Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Капитан, старый индеец и врач склонились к раненому.




— Стась, тебе лучше? — спросил врач. — Ответь нам, Стась…

— Танто убит, я знаю… — прошептал Сат-Ок и снова закрыл глаза. — Брат мой…

Врач и капитан пытались успокоить его. Но он не слышал.

Он слышал другое.

— Сын мой, готов ли ты пройти испытание?

Это был голос отца.

— Да, отец. Я готов.

И отец простер руку в сторону тотемного столба племени и сказал:

— Иди! Прими эту боль и стань воином.

И он пошел…

Врач, капитан и старый индеец не верили глазам своим. Тяжелораненый человек поднялся с койки, встал на ноги.

— Стась, что ты делаешь?! — воскликнул врач. — Тебе нельзя!

Вместе с капитаном они подхватили Сат-Ока под руки, но тот жестом отказался от помощи.

— Я должен проститься с братом, — сказал Сат-Ок.

— Ты же ранен… Ты должен лежать… — пытался остановить его капитан.

— Я должен идти, — упрямо сказал Сат-Ок и вышел на палубу.

— Сквозное ранение в грудь… Это невероятно… Остановите его…

И когда капитан снова попытался его остановить, Сат-Ок повторил:

— Я должен идти. Потому что мы сильнее этих подонков. Мы сильнее их пуль. И они должны это знать.

И тогда все поняли, что он не отступит. Потому что, кажется, тоже услышали голос его отца — Высокого Орла, вождя племени шеванезов:

— Иди, сын мой, и прими эту боль… Прими эту боль и стань воином. Пусть твоя боль дойдет до людей, и тогда наших воинов на земле станет больше…

И, как много лет назад, когда юношей готовился принять Боль Посвящения, Сат-Ок поднял голову и пошел вперед.

И все, кто был на палубе, последовали за ним.

***

ГРАЖДАНИН Польши Станислав Суплатович — Сат-Ок — живет в Гданьске, сейчас ему уже за восемьдесят, но он по-прежнему бодр, любит жизнь и полон творческих сил. Он пишет книги, успешно занимается живописью и верит, что когда-нибудь его судьба и судьба его матери станут основой большого телесериала. (В. Фараджев).


 

Прирождённый воин / Wojownik Z Urodzenia (Warrior By Birth) Польша, 2005

Продолжительность: 30 минут
Режиссер: Клаудиуш Янковский / Klaudiusz Jankowski
В ролях: Станислав Суплатович, Дариуш Липецкий, Ричард Войцеховский, Тодд Желтое Облако, Бартош Странц.
Дополнительная информация: Перевод Kwasi N.D., голос NezPerce, сборка AlexNT

Фильм можно скачать здесь: http://www.westerns.ru/ - Нужна регистрация.

Описание, от переводчика: Польский телевизионный фильм, посвященный личности и творчеству писателя, художника и пропагандиста индейской культуры Станислава Суплатовича (1920-2003), более известного под именем Сат-Ок. Книги Сат-Ока - "Земля Соленых Скал", "Таинственные Следы", "Белый Мустанг" неоднократно публиковались в СССР и странах социалистического лагеря и пользовались большой популярностью (особенно у подрастающего поколения). Единственным биографическим источником по Сат-Оку на русском языке по сей день остается книга Н. Внукова "Слушайте песню перьев", в которой изложена "официальная версия" биографии Суплатовича. Согласно этой версии, его матерью была польская революционерка, а отцом - вождь племени шауни (шеванезов) и потомок великого вождя Текумсе. Представленный вниманию фильм является своего рода визуальным дополнением к книге Внукова, хотя сказать, что он заполняет все белые пятна в биографии Сат-Ока нельзя. Фильм состоит из интервью самого Сат-Ока, данного корреспондентам польского телеканала PVT, показаний его сослуживцев из Армии Крайовой, а также выступлений польских индеанистов и индейцев из племен лакота и черноногих.

В этом фильме много уже известного ранее, что мы уже читали в изложении Ю.Стадниченко и Н.Внукова. Вместе с тем, было интересно услышать воспоминания боевых товарищей Сата - тех, кто воевал вместе с ним в партизанах и подполье. Довольно любопытно слушать их воспоминания о том, как Сат запутывал следы и добывал пищу в лесу. В особенности меня заинтересовали слова одного дедушки, который говорит, что Сат-Ок плохо говорил по-польски, когда попал в партизанский отряд. Значит, всё-таки он приехал откуда-то? Плохо говорить по-польски и говорить на одном из польских говоров - это разные вещи. Я думаю, что поляки в те времена в этом прекрасно разбирались, и могли отличить коренного поляка, пусть и говорящего на одном из польских говоров, и иностранца, вообще плохо говорившего по-польски. Значит Сат всё-таки откуда-то приехал. Тогда откуда, если не из Канады? Ваши варианты?

