда воздушный шарик. Педагог эмоционально реагирует на появление шарика, радуется и говорит: «Будем играть с шариком. Его надо надуть, а потом можно бросать и ловить». После чего на глазах у детей надувает шарик и обращает внимание детей на то, что он быстро сдувается. Так повторяется 2-3 раза. Затем педагог спрашивает у детей: «Что же делать? Как же мы будем с ним играть? » Показывает детям другую коробочку и приглашает ребенка постучать по коробочке и спросить: «Что там? » Он открывает коробочку и достает оттуда ленточку, при этом восклицает: «Вот она, ленточка! Мы ее привяжем к шарику и будем играть»- привязывает ленточку к шарику, обращая внимание на то, что он не сдувается. Затем дети приглашаются в круг играть с шариком. Педагог называет имя каждого ребенка и говорит ему: «Лови шарик! ».

Игру можно повторить на прогулке. Аналогичными играми являются игры «Покорми мишку», «Покатаем зайчиков», «Испечем пироги», «Перевезем игрушки», «Поймай рыбку», «На чем мы сидим», «Достань шарики», «Куклы пришли в гости».

Второй раздел:

Это игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.

Цель их – познакомить детей с различными вспомогательными средствами или орудиями, со способами их использования. Необходимо объяснить и показать детям, что разные орудия могут служить одной и той же цели и, наоборот, одно и то же орудие может быть использовано для достижения разных целей. Например, лопатка-это предмет, имеющий фиксированное значение – копать. Но в том случае, если какой-либо предмет повис на дереве, на суку, лопатка может быть использована вместо палки. Или под шкаф закатилась игрушка - тогда можно использовать лопатку, чтобы достать эту игрушку. Важно научить детей переносу способа использования вспомогательных предметов (средств) из одной ситуации в другую, сходную. Для этого занятия необходимо проводить в различных помещениях школьного учреждения.

Это могут быть игры «Достань ключик», «Достань мишке мячик», «Достань кукле шарик», «Достань машинку», задания «Украсим классную комнату», «Украсим елочку».

Третий раздел:

Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач.

Теперь надо создать ситуацию, при которой в поле зрения ребенка находится несколько предметов и из них надо выбрать наиболее подходящий - по величине, форме, назначению. Для этого они должны выбрать вспомогательный предмет: палки разной длины, щетка, сачок, лопатка. Основной способ, которым следует вооружить детей, - метод целенаправленных проб. Это игры «Угадай, что в трубке лежит? », «Покатай матрешек», «Самолеты летят».

В ходе игры «Самолеты летят» педагог предлагает ребенку поиграть с самолетом, гайки которого плохо укреплены. Ребенок должен догадаться выбрать среди предметов, имитирующих орудия труда, гаечный ключ и использовать его для укрепления гаек. При этом педагог помогает ребенку выполнить практические действия. Затем разворачивается сюжет игры: «Самолеты заправляются и готовятся к полету. Самолеты летят. Самолеты идут на посадку. Самолеты сели на площадку в аэропорту» и т. д.

Четвертый раздел:

Самыми простыми случаями, в которых ребенок сталкивается с поисками причинно-следственных связей, являются такие, в которых нарушается привычный ход явления. Это вызывает у ребенка удивление и следом за ним ориентировочную реакцию, которая и является начальным этапом поиска причины нарушения. На первых порах дети могут находить такую причину лишь в том случае, если она является внешней, хорошовидимой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...