Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От «микроакме» к «макроакме»




Анализ процесса формирования индивидуальных, личностных, субъектно-деятельностных характеристик многих выдающихся людей позволяет предположить, что достижение ими вершин в решении творческих задач было связано с нормальным (или близким к норме) воспитанием, развитием, а также с формированием перечисленных характеристик в предыдущие возрастные периоды. У ряда людей, которые оставили заметный след в истории, можно проследить на каждой возрастной ступени их жизни наличие своеобразных «микроакме», являющихся своего рода предвестниками возможного достижения ими в зрелый период «макроакме» (при отсутствии значимых неблагоприятных обстоятельств). Такие «микроакме» на ранних этапах личностного и деятельностного развития отмечались, например, у В. А. Моцарта, М. Ю. Лермонтова, С. В. Рахманинова, И. Е. Репина, Н. Паганини.

В настоящее время такой подход можно рассматривать как направление серьезных исследований по разработке и экспериментальной проверке поэтапного продвижения человека к высокому уровню творческих результатов – как индивида, как личности и как субъекта деятельности. Конечно, относительное соответствие развития этих аспектов у человека наблюдается во многих случаях, однако есть множество фактов, когда «акме» проявляется у него в каком-либо одном аспекте: физическом, личностном или субъектно-деятельностном. Проявление многогранности, разностороннего творческого потенциала, высокой результативности является, к примеру, жизнь Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносова. Для этих людей характерно довольно продолжительное проявление «акме», что было обусловлено их многообразными интересами, мощным интеллектом, прочно усвоенными общечеловеческими ценностями, которые органично проявлялись и трансформировались в мотивах, побуждающих их к созидательной деятельности.

Некоторые люди способны демонстрировать мобилизацию физических, духовных сил на высоком уровне лишь непродолжительное время. Краткосрочное проявление целеустремленности, имеющихся способностей позволяют им реализовать себя в деятельности в пределах своих притязаний, а затем наступают подавленность, пустота, что порой приводит к потере смысла жизни. Анализ причинно-следственных зависимостей подобных случаев показывает, что у этой группы людей не сформирована такая стратегия жизни, которая предполагала бы постановку и решение более сложных задач, достижение результатов, значимых не только для себя, но и для других.

Жизнь многих выдающихся людей, анализ их поступков и деятельности подтверждает, что их духовное и творческое развитие, их вклад в достижение результата осуществлялись по восходящей линии. Рассмотрим это на примерах биографий Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта и В. М. Бехтерева.

Предвестники фундаментальной акмеологии

Николай Иванович Пирогов

Н. И. Пирогов (1810 – 1881) – великий русский хирург и анатом. Его исследования положили начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии. Основоположник военно-полевой хирургии и хирургической анатомии. Стал академиком в 1847 г., т.е. в 37 лет.

Н. И. Пирогов родился в Москве, в семье казначейского чиновника. Первоначальное образование получил дома, некоторое время обучался в частном пансионе.

Его профессиональное самоопределение произошло очень рано. Профессор физиологии Московского университета Е. О. Мухин, друг семьи, в день рождения подарил 9-летнему Коле коллекцию костей скелета человека с латинскими названиями. Мальчик не только научился их различать по признакам формы, но и безукоризненно выучил все латинские названия.

Изучение жизненного пути Н. И. Пирогова позволяет сделать вывод, что самореализация творческого потенциала осуществляется легче и быстрее, если она поддерживается окружающими. Акмецелевые программы становятся успешнее, если согласуются с возможностями человека.

Семейная среда была благоприятной для развития Н. И. Пирогова: его талант был рано замечен и поддержан родителями. Обучение в семье языкам и всем основным предметам было организовано таким образом, что в 1824 г. (в 14 лет!) он выдержал вступительные экзамены и был зачислен студентом Московского университета. Когда встал вопрос о выборе специализации, профессор Е. О. Мухин посоветовал Николаю идти не по физиологии, как тот хотел, а по анатомии, чтобы впоследствии заняться хирургией.