Вот так и рождаются мифы. Ну не до Альберты же, а до Маккензи и Большого Медвежьего озера. А почему бы и нет? Она что, к срокам каким-то была привязана. Теоретически, могла ведь добраться, хотя согласен, далековато от Берингова пролива.

А вот в слове "шеване ЗЫ " нет ничего удивительного. Насколько я понимаю, это просто калька с польского произношения названия племени шауни, с окончанием во множественном числе. Существуют также менее употребимые названия племени шауни (шони) - шавано, шаванаки и др. похожие, что в переводе означает "южане". В русском языке уже давно прижились подобные неудачные кальки, слова-недоразумения, к примеру "мети СЫ " (правильно - мети, без "с" (намёка на множественное число в англ. яз.)) или хотя бы те же "ироке ЗЫ ". Исправлять никто не торопится, да и незачем. А теперь вот "шеванезы" пополнили эти ряды. Ну и пусть будут, как дань памяти Сат-Оку.

Не думаю, что дедушки - бывшие партизаны - врут или за деньги что-то говорят. Зачем им это? Вряд-ли. Почему же он всё-таки плохо говорил по-польски? Это может быть только в двух случаях: либо от дефектов речи (заикание, например) или не носитель родного языка (иностранец, к примеру). Первое отпадает, поэтому остаётся второе.

Что касается похожести или непохожести на индейца - не принимается. Сколько угодно примеров, когда невозможно отличить индейца от европейца, стоит взглянуть на фотографии. А людей в возрасте, стариков, и подавно. Бабушки лакота и черноногих из резерваций в своих платках, кофточках и юбках как две капли воды похожи (и одеждой, и лицами) на наших старушек из российской, украинской и белорусской глубинки. А Сат, к тому же, как он говорит, не чистокровный индеец, а метис.

В этой магистерской работе есть один интересный вывод, который звучит примерно так. Почему, если это неправда, ни один из коренных поляков до сих пор не встал и не сказал: "Я знаю, откуда родом Сат-Ок, он из такого-то города или такой-то деревни, это можно узнать там-то и там-то". Вот такой вот парадокс. А казалось бы всё просто: если он родом из Польши, расскажите об этом, докажите. Поляки, между тем, как по сговору дружно молчат. Не потому, что они скрывают, а именно потому, что нет никаких документов, кроме тех, что он приехал с матерью из Канады в 1938 году. Эти-то документы как раз нотариально зарегистрированы. Подделка?

 

То то и оно, что разоблачающих статей было опубликовано в Польше несколько. Если бы они боялись рассказать, то вообще наложили бы вето на их публикацию. Но все эти разоблачения в этих статьях сводятся к тому, что дескать это неправда, потому что нет там шауни, что культура не совпадает и т.д. - то есть всё то, что всем "знающим" индеанистам давно ясно. Но беда этих разоблачительных статей в том, что ни одна из них, кроме недоверий, не приводит документов и свидетельств о его происхождении. НИ ОДНОГО ДОКУМЕНТА, НИ ОДНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА!!! В подтверждение того, что Сат-Ок (Станислав Суплатович) родился в Польше. Индейцы же (коренные) как раз спокойно относятся к истории Сат-Ока. Типа того: Ну раз он так говорит, значит это так и есть. Он похож на индейца, он наш. И шавал, была такая группа когда-то у нас, ставила палатки с нашим племенем. Типа, раз он так говорит, то вполне может быть.

В общем проблема тут одна - информационный вакуум по первым 18 годам жизни Сат-Ока. В них-то все и скрыто - что за человек, какого роду-племени, как стал тем, кем он стал. Данных пока что нет никаких. И пока они не появятся, можно сколько угодно на основании его книг говорить о том, что все это "липа". Это художественный текст. Он написан с определенными целями, в определенное время и месте. И вполне может быть, что перед автором вовсе не стояла задача точного (или даже приблизительного) описания своей биографии и конкретной реальности, с которой он сталкивался. Может (грубо говоря) он "шифровался" и не хотел выдавать белому читателю действительное месторасположение своего племени и с этой целью специально путал следы и этнографические детали, выдумывал имена. Почему бы и нет? В разведке и не такое бывает . Ходить задом наперед он похоже и впрямь умел. А может быть и не входило это в его задачи вовсе - вспоминать свое детство - просто сказку хотел написать - себя развлечь и людей порадовать. И при этом он мог являться кем угодно - и поляком, и индейцем пусть даже из племени шеванезов. Индейцы тоже любят рассказывать сказки и они не обязаны быть аутентичными - могут быть какими угодно (особенно в 20 веке).
Иными словами - надо не в тексте его книг искать разгадку биографии (в тексте все что угодно может быть), а копать конкретные данные в архивах по периоду 1920-1938 гг. Только так можно в чем-то разобраться.

