Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чем характеризуется процесс развития личности?




Глава 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Чем характеризуется процесс развития личности?

Личность представляет собой онтогенетическое приобрете­ние человека, результат сложного процесса его социального раз-пития. Такое понимание личности определяет главный принцип и рассмотрении и решении проблем ее становления — принцип 1>,пвития.

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное отличие развития от всяких других изменений.•оъекта? Как известно, объект может изменяться, но не разви-иаться. Рост, например, — это количественное изменение дан­ного объекта, в том числе и психического процесса. Есть про­цессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. I лавная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ре-Венка, мы видим количественное нарастание. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются процессы роста и в психических процессах, например рост запаса слов без изменений функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут проис-одить и другие явления и процессы. Тогда процессы роста ста-эвятся лишь симптомами, за которыми скрываются существен-,ie изменения в системе и структуре процессов. В такие перио-J наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют i существенных изменениях в самом организме. Например, со-свают железы внутренней секреции. В подобных случаях мы имеем дело с развитием.

Выступая как высший тип движения, развитие представляет...бой не простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, а качест­венное преобразование, отличающееся рядом определенных за­кономерностей:

поступательный характер, когда пройденные уже ступени бы повторяют известные черты, свойства низших, но повто­ри ют их на более высокой базе;


 




             
   
 
 
   
 
   
 

 


необратимость, т. е. не копирование, а движение на новом
уровне, новом витке спирали, когда реализуются результаты пре­
дыдущего развития;

—развитие представляет собой единство борющихся противо­
положностей,
являющихся внутренней движущей силой процес­
са развития. Именно разрешение внутренних противоречий
и приводит через скачок к новому этапу развития, к новому качест­
ву процесса.

Развитие прежде всего характеризуется качественными изме­нениями, появлением новообразований, новых механизмов, но­вых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наибо­лее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых эле­ментов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомя­нуть дифференциацию натурального условного рефлекса на по­ложение под грудью и комплекса оживления; появление знако­вой функции в младенческом возрасте; изменение на протяже­нии детства системного и смыслового сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

В психологии идея развития психики как в филогенезе (эво­люция вида), так и в онтогенезе (индивидуальное развитие орга­низма от рождения до завершения жизни) получила распростра­нение лишь в конце XIX в. Одна из концепций онтогенетиче­ского развития ребенка была предложена К. Бюлером, который перенес на социальное развитие ребенка биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому закону онтогенез во внутриутробном состоянии есть краткое и сжатое повторение филогенеза. К. Бюлер сформулировал закон рекапитуляции, распространив биогенетический закон на постнатальное разви­тие: развитие ребенка есть повторение социогенеза.

Современное представление о психическом развитии усмат­ривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой лично­сти. Постепенно происходит расширение и уточнение понятий­ного аппарата, необходимого для раскрытия закономерностей развития человека. Появился ряд понятий, уточняющих термин «развитие».

1. Оиоинщшшное развитие — появление нового по сравнению с предыдущим ■ папом. К таким изменениям психологи относят ноиоойриюнинни ш» ipacmux периодов.

2 Ишитпщшишмс ишснснин — утрата ранее сформированных щ ичи'мч и»* 11»ии< и» и к;н1тп1, имевших место в предыдущих


периодах развития. Геронтологи утверждают, что такие измене­ния можно увидеть не только в старости, но и в подростковом, юношеском возрастах, когда происходит накопление измене­ний, переходящих в новообразования.

3. Гетерохронное развитие — разновременное проявление
психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают

эугие в развитии, другие отстают.

4. Биологическое развитие — развитие, детерминируемое на-
аедственными и врожденными факторами, где наследственное

есть появление нового за счет генного аппарата, а врожденное определяет внутриутробное развитие.

5. Социальное развитие — развитие человека под взаимосвязан-
11 им влиянием природной и социальной среды, исторического раз-
нития общества, национальной принадлежности личности и др.

6. Специальное развитие — развитие психических функций,
процессов, свойств личности в условиях профессиональной под­
готовки. Сюда относятся развитие профессиональной памяти,
мышления, внимания, способностей и др.

Становление личности выступает как особый тип развития, имеющий свои тенденции, перспективы развертывания, само­определения, самореализации, включающий в себя все виды на-танных типов развития.

В сложном многогранном процессе развития личности соче-мется система изменений прогрессивных и регрессивных, не­обратимых и преемственных, повторяющих в высшем извест­ные черты низшего, дающих перекомбинацию наличных эле­ментов и т. д.

Чем отличаются преформированный и непреформированный типы развития (по Л. С. Выготскому)?

Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, кото­рое среди них занимает психическое развитие ребенка, т. е. опре-цслить специфику психического развития среди других про­цессов развития. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный типто такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафик­сированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, тик и тот конечный результат, которого явление достигнет. Здесь •се дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то что эмбриогенез имеет свою историю (наблюда­ется тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая но-


       
 
   
 


вая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития. В психологии была попытка предста­вить психическое развитие по принципу эмбрионального разви­тия, эта теория получила название преформизм (представите­ли — Ст. Холл, К. Бюлер).

Непреформированныи тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему относятся развитие галактики, разви­тие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общест­ва. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированныи путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-раз­ному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка, не даны ни те стадии, через ко­торые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен дос­тигнуть. Детское развитие — это непреформированныи тип развития, но это совершенно особый процесс, который детерми­нирован не снизу, а сверху, той формой практической и теорети­ческой деятельности, которая существует на данном уровне раз­вития общества. (Как сказал поэт: «Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир».) В этом особенность детского развития. Его конеч­ные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который сущест­вует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психиче­ского развития — это процесс взаимодействия реальных и идеаль­ных форм. Задача детского психолога — проследить логику осво­ения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человека. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ре­бенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического разви­тия — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно свое­образный, который проходит в форме усвоения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...