Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 61. Позиционные чередования гласных и согласных




Знать: о позиционных чередованиях гласных и согласных.

Формирование умения различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне слова.

 

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснение нового материала (§ 52).

III. Упр. 268 (устно — отработка алгоритма, данного в упражнении).

IV. Запись под диктовку.

 

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей.

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес.

(А. Майков.)

 

— В выделенных словах обозначьте гласные и согласные звуки, определите, в каких позициях — слабых или сильных — они находятся. Объясните правило проверки безударной гласной и проверяемой согласной в корнях слов с точки зрения их позиционных чередований.

— Сосчитайте все звуки в словах второго предложения. Каких звуков — гласных или согласных — больше? Составьте схему третьего предложения.

 

Домашнее задание: 52; упр. 269.

 

Урок 62. Развитие речи. Повествование (§ 54)

Рекомендации по проведению данного урока учитель найдет так же в книге: Пленкин Н. А. Уроки развития речи. 5—9 классы. — М., 1995.

 

Урок 63. Согласные твердые и мягкие

Знать: о различии твердых и мягких согласных; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова; о парных и непарных по твердости-мягкости согласных.

Уметь: различать твердые и мягкие согласные: обозначать мягкость согласных при фонетической записи слова; соблюдать нормы произношения согласных в словах (музей, текст, тема).

 

I. Работа с учебником — с. 107—108. Чем отличаются последние звуки в словах слон — олень? ([н] — [н’].) Первые звуки в словах рука — рюкзак? ([р] — [р’].) Объяснение, как обозначается мягкость согласных при фонетической записи слова.

О т в е т ы н а в о п р о с ы. 1. Сколько пар согласных звуков по твердости-мягкости в русском языке? (15 пар.) 2. Совпадает ли количество согласных звуков с количеством согласных букв? Почему? (Согласных парных твердых и мягких — 30, а букв для их обозначения в алфавите только 15.) 3. Какие согласные не имеют пар по твердости-мягкости?

 

II. Упр. 270 (устно) выполняется по образцу учебника.

— Что влияет на изменение смысла данных слов? (Различие в твердости и мягкости согласных.)

 

III. Запишите, как произносятся слова был — бить, мыть — мил, лил — лужа, лук — люк.

 

IV. Упр. 271.

Запись в раздел «Говори правильно».

му [з’] ей, [т’] екст, [т’] ема.

V. Запись под диктовку.

В выделенных словах учащиеся обозначают мягкие (буквой м) и твердые (буквой т) согласные.

Необходимо отрабатывать умение давать характеристику согласных по твердости-мягкости. Например, планер: [п] — согласный твердый парный, [л] — согласный твердый парный, [н’] — согласный мягкий парный, [р] — согласный твердый парный.

 

1. Редко доносится треск деревьев. 2. Утром мы отправились в ближний лес на прогулку. 3. Утром яркое солнце съело тонкий ледок. 4. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины. 5. Тучи разбежались барашками, прояснело.

 

Домашнее задание: § 53; упр. 272, 273; повторить стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза» двум учащимся дается задание подготовиться к выразительному чтению записанных на карточках стихотворения Б. Заходера и отрывка из стихотворения В. Суслова «Слушал шорох тишину».


Жук жужжал в

густой осоке.

Вол лежал

на солнцепеке.

Жук жужжал,

жужжал, жужжал.

Вол лежал,

лежал, лежал.

А потом спросил:

— Скажите,

для чего вы так

жужжите?

Объясните,

милый жук,

что

дает вам

этот звук?

(Б. Заходер.)


 


Слушал шорох тишину.

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Топот по лесу шуршит.

— Ты куда?

— К тебе лечу.

— Дай на ушко пошепчу.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, шорох, не шурши,

Тихо, шорох, не дыши!

Слышишь, стихли камыши?

Слышишь?

— Слышу...

По болоту

Вышли цапли на охоту,

Цапли ужинать спешат,

Рыщут — ищут лягушат.

— Слышишь?

— Слышу...

Две букашки

Спать устроились в ромашке,

Под простынки влезть хотят,

Лепестками шелестят.

Навостри-ка уши,

Тишину послушай!..

(В. Суслов.)


 

Урок 64. Согласные звонкие и глухие

Знать: о различии звонких и глухих согласных; о звуковых повторах как средстве выразительности русской речи.