Кто здесь хотел увидеть западные источники? Пожалуйста, получайте. Была в действительности такая группа среди лакота. Правда там в отличии от польского источника, сказано, что не хункпапа, а брюле, но это не меняет сути. И это подтверждено документом.

Handbook of American Indians North of Mexico, In Four Parts, Vol. 3, P. 530:

Shawala (Shawnee). A Band of the Brule Teton Sioux....

http://books.google.ru/books?id=t83yREnk1jsC&pg=PA530&lpg=PA530&dq=shawala+shawnee&source=bl&ots=SDLxY61BlU&sig=5AhJjrS_Go28nCPVrUPQyZRn5Fk&hl=ru&ei=ff7_TNvkIZGw8QOJotWMCw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CBgQ6AEwAA#v=onepage&q=shawala%20shawnee&f=false

Также, касательно термина "шавала" (Shawala) - у тетонов существовало такое племенное название в целом для племени шауни.

http://www.aaanativearts.com/article43.html

Shawnee comes from the Algonquin word "shawun" (shawunogi) meaning "southerner." However, this referred to their original location in the Ohio Valley relative to other Great Lakes Algonquin rather than a homeland in the American southeast. Shawnee usually prefer to call themselves the Shawano - sometimes given as Shawanoe or Shawanese. South Carolina colonists knew them as the Savannah or Savannuca. Other names: Ani-Sawanugi (Cherokee), Chaouanons (Chauenon) (French), Chaskpe (Chaouesnon) (French), Chiouanon (Seneca), Cumberland Indians, Ontwagnnn (Iroquois "one who stutters"), Oshawanoag (Ottawa), Satana (Iroquois), Shawala (Lakota), and Touguenha (Iroquois).

Более того, имеются сведения, что небольшая группа шауни примкнула к апачам, на Юго-Западе до сих пор живут их ассимилированные потомки. Так что, если судьба закинула шауни жить с лакота и апачами, то почему они не могли жить в Канаде?

Список встречающихся племенных названий шауни. Жирным шрифтом выделены наиболее созвучные "шеванезам":

Sewanne
Shamanese
Shanaw
Shannoah
Shanoa
Shanwans
Shaonois
Shaonono
Shawala Brule
Shawanah
Shawanahaac
Shawanapi
Shawanaw
Shawane
Shawanee
Shawaneise
Shawaneles
Shawanese
Shawanesse
Shawaneu
Shawanies
Shawanna
Shawannoh
Shawannos
Shawanno-Algonkin
Shawanoe
Shawanoes
Shawanoese
Shawanoh
Shawanois
Shawanon
Shawano's
Shawanos
Shawanose
Shawanous
Shawanowi
Shawans
Shawenoes
Shaweygira
Shawhena
Shawnee
Shawneese
Shawnese
Shawnesse
Shawney
Shawno
Shawnoah
Shawnoes
Shawonese
Shawoniki
Shawonoes
Shawun
Shaw-un-oag
Shawunoag
Shawunogi

Источник: Clark P.R. Tribal Names of the Americas: Spelling Variants and Alternative Forms, Cross-Referenced, Р. 234-235

Да и другое удивляет. Откуда лакота вообще могли подозревать о существовании шауни,чтобы заиметь в своём языке под них отдельное определение???? Заметьте,в списке вариантов названий племени из степняков только лакотский вариант присутствует,а никаких промежуточных,всяких там лесотундровых пауни и прочих саук-и-фоксов,об которых шауни,по идее,должны были споткнуться по дороге к сиу нет. Не странно ли это?


Почему же, у многих других племён, в том числе равнинных, присутствуют названия для шауни, я просто привёл список названий с двух страниц, где они более-менее кучно расположены. Помимо этого есть много других названий шауни, данных им другими племенами, посмотрите по ссылке, там их много, разбросанных по всему справочнику. Некоторые близко созвучны названию "шауни" или "шавано", некоторые нет. Мне просто лень копаться, всё это выписывать. У многих равнинных племён есть названия для шауни. Это факт. Откуда? Наверное, ранее их не было, но потом появились, в период контактов с ними, когда с начала 19 века шауни активно проникали на равнины. Стоит посмотреть на карту их миграций, как это становится ясным. Эта карта с их миграциями по Равнинам приведена в многотомнике Смитсоновского института: Handbook of North American Indians, Vol.15: Northeast, глава Shawnee, P. 623. Здесь же, на странице 634 приведён многочисленный перечень племенных синонимов шауни, данных им другими племенами, в том числе имеются равнинные. Ну не я же выдумал цитату из энциклопедии Ходжа, где сказано что была такая группа у брюле. Осмелюсь предположить, что возможно она жила какое-то время с брюле, потом переместилась к хункпапа, как к более свободным, когда брюле уже фактически находились в резервации и вели нищенское существование (согласно Хайду) у форта Ларами и других. Поэтому хункпапа её тоже вспоминают, как жившую с ними. Или Ходж тоже врёт? Глупо. Скорее всего не врёт. Так почему мы не доверяем информации поляков, полученной от хункпапа? Мне кажется вполне правдоподобным. И вполне возможно, что как говорит Сат-Ок, они и принимали участие на Литтл-Бигхорн, растворившись в общем многочисленном количестве участников. Ведь общеизвестно, что на Литтл-Бигхорн были санти, и даже ассинибойны, а последние до недавнего времени были ведь врагами лакота.