Признаком особой одаренности мальчика, по которому Е. О. Мухин «угадал» в нем будущего хирурга, был тот самый интерес к костям скелета человека, его особая наблюдательность, касающаяся их строения, соединения.

Жизненное кредо было сформулировано Н. И. Пироговым рано: «Быть счастливым счастьем других». Под этим девизом он прожил счастливую жизнь.

Несмотря на свое раннее самоопределение, Н. И. Пирогов впоследствии многократно говорил о необходимости широкого общего образования и духовно-нравственного воспитания.

Любой университет осуществляет образовательную деятельность по своим программам. Студент-подросток Николай Пирогов принял их с интересом и увлеченностью. В 17 лет, т.е. в юношеском возрасте, он окончил университет настолько блестяще, что был рекомендован для подготовки к профессорскому званию. Данный результат является свидетельством его целеустремленности, прилежания, проявления незаурядных способностей будущего великого хирурга.

Для подготовки к профессорскому званию Н. И. Пирогов был определен в Дерптский (Тартусский) университет на кафедру анатомии и хирургии под руководством профессора И. Ф. Мойе-ра. Но уже через год «закончился» послушный ученик, прилежно штудирующий программы, которые ему предлагали местные профессора. Они не соответствовали его потребности достичь вершин в искусстве хирургии. Неудовлетворенный качеством подготовки к профессорскому званию Н. И. Пирогов решил оставить докторантуру. Данный факт в его биографии можно считать началом сознательного построения акмецелевых программ самореализации.

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Н. И. Пирогова, если бы к его решению И. Ф. Мойер отнесся равнодушно или с раздражением. Но тот убедил Н. И. Пирогова не оставлять подготовку к профессорскому званию, но изменить ее форму. В этом случае сохранялась стипендия. Молодому человеку было разрешено самостоятельно определить для себя корифеев в области хирургии и патологической анатомии и учиться у них по своей программе. Таким образом, в 20 лет Н. И. Пирогову была предоставлена возможность самостоятельно принимать решения, у кого, чему и как учиться. Каждое из них было шагом на пути к вершинам. Свобода выбора, ответственность за организацию собственного времени, самообразование и самоконтроль – все это было ему присуще уже в 20 лет.

Объектами наблюдения Н. И. Пирогова стали не просто врачи и хирурги в процессе их деятельности. Он вынужден был очень рано сформулировать оценочные критерии для принятия собственных обоснованных решений: за кем наблюдать, что именно сделать предметом своих наблюдений – какие связи и зависимости. Без этого процесс наблюдения не может быть целенаправленным.

Таким образом, можно высказать предположение, что Н. И. Пирогов состоялся потому, что в возрасте сегодняшних студентов (в 20 лет) он перешел к акмецелевому программированию своей судьбы, поиску возможностей для реализации своего творческого потенциала, для достижения высоких результатов в овладении искусством хирургии, ориентируясь на образцы, которые бы устраивали прежде всего его самого и согласовывались с его собственной природой.

О том, насколько плодотворными были его акмецелевые программы, свидетельствуют последующие события его жизни.

В 1832 г. (в 22 года) он блестяще выдержал экзамены на докторскую степень и защитил диссертацию на тему: «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством». В ней он опроверг представления известного в то время английского хирурга А. Купера о причинах смерти при этой операции.

После защиты диссертации, в 1833 – 1835 гг., он продолжил изучать анатомию и хирургию в Германии. И снова обучение осуществлялось по его собственной программе. Снова он занялся поиском лучших хирургов по признакам мастерства, которому упорно и неутомимо стремился научиться.

Готовясь к преподаванию анатомии и хирургии, свои первые акмецелевые программы (до и после защиты диссертации) Н. И. Пирогов целиком посвятил освоению специальности: чем надо овладеть самому, чтобы потом обучать других.