Уметь: различать звонкие и глухие согласные.

 

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа с учебником, с. 110. Ответы на вопросы учебника (в слове стол есть глухие и звонкие согласные: [с], [т] — глухие, [л] — звонкий; шкаф — все согласные глухие — [ш], [к], [ф]; в слове журнал только звонкие согласные — [ж], [р], [н], [л].

— Как вы определили, где глухие, а где звонкие согласные? (Глухие произносятся без голоса, звонкие — с голосом и шумом.)

Знакомство с теоретическими сведениями на с. 110.

— Каких согласных — звонких или глухих — больше в русском языке? (Звонких 20, глухих 16.) Это одно из доказательств того, что русский язык звучный.

Упр. 276 (устно), делается вывод о том, что парные звонкие и глухие согласные разные звуки, с их помощью мы различаем слова по смыслу.

Упр. 277 (отработка умения характеризовать согласные звуки).

 

III. Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

— Какой звонкий согласный передает звучание, грохот, гром весенней грозы?

— Прослушайте отрывок из стихотворения В. Суслова «Слушал шорох тишину». Можно ли это стихотворение читать громко? Почему?

Чтение стихотворения Б. Заходера. Какой звонкий согласный звук помогает воспроизвести жужжание жука?

Чтение стихотворения «Шуршащая песенка» П. Усачева (упр. 111), ответы на вопросы учебника.

IV. Подберите и запишите по 2—3 примера, в которых были бы:


— только твердые согласные;

— только мягкие согласные;

— только глухие согласные;

— только звонкие согласные.


 

V. Запись под диктовку.

Назовите глухие и звонкие согласные в словах (по выбору учителя).

 

1. Ветвь ели кажется гигантской рукой. (Д. Мамин-Сибиряк.) 2. И в пурпуре заката низко травы клонятся к земле. (Р. Гамзатов.) 3. В апреле разлилась река и затопила низкие места.

 

— Составьте схему 3-го предложения.

Домашнее задание: § 55; правило на с. 112; упр. 281; повторить алфавит (с. 113).

 

Урок 65. Графика. Алфавит

Знать: что изучает графика; обозначение звуков на письме; алфавит.

Уметь: правильно называть буквы алфавита; пользоваться алфавитом; каллиграфически правильно писать буквы.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

— Выпишите грамматическую основу предложения, начертите его схему.

 

По России морозы

Распушили деревья

И рисуют на стеклах

Лебединые перья.

(А. Чепуров.)

 

— Укажите слова, в которых только звонкие согласные. (Морозы, деревья.)

 

II. Наблюдения на с. 112.

— Что изучает графика? каллиграфия? Подберите и запишите несколько слов с частью корня «графио» — пишу. (Орфография — правописание; биография — описание жизни, автобиография — описание своей жизни, география — описание Земли; фотография — запись изображения под воздействием лучей света и пр.)

 

III. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 113.

IV. Чтение и пересказ текста упр. 292.

Запись в раздел словаря «Говори правильно».

Алфави́т, расположить по алфави́ту.

 

V. Упр. 284. Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв.

В о п р о с ы. Что называется алфавитом? Почему важно знать алфавит? Сколько гласных букв в русском языке? (10.) Сколько согласных букв в русском языке? (21.) Чего больше в русском языке — букв или звуков? Докажите. (для 30 согласных звуков, твердых — мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные согласные; основных гласных звуков 6: [а], [о], [э], [и], [у], [ы] гласных букв 10: а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я.) Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?

 

VI. Выполнение упр. 289 (коллективно устно).

 

VII. Отработка навыка пользования алфавитом.

1. Работа со словарем (с. 288).

— Почему слова, начинающиеся с буквы а, расположены в таком порядке: айсберг, алмазный, арена? А если совпадают две буквы? три? Найдите в словаре подобные примеры и запишите их.

2. На доске написаны слова. Распределите их по алфавиту:

Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Астрахань, Саранск, Минск, Рига, Архангельск.

3. Игра. Группа учеников, фамилии которых начинаются на одну букву, должны встать «по алфавиту».

 

Домашнее задание: § 56, 57; упр. 290, 293 (устно).

 

Урок 66. Развитие речи. Описание предмета (§ 58)

 

Рекомендации по проведению данного урока см. также в книге: Пленкин Н. А. Уроки развития речи. 5—9 классы.— М., 1995.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...