Поехали далее. В этом же томе Хэндбука, в той же статье по шауни, опять же, ИМЕЕТСЯ УПОМИНАНИЕ ПЛЕМЕННОГО НАЗВАНИЯ - ДАКОТА ШАВАЛА (DAKOTA SAWALA), со ссылкой на работу С.Риггса (Riggs, Stephen R., ed. Grammar and Dictionary of the Dacota Language. Washington, 1852, P.441). Или кто-то осмелится предположить, что Риггс (1852), а затем и Ходж (1907-1910) врут?

Сат-Ок говорит, что после Литтл-Бигхорн они вместе с Сидящим Быком ушли в Канаду. В свете приведённых мною американских источников это звучит вполне правдоподобно. Разве кто-то составлял списки, кто именно ушёл в Канаду с сиу? Кто именно вернулся, кто остался в Канаде? Общеизвестно, что в лагере Сидящего Быка было много беглецов из разных племён, даже не-персе с ними какое-то время жили, и многие остались в Канаде (в резервации черноногих, и живут там своей общиной в посёлке Пинчер-Крик). Что касается шавалов, то, похоже, они уже давно считались частью лакота (поскольку упоминаются как "шавала-брюле" и "дакота-шавала") и скорее всего переняли их культуру, типи и т.д. Поэтому вполне возможно и такое, что они остались в Канаде и какое-то время скитались там, пока где-нибудь не осели. Так что не надо спешить обвинять Сат-Ока во лжи. Точка ещё не поставлена. Всё возможно.

Художественная литература - это, несомненно, не биографическая и не историко-документальная литература. Поэтому не стоит от неё многого ожидать в смысле правдивости. Она пишется по канонам жанра, а эти каноны предполагают художественный вымысел. И это вполне нормально. Не повествуй он всё это от первого лица, не поместив себя в эти события, никто бы и не цеплялся. Хотя есть другие примеры, Шульц, например. Он поместил себя в события, в которых не принимал участия, но к нему почему-то не цепляются. А потому, что всем известны пикуни, и т.д. Но, позвольте, если о шауни-шавалах-шеванезах в Канаде пока никто не нашёл документальных подтверждений, это ещё ни о чём не говорит. А может и нет таких, потому что может это была небольшая кучка людей. Не та красивая и романтичная, художественно описанная в книгах Сат-Ока, а жалкая, голодная, скитавшаяся непойми где кучка беженцев, которая могла скитаться пока не осела где-нибудь в никому не нужном, всеми забытом, отдалённом уголке Канады. Сат-Ок вполне мог родиться там и жить где-то в Канадской глубинке, потом с матерью приехать в Польшу и спустя время написать свои замечательные произведения. Приукрасив всё основательно, написав ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ произведения, не лишённые вымысла. При этом зная о своём происхождении от шавала-лакота-шеванезов. Всё возможно. И даже логичнее предположить, если это была свободолюбивая группа шауни, присоединившаяся когда-то к брюле, а затем к хункпапа в поисках свободы, то логичнее всего, что они в поисках этой же свободы не вернулись в Штаты с Сидящим Быком, а остались в Канаде.


Лично у меня сомнения в том, был ли он сам участником тех событий, которые описывает, тогда, соответственно, и вся история с его матерью, вернее всего, придумана (кстати, была ли жива она, когда вышла его первая книга?)


Да, была жива, она умерла кажись в 60-х или 70-х. А в 1958 году успела оставить нотариально заверенные воспоминания о своей жизни и как попала к шеванезам - ту историю, которую мы знаем и со слов Сат-Ока.