Современная психология творчества, выявившая роль интуиции в творческом акте, позволяет объяснить причину последующей творческой активности Н. И. Пирогова – плодотворной, реализованной в создании научных трудов на уровне европейских светил. В процессе сравнительных наблюдений за деятельностью хирургов разных уровней продуктивности было выявлено, что в ней активно участвуют сознание и подсознание. За интуицию «отвечает» подсознание. При системном наблюдении что-то попадает в доминанту сознания, а что-то оседает и остается в подсознании, обогащая интуицию. Можно предположить, что в процессе сравнительных наблюдений, когда Н. И. Пирогов определил для себя, в чем заключаются искусство, мастерство и творчество хирурга, а в чем и почему возникают ошибки (ведь сознательно делать ошибки никто не хочет), у него сформировалась мощнейшая интуиция врача.

В 1836 г. Н. И. Пирогов был избран профессором кафедры хирургии Дерптского университета. Со вступлением на эту должность у него сразу же изменились доминанты в акмецелевых программах самореализации. Профессор обязан искусно сочетать научную и преподавательскую деятельность. Потребовались обобщение и систематизация материала, накопленного в процессе исследований и наблюдений, не вошедшего в докторскую диссертацию. Кроме того, ему нужно было состояться как профессору, умеющему взаимодействовать со студентами с помощью средств своей научной дисциплины, т.е. в сфере образовательного искусства. Возникли две разные доминанты, обусловленные разными целями и результатами. Они требовали, с одной стороны, создания двух разных акмецелевых программ самореализации; с другой стороны, их совмещения на жизненном пути. Искусство самореализации состоит в творческом решении проблемы. Н. И. Пирогову такое совмещение удалось.

В 1837 – 1838 гг. Пирогов опубликовал свой первый научный труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», в котором он заложил основы хирургической анатомии и определил пути ее дальнейшего развития. Эта работа сразу же стала учебным пособием.

С первых шагов своей педагогической деятельности Н. И. Пи­рогов становится новатором в организации подготовки студентов. В целях обеспечения каждому студенту возможности практического изучения своего дела он реорганизовал преподавание хирургии.

Особое внимание он уделял анализу допущенных ошибок в лечении больных, считая критический анализ и самоанализ важными дидактическими средствами обучения. Свой опыт обучения он обобщил в двухтомнике «Критические анналы» (1837 – 1839). В нем он подверг критике собственные ошибки в лечении больных, что свидетельствует о его ярко выраженных рефлексивных способностях. Таким образом, современная психология позволяет объяснить еще одну причину творческой активности Н. И. Пирогова – самоанализ причин собственных успехов и неудач. Начав работать со студентами, он понял необходимость обучения будущих хирургов самоанализу и рефлексии. Положения, сформулированные Н. И. Пироговым по этому вопросу, имеют общеакмеологическое значение для повышения качества подготовки различных специалистов в современной высшей школе.

Имя Н. И. Пирогова после опубликованных трудов приобрело европейскую известность. Этим объясняется, что в 31 год (в 1841 г.), по приглашению Медико-хирургической академии, он переехал в Петербург и возглавил кафедру хирургии. Одновременно он был назначен руководителем клиники госпитальной хирургии, организованной по его инициативе.

Вступление в новую должность в столице России, в знаменитой Медико-хирургической академии, открывало для Николая Ивановича новые возможности для самореализации творческого потенциала для служения людям и Отечеству средствами своей профессии. Спектр его возможностей и обязанностей был чрезвычайно широк, что потребовало создания новых акмецелевых программ, совмещающих уже несколько доминант – в том числе трех важнейших, связанных с занимаемыми им должностями: заведующего кафедрой хирургии, руководителя клиники госпитальной хирургии, заведующего технической частью завода военно-врачебных заготовлений (здесь им были созданы различные типы хирургических наборов, которое долгое время применялись в полевой хирургии и гражданских учебных заведениях).

