Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природного и техногенного характера




ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА В

ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС

ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, возлагая при этом на государство обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Статьи 71 и 72 Конституции РФ определили, что в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, оборона и безопасность, а в совместном ведении РФ и субъектов РФ – осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации и последствий.

На основании этих положений Конституции РФ определены полномочия Правительства РФ по координации деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации последствий; участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

А поскольку это так, то с полным основанием можно сделать вывод о том, что деятельность государства по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются его функцией.

В последние годы был принят ряд законодательных актов широко спектра действия по вопросам чрезвычайных ситуаций и обеспечения защиты населения:

1. Федеральный закон № 68 – ФЗ от 21.12.94 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который теперь уже стал основополагающим правовым актом, на базе которого формируется нормативная база в этой области как в Российской Федерации, так и в субъектах РФ.

2. Постановление правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

В процессе деятельности по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, порожденных природными явлениями, а также причинами техногенного характера, между органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и населением возникают определенные отношения, которые требуют унифицированного подхода в правовом регулировании.

Федеральный закон является актом, устанавливающим общие организационные и правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС.

Ряд положений Федерального закона носит организационно – правовой характер, они определяют одновременно и организационные принципы и правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС.

К ним относятся положения:

- о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, ее составе и основных задачах;

- о гласности и информации в области защиты населения и территорий от ЧС, о принципах защиты населения и территорий от ЧС;

- о системе государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС;

- о привлечении Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, применение сил и средств органов внутренних дел для ликвидации ЧС;

- о государственной экспертизе, надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от ЧС;

- о порядке финансирования материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

Ряд положений следует рассматривать как правовые нормы. К ним относятся:

- полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ м органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС;

- права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;

- вопросы социальной защиты пострадавших в результате ЧС;

- обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

Содержатся в Федеральном законе и чисто организационные вопросы определения границ зон чрезвычайных ситуаций, вопросы подготовки населения в области защиты населения и территорий от ЧС.

Федеральный закон действует на всей территории РФ и распространяется на деятельность органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно – правовых форм, должностных лиц и граждан; в законе определены полномочия Президента, Федерального собрания, правительства, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

При разработке закона особое внимание уделялось его соответствию Конституции и действующему законодательству РФ.

Федеральный закон устанавливает, что международные договоры имеют приоритет над законодательными актами РФ.

Закон указывает, что все нормативные, правовые акты органов власти РФ, ее субъектов и местного самоуправления, а также ведомственные акты по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должны быть приведены в соответствие с федеральным законом.

В строгом соответствии с требованиями Федерального закона № 68 от 21.12.1994 года каждый субъект РФ (в нашем случае Санкт – Петербург и Ленинградская область) издает свои законы.

Закон Санкт – Петербурга № 45 – 14 от 22.04.1996 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Областной закон №30 от 31.10.1996 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правительство РФ издало 30.12.2003 года постановление №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС». Этим постановлением утверждается Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В положении определены:

- задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

- организационная структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);

- задачи КЧС всех уровней управления;

- режимы функционирования РСЧС и мероприятия проводимые в каждом из регионов;

- силы и средства РСЧС на всех уровнях управления.

В соответствии с требованиями постановления правительства РФ №794 от 30.12.2003 года каждый субъект РФ издает свои подзаконные акты:

1. Распоряжение губернатора Санкт – Петербурга №779 – р от 29.07.1997 года «Об утверждении Положения о Санкт – Петербургской подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2. Распоряжение губернатора Ленинградской области №304 от 30.07.1997 года «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме Ленинградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений правительства РФ, 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регламентирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основными из них являются следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей», «О государственном материальном резерве», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другие.

Таким образом, мы рассмотрели два важнейших документа, на основе которых построена единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время фактически сформирована в Российской Федерации самостоятельная система законодательного и нормативно – правового регулирования общественных отношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такое правовое регулирование основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и исходит из приоритета обеспечения безопасности и защиты жизни, здоровья человека и окружающей среды над иными соображениями и интересами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...