Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какая связь существует между обучением и развитием личности?




Обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым.

К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.

1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения.
()бучение — это процесс приобретения навыков, а навыки внут­
ренне связаны с развитием психики.

2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за развити­
ем. Психическое развитие — прежде всего развитие интеллекта
как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект — особый
механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат
,к:симиляция и аккомодация. Их равновесие является целью раз-
пития интеллекта, которое имеет собственные внутренние зако­
номерности. Именно им должно быть подчинено обучение.

3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой раз-
питие. Он подверг основательному критическому разбору широ-
м) известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки,
V. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени
решения проблемы обучения и развития, когда биологическое
чнревание психических функций дает возможность обучения
новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения
И развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо по­
ставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится
ие только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психи­
ческих функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их
формирование. Так, например, ребенка начинают обучать пись­
му тогда, когда у него еще не сложились все те психические
функции, которые обеспечивают письменную речь. Поскольку
онладение письменной речью требует от школьника сознатель­
ности и произвольности его речевой деятельности, ребенок, обу­
чаясь письменной речи, значительно продвигается в своем ум-
i i пенном развитии» (ЗанковЛ. В.).

Внутреннюю связь обучения и развития Л. С. Выготский от- ■кзил в понятии «зона ближайшего развития», суть которого со­стоит в следующем: то, что на прошлом этапе ребенок решает


с помощью других людей, в следующий раз он решает самостоя­тельно. Обучение приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товари­щами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, ста­новятся достоянием самого ребенка.

Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные ис­следования отношения между обучением и развитием. Это изу­чение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития.

Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. Выдвигая эту идею, Л. С. Выготский решительно выступал про­тив функционализма современной ему психологии. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изоли­рованно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошколь­ном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влия­нием доминирующей в сознании функции. По мнению Л. С. Вы готского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменени­ем его смысловой структуры, т. е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря разви тию значения слова, иначе говоря — обобщению. Если на сис­темное развитие сознания обучение не оказывает прямого влия­ния, то развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно непосредственно управ­лять. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уро­вень, обучение перестраивает всю систему сознания

Поэтому, по словам Л. С. Выготского, «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», или: «обучаем на копейку, а развитие получаем на рубль».

Исследования, проводимые Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдо­вым и др., направленные на изменение содержания обучения и способов преподавания, показали, что в развитии личности про­исходят существенные изменения, тем самым еще раз доказав ве­дущую роль обучения в развитии личности. Теория П. Я. Гальпе­рина о поэтапном формировании умственных действий открыла


путь к разработке программ формирования интеллектуальных функций, знаний и навыков с высоким уровнем усвоения. В на-

I i оящее время проводится достаточно много формирующих экс­
периментов., ставящих своей целью вскрытие закономерностей
развития в ходе обучения, которые помогут сделать обучение
подлинно развивающим.

Развитие деятельности —

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...