Совмещение возможно, если объект творческой деятельности умеет выбрать главное ее звено, сосредоточить на нем внимание и подчинить главной программе другие акмецелевые программы. Новые задачи значительно отличались от прежних, связанных с подготовкой к профессорскому званию и с работой в должности профессора кафедры хирургии Дерптского университета. Эти задачи Н. И. Пирогов решал на протяжении всей своей научно-исследовательской, организаторской и изобретательской деятельности, подчинив ее работе со студентами, созданию информационного обеспечения подготовки врачей и хирургов.

В 1846 г. он опубликовал «Анатомические изображения человеческого тела, назначенные преимущественно для судебных врачей», а в 1850 г. – «Анатомические изображения наружного вида и положения органов, заключающихся в трех главных полостях человеческого тела». В 1851 – 1854 гг. им был опубликован атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека, в трех направлениях» в четырех томах. Этот труд принес Н. И. Пирогову мировую известность. В атласе было не только дано описание топографического соотношения отдельных органов и тканей в различных плоскостях, но и впервые показано значение экспериментальных исследований на трупе.

Эта акмецелевая программа самореализации была столь успешной, что трудно перечислить все созданное Н. И. Пироговым для повышения качества подготовки врачей, в том числе хирургов. Собственная преподавательская деятельность, т.е. деловые контакты со студентами, многочисленные контакты с начальством и другими людьми в организаторской деятельности, общение и контакты с коллегами, заставляла Н. И. Пирогова думать о людях, их духовности и нравственности, роли образования в их становлении. В 1856 г. российское общество было взбудоражено статьей Н. И. Пирогова «Вопросы жизни». По существу, в ней была сформулирована новая акмецелевая программа, резко изменившая его жизнь. Частично она была реализована, когда Пирогов занимал должность попечителя Одесского учебного округа (с 1856 г.), а позднее Киевского учебного округа (с 1856 по 1862 г.)

В статье были сформулированы мысли, выношенные в течение предыдущих лет жизни и профессиональной деятельности: о соотношении общечеловеческого и профессионального в образовании, о способах их сочетания. Изучая организм человека, он думал о его духовности и силе его духа.

В настоящее время интерес представляют мысли Н. И. Пирогова, высказанные в статье «Вопросы жизни», обращенной к молодежи: «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных школ, но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане» (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М., 1985. – С. 37.)

При рассмотрении проблемы соотношения общечеловеческого и реального образования Пирогов отдавал предпочтение университетскому, как общечеловеческому. Реальное образование, по его мнению, должно начаться, когда человек осознает свое предназначение, сам выберет для себя профессию и учебное заведение. Можно сказать, что история пошла по пути, предложенному Н. И. Пироговым: современные подростки и молодежь выбирают профессию после общеобразовательной подготовки.

Зрелость «внутреннего» человека, по Н. И. Пирогову, измеряется силой его убеждений, которые даются не каждому: «Это дар неба, требующий усиленной разработки. Прежде, чем захотелось иметь убеждения, нужно было бы узнать: можете ли вы еще их иметь. Только тот может иметь их, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни любить искренно правду, стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и сверстниками. Без этих свойств вы никогда не достигнете никаких убеждений. А эти свойства достигаются верой, вдохновением, нравственной свободой мысли, способностью отвлечения, упражнением в самопознании» (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М., 1985. – С. 45 – 46.)

И еще одна очень важная мысль принадлежит Н. И. Пирогову, к которой он возвращался неоднократно: наука является средством не только образования, но и воспитания.

Свои теоретические положения в области образования Н. И. Пирогов стремился реализовать на практике, будучи попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. То, что он делал в медицине, становилось предметом обсуждения специалистов. То, что он делал в высшей школе, вызывало восторг или порицание в обществе. Консерватизм, существовавший в области образования, привел к тому, что в 1861 г., в возрасте пятидесяти одного года, Н. И. Пирогов был уволен со своего поста.