Получается, все это вполне могло быть, насколько это ни фантастично, что называется, "настолько неправдоподобно, что может быть правдой". Пожалуй, окончательный ответ могут дать только канадские источники... которые этот ответ дать не желают потому, что им это неинтересно (?) Или потому, что тогда могут всплыть нелицеприятные факты кровавого геноцида индейцев в цивилизованной стране в цивилизованное время (ведь племя Сат-Ока преследовали и после его отъезда с матерью в Европу, как указано в финале "Земли Соленых скал"), может, здесь зарыта собака, в смысле, этим объясняется отсутствие сведений о нем в самой Канаде и полное молчание канадских властей? Вообще, это тема для серьезного исторического поиска, только по интернетовским материалам ее, пожалуй, не поднять, нужна работа в самих канадских архивах, что, к сожалению, из области опять же фантастики...
P.S. У Олега Куваева, нашего когда-то хорошо известного, а теперь почти забытого писателя, воспевавшего северные просторы (кто помнит его роман "Территория", экранизированный в 70-х годах?), была еще одна занятная повесть, "Тройной полярный сюжет", развивавшаяся как бы в трех временных плоскостях. Кстати, по ней тоже где-то в тех же 70-х годах был снят телефильм серии на три, название сейчас не помню, но в одной из этих плоскостей он напоминал, как ни странно, вестерн типа "Горцев" или лент по произведениям Джека Лондона. Так вот, в этой плоскости главным персонажем был такой одержимый поисками редчайшей розовой чайки в районе Чукотки примерно в 1910-х годах исследователь, а звали его Николай ШАВАНОСОВ. Почему я это вспомнил - фамилия, прямо сказать, для России редчайшая, и при этом слегка напоминает искаженное ШЕВАНЕЗЫ. Уверен, что Куваев, несомненно, читал близкого ему по духу Сат-Ока и, возможно, романтические шеванезы у него трансформировались вот в такую удивительную фамилию. Это, конечно, мысли вслух, но... пуркуа па?

Сат-Ок утверждает, что они явились в Польшу без серьёзных документов, коих у них естественно не было. У них на руках были только свидетельства, выданные департаментом по делам индейцев. Мне на память приходят мои встречи с Юрием Ивановичем Стадниченко, интервью, которые я у него брал в Харькове, что-то я по памяти записывал, что-то нет. Но вот припоминается, что он мне говорил, что лично видел эти удостоверения личности. Вроде Сат-Ок их ему показывал. Но это было в 1982-1983 гг., 27 лет назад, я уже точно не помню, но что-то такое вспоминается. Надо покопаться в старых записках.

 

Очень внимательно прочитал полемику по поводу происхождения Сат-Ока и хотелось бы высказать свое мнение на этот счет. Многим здесь очень хочется выяснить, кто же такой был Сат-Ок на самом деле? Точно также это хочется знать большинству индеанистов и не только в России. Ниже я точно отвечу кем он был на самом деле. И поставлю точку на этом. Но прежде я хотел бы спросить всех кого волнует этот вопрос - а вы точно представляете себе свою цель, то что вы хотите добиться в итоге, точнее вы задумывались ли когла-нибудь о последствиях выяснения этого вопроса? О последствиях прежде всего для самого Сат-Ока? Особенно когда он был еще жив? Есть такие люди - папарацци. Любой ценой снять сенсационные кадры, покопаться в "нижнем белье" - их задача. А вот что будет с теми людьми за которыми они следят, их не волнует, и что они будут чувствовать после публикации. Давайте подумаем вот о чем. Предположим Сат-Ок по крови не шауни и не индеец вообще. Он поляк, или из Восточной Европы, или откуда-то еще. Он написал блестящие книги об индейцах на которых выросло не одно поколение индеанистов. Он создал легенду - легенду под именем Сат-Ок, легенду о себе самом и тщательно ее оберегал. Имел ли он право на это, право на личные тайны? Конечно имел, как и любой человек. Тем более после таких отличных книг. Имеем ли мы право вмешиваться в личную жизнь человека? Пусть каждый ответит по своей совести. Подумайте об этом. Ведь если только представить себе последствия разоблачения(то о чем никто и не думает), что Сат-Ока разоблачили и доказали что он никакой не индеец - что тогда было бы с самим Сат-Оком? Я думаю что ему было бы очень больно. Невозможно представить что творилось бы в его душе. Ведь вспомните (а примеров таких немало) что происходило с другими великими людьми в аналогичных ситуациях? Вспомните писателя Карла Мая, например. Когда его разоблачили что он не Олд Шеттерхенд и история о Виннету вымышлена, что с ним случилось? А ведь он при дворе австро-венгерского императора именовался под именем своего героя. Карл Май после такого удара 8 лет не писал книги, замкнулся, уехал из Германии, пережил душевный кризис. И только перед самой смертью один критик написал, что в его книгах "витал огонь добра". Точно также разоблачения или жизненные удары влияли и на других творческих людей. Иногда подобные вещи даже приводили к смерти людей или приближали час их смерти. И тогда хочется сказать словами Верной Руки из фильма, когда предательски в спину убивают сына вождя команчей Тувана: "Вы хотели этого? Вы этого хотели?" Зачем нам выяснять происхождение Сат-Ока? Имеем ли мы право на это? Ведь Сат-Ок еще при жизни видел что многим это хочется знать. А сколько лет ему было в 80-х или 90-х? Возраст-то почтенный. Пережил бы он крушение своей легенды в таком возрасте? Я думаю что после такого разоблачения почти каждый индеанист горько бы об этом пожалел и каялся бы в душе. Вспомните другого великого человека - Серую Сову. Как он переживал и боялся что его разоблачат! И как деликатно это определили сами индейцы (я говорю про эпизод в фильме, конечно может это было и не так). Помните когда Пирс Броснан входит в типи к вождям, Флойд Вестерман подносит ему подарок и определяет что он не индеец. Но он вслух эту мысль даже не высказывает, он только смеется. И тайну Серой Совы открыли после его смерти. Если сами индейцы не говорили ничего о Серой Сове, другие индейцы, которые знали Сат-Ока не говорили ничего такого о Сат-Оке, имеем ли мы право знать

