Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отдел четвертый. Просвещение и школа




Отдел четвертый. Просвещение и школа

Статья 145. Всеобщее школьное обучение обязательно. Для осуществления его служит по общему правилу народная школа с не менее чем 8-летним курсом; за нею следует школа второй сту­пени, в которой обучение производится до достижения 18-летне­го возраста. Преподавание и пользование учебными пособиями в народных школах и школах второй ступени бесплатны.

Статья 147. Частные школы, в качестве заменяющих публич­ные, нуждаются в разрешении государства и подчинены законам областей...

Статья 149. Преподавание религии входит в программу школ, за исключением школ внеисповедных (светских). Оно ведется в рамках школьного законодательства и в согласии с основными принципами данного религиозного общества, без ущерба для прав государства на надзор за школами.

Преподавание религии и совершение церковных обрядов за­висит от согласия учителей, а присутствие учеников на уроках религии и участие их в церковных празднествах и обрядах предо­ставляются на волю лиц, от которых зависит решение вопроса о религиозном воспитании ребенка...

Отдел пятый. Хозяйственная жизнь

Статья 151. Строй хозяйственной жизни должен соответст­вовать началам справедливости и цели обеспечения для всех до­стойного человека существования. В этих пределах надлежит обеспечить хозяйственную свободу отдельной личности.

Законное принуждение допустимо только для осуществления прав, которым грозит опасность, или ради высших требований общего блага.

Свобода торговли и промыслов обеспечивается согласно им­перским законам.

Статья 152. В хозяйственном обороте действует свобода до­говоров, согласно законам.

Ростовщичество воспрещается. Сделки, противоречащие добрым нравам, недействительны.

Статья 153. Собственность обеспечивается конституцией. Ее содержание и пределы вытекают из законов.

Принудительное отчуждение может быть предпринято толь­ко для блага общественного целого и на законном основании. Оно производится за соответственное вознаграждение, посколь­ку имперский закон не постановит иначе. Относительно размера вознаграждения в спорных случаях должно допускаться обраще­ние к общим судам, поскольку в имперских законах не постанов­лено иного. Империя может делать принудительное отчуждение у областей, общин и союзов только за вознаграждение.

Собственность обязывает. Пользование ею должно быть в то же время служением общему благу.

Статья 154. Обеспечивается право наследования в пределах, установленных гражданским правом. Участие государства в наследуемом имуществе определяется законами.

Статья 155. ... Недвижимое имущество, приобретение которо­го необходимо для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для первичной сельскохозяйственной обработки или для поднятия сельского хозяйства, может быть принудительно отчуждаемо...

Все недра земли и все полезные в хозяйственном отношении силы природы находятся под наблюдением государства.

Статья 156. Империя может в законодательном порядке, не затрагивая вопроса о вознаграждении, переводить в обществен­ную собственность пригодные для обобществления частные хозяйственные предприятия с применением, сообразно их смыслу, постановлений о принудительном отчуждении. Империя может или сама принимать участие в управлении хозяйственными пред­приятиями и обществами, или предоставлять право такого учас­тия областям или общинам, или же каким-либо другим способом обеспечивать для себя решающее влияние.

Империя, далее, может в случае настоятельной надобности объединять в законодательном порядке для целей общественного хозяйства хозяйственные предприятия и общества на основе само­управления, с тем чтобы обеспечить сотрудничество всех произво­дящих слоев населения, привлечь работодателей и рабочих к учас­тию в управлении и регулировать добывание, производство, рас­пределение, использование, расценку, а также ввоз и вывоз хозяй­ственных благ сообразно общехозяйственным принципам.

Промысловые и кооперативные товарищества, а также их объединения должны, по их требованию, включаться в общее хо­зяйственное дело, причем должны приниматься во внимание их устройство и своеобразные особенности.

Статья 157. Рабочая сила стоит под особым покровительст­вом империи. Империя вырабатывает единообразное рабочее право.

Статья 158. Умственный труд, права авторов, изобретателей и художников пользуются защитой и попечением империи.

Создания германской науки, искусства и техники должны посредством международных соглашений пользоваться за грани­цей признанием и охраной.

Статья 159. Свобода объединения в целях сохранения и улуч­шения условий труда и хозяйства обеспечивается для всех лиц и профессий. Все оговорки и мероприятия, стремящиеся к ограни­чению... этой свободы, неправомерны.

Статья 161. Для сохранения здоровья и работоспособности, для охраны материнства и для предупреждения экономических последствий старости, недугов и различных жизненных случай­ностей империя создает широко поставленное страхование, в ко­тором страхуемым предоставляется решающее участие.

Статья 165. Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении ус­ловий заработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитии производительных сил. Обоюдные организации (пред­принимателей и рабочих) и их соглашения пользуются призна­нием.

Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде ра­бочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета.

Окружные рабочие советы и имперский рабочий совет для осуществления всех хозяйственных задач и для содействия прове­дению законов о социализации объединяются с представительны­ми органами предпринимателей и иных заинтересованных кругов населения в окружные экономические советы и имперский эконо­мический совет. Последние должны быть построены так, чтобы все важнейшие профессиональные группы были в них представлены соответственно их хозяйственному и социальному значению.