Его новая акмецелевая программа самореализации начала осуществляться с 1862 г. Вплоть до 1866 г. он находился в загранкомандировке в качестве руководителя молодых ученых, отправленных для подготовки к профессорскому званию. По возвращении из командировки он поселился в с. Вишня около г. Винницы (ныне – Пирогово). Здесь были написаны «Записки старого врача».

Н. И. Пирогов был необычайно требователен к себе и самокритичен. Он думал, что при более глубоком и разностороннем образовании смог бы сделать значительно больше.

Как анатом, хирург, преподаватель высшей школы, теоретик и практик в области общего и профессионального образования, как личность Н. И. Пирогов своим творчеством и своими научными трудами оказал огромное влияние не только на своих современников, но и на потомков. Его последователем в анатомической и педагогической теории и практике стал Петр Францевич Лесгафт.

Если вернуться к акмецелевым программам самореализации Н. И. Пирогова, то можно сказать, что в течение жизни он стремился активно реализовывать себя. Основы его духовности были заложены в семье. Родители увидели одаренность мальчика и пригласили к нему замечательных педагогов. Именно в семье обнаружили его склонность к биологическим наукам. А профессор физиологии Е. О. Мухин подсказал ему путь в хирургию. Его призвание как воспитателя осуществлялось средствами хирургии, а овладение педагогическим мастерством стимулировало его творчество в области хирургии.

Служение людям средствами своей профессии приносило ему счастье, радость, вдохновение.

Петр Францевич Лесгафт

Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) – выдающийся анатом, врач, преподаватель высшей школы, педагог; основоположник научной системы физического воспитания и организации врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России. И. П. Павлов называл его «вдохновенным учителем».

П. Ф. Лесгафт, как и Н. И. Пирогов, обратился к проблемам педагогики и психологии после продолжительной образовательной деятельности, связанной с подготовкой профессиональных врачей. Научная система физического воспитания П. Ф. Лесгафта стала как бы практическим выходом функциональной анатомии, теоретически им обоснованной и развитой.

В создании функциональной анатомии, теории физического воспитания, в обосновании взаимообусловленности физического и нравственного развития, в теории и практике подготовки преподавателей физического воспитания П. Ф. Лесгафт испытал на себе прямое и опосредованное влияние Н. И. Пирогова.

Отличительными особенностями акмецелевых программ самореализации его творческого потенциала на протяжении жизни были следующие.

1.Самоутверждение в семье. Отец противился его выбору. Пришлось отстаивать свое право на самостоятельный выбор жизненного пути. В результате – уход из семьи и отказ взять имя отца в качестве отчества.

2. Самостоятельный выбор «вершины» – кому следовать в период обучения в Медико-хирургической академии, а после ее окончания – в процессе исследовательской работы по созданию функциональной анатомии.

3. Создание теории, методики и организации подготовки специалистов физической культуры.

П. Ф. Лесгафт родился в Петербурге, в многодетной семье ювелира. Строгого отца звали Петром Карловичем. Его добрая мать иногда выполняла роль повивальной бабки. В семье царили уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие. Впоследствии все эти качества стали неотъемлемыми чертами характера П. Ф. Лесгафта, снискавшими ему любовь и уважение людей.

Если в семье Н. И. Пирогова рано заметили природные наклонности мальчика и содействовали их развитию, то П. Ф. Лесгафту отец хотел навязать свою волю и заставить стать ювелиром или фармацевтом. Акмецелевые программы Петра Лесгафта уже в раннем возрасте пришли в противоречие с волей отца. Ему пришлось защищать свои потребности в познаниях, в самореализации творческого потенциала.

Важнейшим событием в жизни маленького Петра было поступление в «Петришуле». Но как только отец заметил, что сын увлечен школой, что от прилежных занятий он побледнел и осунулся, то решительно воспротивился продолжению образования. В 14 лет он определил сына в ученики к знакомому аптекарю. Не выдержав там и года, Петр Лесгафт сбежал домой, вызвав гнев отца и матери. Заканчивать обучение ему пришлось в мужском отделении училища св. Анны – «Анненшуле».