правду? С одной стороны - вроде бы имеем, тем более Сат-Ока уже нет в живых, а с другой? Ведь Адам и Ева были изгнаны из рая как раз за это - слишком много хотели знать правды, яблоко с запрещенного дерева сорвали. Но это так, аллегория.
Теперь, конкретно кто был такой Сат-Ок. Он был сыном Высокого Орла и Белой Тучки, родился в Канаде. Он был больше шауни, чем многие шауни являются на самом деле, и в любом случае он был большим индейцем, чем многие индейцы есть. Он создал замечательные книги. Он создал легенду. ОН ИМЕЛ НА ЭТО ПРАВО. Он был защитником своего Отечества, ветераном, прошедшим через нечеловеческие испытания в годы войны. Он был ВЕЛИКИМ человеком и гражданином. Он ушел не так давно Дорогой Солнца от нас. Ушел к своим предкам. Почтим его память и оставим все как есть. Так надо. Должны же на свете оставаться тайны.
С уважением ко всем, Роганов Игорь, Владимирская область

Интересная дискуссия, имеющая непосредственное отношение и к обсуждаемой нами теме, разыгралась давеча вот здесь:

http://www.mezoamerica.ru/forum1/viewtopic.php?f=5&t=2392&st=0&sk=t&sd=a&start=160

Причём, тема была принудительно закрыта модератором, несмотря на желание участников того форума разобраться в проблеме. Конечно, это право модератора указанного форума, однако кое-что удивляет. Привожу в виде цитаты:

ВСЕ ПОСТЫ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ПО ССЫЛКЕ ВЫШЕ. ПОСЛЕДНИЕ ОСТАВШИЕСЯ ПОСТЫ, ЦИТАТА:

KwasiND (Ср дек 15 2010):
Кое-что интересное по теме можно найти здесь:
http://red-road.forum2x2.ru/t228-topic
Разумеется, тем кто и так уже все знает, или считает, что тут собственно и знать нечего - заходить по ссылке категорически не рекомендуется
------------------------------------------------

Mo'ohtavone'e [он же Штабс-капитан, он же Black Wolf] (Пт дек 17 2010):
Ха-ха-ха, опять эта байка! Очеведно любители ненаучной фантастики будут радоватся...
------------------------------------------------

Stukalin (Пт дек 17 2010):
Mo'ohtavone'e писал:
Ха-ха-ха, опять эта байка! Очеведно любители ненаучной фантастики будут радоватся...

Волк, это бесполезный разговор, и он бесконечен. Они ничего не услышат, сколько бы об этом не говорилось.
------------------------------------------------

Mo'ohtavone'e (Пт дек 24 2010):
Странная вещ... Вот что написал одын товарищ:

Цитата:
Данное обсуждение не может быть полноценным без упоминания получившей уже широкую известность и признание книги авторитетного американского публициста Стивена Глантца,занимающегося в том числе изучением событий, происходивших в Восточной Европе, в период II мировой войны и после. (Его последняя документальная повесть "Clara's War" получила недавно престижную премию в Бостоне в этом году).
Стивен Глантц лично знал и беседовал в Сат-Оком, а также с его боевыми товарищами, прошедшими с ним всю войну. Самое главное, что он изучал, проверял и уточнял факты, касающиеся истории шауни и истории Сат-Ока в американских архивах. На основании всего этого он написал книгу, которая основана на фактах, нашедших подтверждение в его архивных исследованиях - в отличие от некого польского автора К. Крепулек, чья упомянутая в обсуждении работа основана, главным образом, на рассуждениях - причем далеко не бесспорных. После работы в архивах Стивен Глантц написал документальную повесть, которую назвал"Как герой, возвращающийся домой.Подлинная история Сат-Ока, шауни Черной Реки" (Stephen Glantz.Like a hero going home. A novel based on the true story of Sat Okh, the Shawnee of Black River). Книга вышла уже после смерти Сат-Ока и не только подтверждает рассказ Сат-Ока о себе, но и содержит много других уточняющих исторических фактов. О книге можно прочитать здесь:
http://www.susannaleaassociates.com/liv... d=255#haut

Странно, но я не нашел кроме этой ссылки никакых упоминаний об такой книге...
Факти о Суплатовиче в американскых архивах?! Это интересно!...
------------------------------------------------

weshki' (Пт дек 24 2010):
Mo'ohtavone'e писал:
Странно, но я не нашел кроме этой ссылки никакых упоминаний об такой книге...
Факти о Суплатовиче в американскых архивах?! Это интересно!...