Социально-политические и хозяйственно-политические зако­нопроекты крупного значения до внесения их в рейхстаг должны представляться правительством на заключение имперского эконо­мического совета. Этот совет имеет право сам предлагать такие законопроекты. Если имперское правительство их не одобряет, то оно все-таки должно внести их в рейхстаг с изложением своей точки зрения. Имперский экономический совет может защищать в рейхстаге проект через посредство одного из своих членов.

Рабочим и экономическим советам в соответственных отрас­лях могут быть предоставлены контрольные и административные полномочия. Построение и задачи рабочих и экономических со­ветов, равно как отношения их к другим социальным самоуправ­ляющимся единицам, относятся к исключительному ведению им­перии.

Статья 181. Германский народ принял и утвердил эту консти­туцию через посредство своего национального собрания. Она вступает в силу со дня ее обнародования.

 

2. ЗАКОН В ЦЕЛЯХ УСТРАНЕНИЯ БЕДСТВИЙ НАРОДА

И ГОСУДАРСТВА /24 марта 1933 г. /

Статья 1. Государственные законы могут помимо порядка, установленного конституцией, издаваться также имперским пра­вительством...

Статья 2. Законы, принятые имперским правительством, могут уклоняться от имперской конституции, если они не имеют предметом устройство рейхстага и рейхсрата. Права президента империи остаются неприкосновенными.

Статья 3. Законы, принятые имперским правительством, об­лекаются в надлежащую форму рейхсканцлером и публикуются в собрании имперских законов. Они вступают в силу, если в них не указано иного, на следующий день по опубликовании.

Статьи 68 - 77 имперской конституции не имеют никакого применения к законам, принятым имперским правительством.

 

3. ЗАКОН О ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ ИМПЕРИИ /30 января 1934 г. /

 

Народное голосование и выборы в рейхстаг 1 ноября 1933 г. доказали, что германский народ, вопреки всяким внутриполити­ческим границам и противоречиям, слился в единое и внутреннее нерасторжимое целое [110][6].

Рейхстаг единогласно принял поэтому следующий закон, ко­торый обнародуется здесь с единодушного одобрения рейхстага, причем устанавливается, что требования законодательства об из­менении конституции исполнены.

Статья 1. Народные представительства областей упраздняются.

Статья 2.

1) Права верховенства областей переходят к империи.

2) Правительства земель подчиняются имперскому прави­тельству.

Статья 3. Имперские наместники в землях подлежат долж­ностному надзору имперского министра внутренних дел.

Статья 4. Имперское правительство может создавать новое конституционное право.

 

4. ЗАКОН О ЛИКВИДАЦИИ РЕЙХСРАТА /14 февраля 1934 г. /

 

1. 1) Рейхсрат ликвидируется. 2) Представительства областей отпадают.

2. 1) Участие рейхсрата в установлении законов и в управле­нии прекращается. 3) Участие уполномоченных рейхсрата в корпорациях, судах и органах всякого рода прекращается.

 

5. ЗАКОН О ВЕРХОВНОМ ГЛАВЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

/1 августа 1934 г. /

1. Должность президента империи объединяется с должнос­тью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор пра­вомочия президента империи переходят к вождю (фюреру) и рейхсканцлеру - Адольфу Гитлеру. Он назначает своего замес­тителя.

2. Этот закон вступает в силу с момента кончины президента империи фон Гинденбурга.

 

6. УКАЗ О ЗАЩИТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ОТ КОВАРНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ /21 марта 1933 г. / (Извлечение)

 

3. Кто умышленно будет высказывать или распространять не отвечающие или грубо искажающие действительность суждения, могущие причинить тяжелый ущерб благополучию империи или отдельным германским землям, или авторитету правительства империи, или отдельных земель, или правительственных партий, или объединений, наказывается, если деяние не подлежит более строгому наказанию по другим законам, тюрьмой до двух лет; если же суждения высказывались или распространялись публич­но, то тюрьмой не менее трех месяцев.

2) Если деяние причинило тяжелый ущерб для империи, может быть назначена каторга.

 

7. ЗАКОН ПРОТИВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ ПАРТИЙ

                     /14 июля 1933 г. /

 

1. В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистская германская рабочая партия.

2. Если кто-либо будет принимать меры к поддержанию ор­ганизационной структуры какой-либо другой политической пар­тии или к созданию новой политической партии, тот наказыва­ется - поскольку это дело не облагается более высоким наказа­нием по другим предписаниям - смирительным домом до 3 лет или тюрьмой от 6 месяцев до 3 лет.

 

8. ЗАКОН ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА /1 декабря 1933 г. с изменениями по закону 8 июля 1934 г. / (Извлечение)

 

1. 1) После победы национал-социалистской революции На­ционал-социалистская германская рабочая партия является но­сительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством.

2) Она является корпорацией публичного права. Ее устав утверждается вождем (фюрером).

3. 1) На членов Национал-социалистской германской рабо­чей партии и штурмовых отрядов (включая подчиненные им подразде­ления) в качестве ведущей и движущей силы национал-социа­листского государства возлагаются повышенные обязанности в отношении вождя, народа и государства.

2) За нарушение своих обязанностей они подлежат особой партийной подсудности...

4. Нарушением признается всякое действие или упущение, которое затрагивает состав, организацию, деятельность или зна­чение Национал-социалистской германской рабочей партии, а в особенности всякое нарушение дисциплины и порядка.

5. Кроме иных обычных должностных наказаний, могут быть установлены арест и заключение.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...