П. Ф. Лесгафт поступил в Медико-хирургическую академию в 19 лет. Это был год опубликования статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни». В Академии хранили память о Н. И. Пирогове. В анатомическом музее лежали его инструменты, коллекции препаратов, альбом рисунков по топографической анатомии – все, что он создавал в целях лучшей подготовки хирургов. Многое созданное им используется и в современной системе образования.

В Медико-хирургической академии П. Ф. Лесгафт встретил много замечательных преподавателей – было у кого учиться. Но главным событием в его профессиональном становлении стала встреча с Венцеславом Леопольдовичем Грубером (1814 – 1890). Родом из чешской Богемии (как и Ян Амос Коменский), он получил образование в Пражском университете, около семи лет занимался анатомией у прославленного Гиртля. В 1842 г. (в 28 лет) стал доктором хирургии, а через два года – доктором медицины. В 1846 г., находясь в Праге, Н. И. Пирогов познакомился с В. Л. Грубером и предложил ему перейти в Медико-хирургическую академию, в только что им основанный анатомический институт. В. Л. Грубер согласился. Весной 1847 г. он приехал в Петербург и вступил в должность проректора института. Когда П. Ф. Лесгафт познакомился с В. Л. Грубером, тому было 42 года. В 19 лет Петр Лесгафт ушел из дома, поссорившись с отцом. Причиной ссоры стали его систематические задержки у друзей за книгами и учебой.

Лишенный родительской опеки и внимания, Лесгафт нашел в Грубере истинного наставника, учителя, старшего друга. Ни разница в возрасте и положении, ни некоторое расхождение во взглядах по поводу основ любимой ими анатомии не мешали их дружбе.

Уже в студенческие годы у П. Ф. Лесгафта сформировалась главная жизненная позиция, аксиологическая система ценностей, которой он руководствовался в течение всей жизни: главное для человека – быть полезным другим людям, бороться за справедливость и правду, отстаивать свободу личности от гнета и произвола. Именно она определила акмецелевые программы самореализации его творческого потенциала.

Многие черты личности Грубера казались ему идеальными и совершенно необходимыми для человека науки, и он воспитывал в себе неутомимость в работе, принципиальность, чувство долга и справедливости.

За успешное выполнение бальзамирования во время обучения в Академии студент П. Ф. Лесгафт получил денежную премию – 300 рублей. Он окончил Медико-хирургическую академию с серебряной медалью и только тогда навестил семью.

Судьба П. Ф. Лесгафта – замечательный пример самоосознания своего творческого потенциала и неукротимой энергии, направленной на его самореализацию. Очевидно, став ювелиром или аптекарем, как хотел отец, в материальном отношении он смог бы жить лучше, однако потребность в самореализации возобладала.

Об уровне научной подготовки П. Ф. Лесгафта в период его обучения в Академии свидетельствуют такие результаты. В 24 года он сдал экзамен на степень доктора медицины; в 25 лет – на степень доктора медицины и хирургии; в 28 лет сделал блистательный доклад по антропологии. В 29 лет П. Ф. Лесгафт выступил на заседании Общества русских врачей в Петербурге с сообщением «О круговой мышце глаза и влиянии ее на механизм всасывания слез». Доклад поразил специалистов глубиной и убедительностью исследования, имевшего не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.

В 1868 г. (в 31 год) П. Ф. Лесгафт получил степень доктора медицины и хирургии, был избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден профессором кафедры физиологической анатомии. С 1868 г. он заведовал кафедрой физиологической анатомии. В 1871 г. был уволен за выступление против установления правительственного надзора над университетом.

Этот факт свидетельствует о том, что высшие, духовные принципы были для П. Ф. Лесгафта не пустыми словами, а руководством к действию. Вернувшись в Петербург, он по существу остался без постоянного места работы. Потому его акмецелевая программа самореализации творческого потенциала стала еще и программой выживания.