Книга Glantz'а - очередной пересказ Внукова, только по-английски.
------------------------------------------------

Mo'ohtavone'e (Пт дек 24 2010):
weshki' писала:
Волк, просто все, кто говорит, что Сат-Ок создал "обобщенный образ индейца", индейцев в глаза не видели. Поэтому этот "обобщенный образ" и востребован.

Я это же и сказал...
Книжка меня заинтересовала. Какой-то подвох здесь.
------------------------------------------------

weshki' (Пт дек 24 2010):
Mo'ohtavone'e писал:
Книжка меня заинтересовала. Какой-то подвох здесь.

Да нет там никакого подвоха. И книги такой нет. Там нигде не говорится, что книга уже написана, там говориться, что она будет написана.

Цитата:
"He will also be working with Shawnee historical archivists, the Archives of the Armia Krajowa, the AK partisan army historical society and others."

И ежу понятно, что при таком раскладе она написана не будет. На его собственном сайте ни о каком Сат-Оке нет ни слова. Он интересуется Холокостом (в том числе в Польше), книжки об этом пишет и кино снимает.
Суть статейки в том, что этот Stephen, будучи где-то в Беларуси "десять лет назад", услышал от местных про Сат-Ока. Ну местные понятно откуда это почерпнули. Он такой удивился, видимо, прочитал книжку Внукова (судя по приведенной чухне). И решил, что открыл неизвестную страницу американской истории - житие "индейца шауни" в Восточной Европе. Ну и решил в будущем покопаться в этой теме. Когда покопается, называться эта книжка будет иначе, если будет. Хотя похоже с его стороны тема эта давно закрыта. Так как ссылку на его планы, как минимум двухлетней давности, дает посторонний сайт.
Удивляет в этом всем его собственное профанство. Я понимаю, что средний советский обыватель может поверить, что шауни - это племя из субарктических прерий. Но чтоб американец... Хотя если кроме Холокоста его ничего не интересует...


КОНЕЦ ЦИТАТЫ. ДАЛЕЕ ШЛИ СЛЕДУЮЩИЕ ПОСТЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ УДАЛЕНЫ, НО ОСТАЛИСЬ В ПАМЯТИ КОМПЬЮТЕРА НА МОМЕНТ ИХ ПРОЧТЕНИЯ. ЦИТАТА:

KwasiND (Пт дек 24 2010):
weshki' писала:
Волк, просто все, кто говорит, что Сат-Ок создал "обобщенный образ индейца", индейцев в глаза не видели. Поэтому этот "обобщенный образ" и востребован.

Вот тут вы не правы. Индейцев в глаза я видел и даже беседовал с двумя из них (люди как люди). И несмотря на это я продолжаю утверждать, что Сат-Ок (как и любой романист, в той мере, в какой он художник, а не историк) создал именно ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ. В его задачу не входит реконструкция реальности. Стивенсон создал обобщенный образ пирата. У Джона Сильвера мало общего с тем повседневно-будничным, жестоким, мелочным и прагматичным но совершенно исторически-конкретным типом реальных пиратов, которые предстают по первоисточникам (например у того-же Эксквемелина). Вальтер Скотт и Роберт Бернс создали обобщенный образ романтического шотландского горца, у которого тоже не очень-то много общего с теми реальными суеверными, мстительными и непросыхающими горцами, которые вырисовываются из английских первоисточников. Я уже молчу о Лонгфелло - сравните его "оджибуэев" с оджибвеями хотя-бы Джона Теннера (особенно с теми местами, где описываются попойки с откусыванием носов, будничные побои, или агоква какая-нибудь). Может тогда станет яснее, что такое "обобщенный образ" и с какой целью его создают, а также - что вреднее и что полезнее для "дела" (если под таковым понимается привлечение человека в тему, а не наоборот - отвращение его от темы).
------------------------------------------------

Mo'ohtavone'e (Пт дек 24 2010):
KwasiND писал:
И несмотря на это я продолжаю утверждать, что Сат-Ок (как и любой романист, в той мере, в какой он художник, а не историк) создал именно ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ. В его задачу не входит реконструкция реальности.

В этом то и дело. Немало людей, читая Суплатовича думают, что это и есть реалность. Лично я имею много чего против именно этого.

Чтобы сказать прямо - это роман, а не "реконструкция реальности". Вопрос предпочитания нравится ли этот роман или нет. Но... Когда это говорят тут же поднимается такое - моль, нечего плевать на Сат-Ока. А мы просто говоим, что это - не реальность. И что такие художествение произведения нам не нравятса.