В 1872 – 1874 гг. П. Ф. Лесгафт руководил занятиями по анатомии первых русских женщин-врачей при лаборатории В. Л. Грубера. С этого момента, в возрасте 35 лет, началась его работа над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. За плечами уже был опыт исследований анатомических особенностей органов движения. Лесгафт вновь и вновь убеждался в теснейшей связи функций органа с его формой. Было ясно, что анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. В связи с этим упражнения, тренировку органов и систем он считал необходимой предпосылкой для нормального функционирования организма, для здоровья и активной жизни человека.

Главные события в жизни П. Ф. Лесгафта после окончания Академии можно разделить на два больших периода, подчиненных единой конечной цели, но опирающихся на различные акмеце-левые программы. Первая программа охватывает период от 35 до 57 лет, т. е. от начала разработки теоретических основ функциональной анатомии до создания курсов подготовки руководительниц физических упражнений и игр. Вторая программа охватывает период от 57 до 72 лет (вплоть до кончины П. Ф. Лесгафта). Оба периода насыщены научными поисками, организаторским творчеством и борьбой.

Первым практическим шагом П. Ф. Лесгафта на пути организации курсов подготовки руководительниц физических упражнений и игр было предложение А. Г. Берглинду, известному петербургскому «гимназиарху», своих услуг по консультированию его курсов (в 1872 г.). Здесь Лесгафт реализовал на практике те принципы, которые впоследствии составили научно-теоретическую основу его рациональной гимнастики.

Параллельно он открыл Общеобразовательные анатомические курсы у себя на квартире. Одновременно с ними работали Владимирские курсы – предшественники Бестужевских. С декабря 1874 г. П. Ф. Лесгафт начал занятия гимнастикой с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии.

В 1875 – 1876 гг., после поступления в Главное управление военными учебными заведениями, Лесгафта ежегодно командировали за границу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». Это позволило ему изучить немецкую и шведскую системы и разработать свою систему на основе сравнительного анализа. В мае 1875 г. он познакомился с постановкой обучения гимнастике в ряде европейских государств: Швеции, Германии, Англии, Франции, Италии и др.

В 1877 г. П. Ф. Лесгафту удалось добиться, чтобы при Второй Петербургской военной гимназии были организованы двухгодичные учебно-гимнастические курсы. Для них были созданы программы по антропологии, анатомии, физиологии, гигиене, теории телесных движений, методике гимнастического искусства, математике, физике, химии, рациональной гимнастике, фехтованию, плаванию, теории и практике игр и ремесел.

Процесс физического образования П. Ф.Лесгафт разделил на три этапа: 1) обучение ребенка правильным движениям (в младших классах); 2) постепенное увеличение нагрузок с учетом физиологических особенностей организма подростка; 3) обучение умению точно рассчитывать свои силы во времени и пространстве.

Были сформулированы и проверены на практике основные принципы организации физического образования:

1) постепенность и последовательность;

2) необходимость отчетливого представления исполнителем того, что он должен сделать, чего достичь (образ искомого результата, обеспечивающий предвидение в достижении реальных результатов деятельности).

Можно предположить, что именно опыт практической работы в области подготовки специалистов физического образования позволил П. Ф. Лесгафту по-новому взглянуть на проблемы анатомии, когда появилась возможность работать в Медико-хирургической академии.

В январе 1878 г. на конференции Академии его избрали на должность второго проректора. Он получил возможность не только преподавать, но и руководить работами диссертантов. П. Ф. Лесгафт избрал новое направление исследований, взяв за основу понимание анатомии как науки не о мертвом, а о живом. Именно это и позволило ему стать основоположником функциональной анатомии, которую он противопоставил описательной.