Впрочем, произошла заметная перемена позиций. Вначале "сатоковская" команда была готова стоять насмерть на позицию, что все это сущая правда. Когада было показано, что все это весьма далеко от реальности и прото невозможно, тогда заговорили о "обобщенном образе" и "художественом изображении".
------------------------------------------------

KwasiND (Пт дек 24 2010):
Я не являюсь членом "сатоковской команды", и "антисатоковской" - тоже. Несмотря на это, я с удовольствием перевел фильм о Сат-Оке на русский язык и было приятно слышать, что индейцы считают этого человека своим пусть не по крови, но по духу. Молекулярный анализ крови и историческое соответствие для них не имело никакого значения. Они уловили главное, что есть в этом человеке и его произведениях - дух (как бы ненаучно это ни звучало). Прекрасно понимаю, что на этом сайте в основном занимаются вещами "реальными" и с данной точки зрения произведения Суплатовича не выдерживают никакой критики. Они не репрезентативны по отношению к культуре какого-либо племени. Все это так. Но это ничуть не отменяет их художественной ценности. Это классика детской и юношеской литературы и нападать на нее на том основании, что она искажает этнографическую действительность - это все равно, что упрекать Пушкина на том основании, что в его сказке о "рыбаке и рыбке" рыбка ведет себя неадекватно тому, что ихтиологи считают присущим поведению рыб. Или предъявлять претензии к "Руслану и Людмиле" на том основании, что в ней колдун вопреки законам Ньютона имеет свойство летать. Суплатович - хороший рассказчик и он создал добрые сказки. Не надо измерять их линейкой и циркулем - неблагодарный труд. А что касается его биографии, то пока не доказано обратное, можно считать его индейцем, или поляком - это личное дело каждого. Пушкина африканцы тоже могут считать своим. При желании конечно. Но от этого его поэзия врядли станет более африканской, чем она есть. И менее африканской тоже.
------------------------------------------------

Таракихи (Пт дек 24 2010):
KwasiND писал:
это все равно, что упрекать Пушкина на том основании, что в его сказке о "рыбаке и рыбке" рыбка ведет себя неадекватно тому, что ихтиологи считают присущим поведению рыб. Или предъявлять претензии к "Руслану и Людмиле" на том основании, что в ней колдун вопреки законам Ньютона имеет свойство летать. Суплатович - хороший рассказчик и он создал добрые сказки.

По этому поводу вышеупомянутый автор (гений) как-то создал бессмертные строки:
Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман.

Строки гения полностью применимы к любому виду литературы (включая информационные войны и всякие черные легенды).

KwasiND писал:
Не надо измерять их линейкой и циркулем - неблагодарный труд.

К Вашему сведению - никто Вас здесь не поймет, уважаемый. Здесь привыкли измерять не то что линейкой и циркулем, а инда топором и лопатой - и делить токмо на черное и белое. Вы почитайте-ка тему про Черный и белый список книжек - и увидите, что здесь в этом вопросе разумный подход не в чести. Здесь даже Даниила Андреева как-то назвали маразмом.
Здесь мы пишем умные слова про "мифологемы", а сами критикуем и Фенимора Купера, и Сат-ока, и в литературе не очень-то разбираемся. У нас даже тут Стингла критиковали, не внимая обращения на тот факт, что он свои книжки писал во вполне конкретный период начала де-колонизации. Все равно плохой. А Пушкин у нас дурак, потому что индейцев неправильно называл.
Так что тема про Сат-ока нескончаема. Cowboy's work is never done.
------------------------------------------------

Mo'ohtavone'e (Пт дек 24 2010):
Таракихи писала:
У нас даже тут Стингла критиковали, не внимая обращения на тот факт, что он свои книжки писал во вполне конкретный период начала де-колонизации.

Я лично критиковал Стингла за массу фактологических ошибок, которые нодопустими даже для популяризатора.
------------------------------------------------

weshki' (Пт дек 24 2010):
Волк, тебе оно надо? Люди несут псевдо-интеллектуальную ерунду. Бедные "знатоки индейцев", незнающие индейцев, обречены метаться между стереотипами.
У меня полфейсбука индейцы. Надо?
------------------------------------------------

Таракихи (Пт дек 24 2010):
weshki' писал(а):
Волк, тебе оно надо? Люди несут псевдо-интеллектуальную ерунду. Бедные "знатоки индейцев", незнающие индейцев, обречены метаться между стереотипами.
У меня полфейсбука индейцы. Надо?

Об том и речь. Люди, которые знают "только индейцев", обречены на узко-прикладное понимание окружающей действительности. Весь мир для них делится только на тех, кто "правильно написал об индейцах", и тех, "кто их неправильно".
Оно это явно не надо остальным людям. И даже неинтересно.
Хотя, в принципе - я вас очень понимаю. У меня пол-записной книжки - мексиканцы. Надо?
Сомневаюсь я, что если я начну измерять весь мир тем, как он относится к мексиканцам (а я этим только и занимаюсь), - то я сделаю правильные выводы. Вот и вы тоже, постарайтесь выйти из этого круга, будь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...