В небольшой статье «Об общих законах в анатомии и выяснении их при преподавании», опубликованной в 1881 г. в газете «Врач», П. Ф. Лесгафт высказал свое отношение к описательной анатомии и новое представление о ней как о функциональной науке, позволяющей познать общие законы морфологии. Позднее это новое представление он подробно раскрыл в трудах «Общая анатомия» (1885) и «Основы теоретической анатомии», ч. I (1892).

Теоретическая анатомия поставила П. Ф. Лесгафта в один ряд с такими выдающимися основоположниками новых направлений, как Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев.

Последовательно разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей, П. Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей. Одним из первых он установил, что особенности функции мышц зависят от способа соединения друг с другом пучков мышечных волокон.

Выход на новый уровень обобщений, т.е. на новые вершины, открывает перед исследователем новые горизонты. Так было и с П. Ф. Лесгафтом. Новизна заключалась в сочетании серьезных анатомических исследований с математическими расчетами, которые легли в основу изучения простых и сложных суставов. Результаты этих исследований были обобщены в работах: «Архитектура костей», «О соединении костей между собою», «О причинах, влияющих на форму костей», «О силах, удерживающих суставные поверхности в соприкосновении».

Преподавательскую деятельность в Академии П. Ф. Лесгафт сочетал с научно-исследовательской работой – не только в Академии, но и в комиссии по школьной гигиене при Педагогическом музее военно-учебных заведений. По его программе и под его руководством было проведено сравнительное исследование в Первой и Второй военных гимназиях. Во Второй военной гимназии, в отличие от Первой, практические занятия вели слушатели учебно-гимнастических курсов. По рекомендации П. Ф. Лесгафта они систематически измеряли у занимающихся рост, вес, объем легких и мышечную силу. Было установлено, что учащиеся Второй военной гимназии, занимавшиеся гимнастикой, меньше болели, были более крепкими, выносливыми, ловкими, сильными. В обработке результатов исследований П. Ф. Лесгафту помогал его ученик, ставший впоследствии известным ученым-статистиком, Алексей Федорович Фортунатов.

В 1881 г. началось сотрудничество П Ф. Лесгафта с Владимиром Яковлевичем и Марией Николаевной Стоюниными. Он участвовал в создании проекта деятельности новой гимназии, ее устава, учебных планов и программ. По В. Я. Стоюнину (вслед за Н. И. Пироговым), главная задача школы состояла в том, чтобы дать детям общее образование, сформировать личность будущих граждан, выработать нравственные идеалы. Он ратовал за единство обучения и воспитания, объединение усилий семьи и школы, подчеркивая, что школа должна пробуждать в юноше и девушке бескорыстную любовь к истине, правде, добру, прекрасному.

В гимназии М. Н. Стоюниной впервые в России физические упражнения были включены в число обязательных ежедневных занятий. Значительная часть времени отводилась играм, во время которых, по мнению П. Ф. Лесгафта, достаточно ярко проявляется характер ребенка. Новым было также, что по предложению Лесгафта решено было отказаться от оценок, заменив их аттестацией, воздержаться от поощрений и полностью исключить наказания.

Новшества проявились и в способах предъявления учебной информации. Основой преподавания было слово: по рассказу преподавателя, по данному им словесному описанию учащиеся должньы были мысленно составить себе представление о предмете. Лишь после этого преподаватель демонстрировал действие, движение; показывал рисунок, модель, предмет. Это заставляло учащихся активно мыслить, развивало воображение. Ежедневные физические упражнения компенсировали недостаток мышечной нагрузки, способствовали устранению дефектов физического развития.

В гимназии М. Н. Стоюниной П. Ф. Лесгафт в течение пяти лет почти ежедневно проводил занятия, следил за проведением занятий другими преподавателями, беседовал с родителями, систематически проводил антропометрические измерения и врачебные осмотры детей, исследовал их психологическую типологию. Эти исследования были обобщены в двух замечательных работах: «Школьные типы» и «Семейное воспитание ребенка и его значение». П. Ф. Лесгафт выделил и описал шесть основных школьных типов: лицемерный, честолюбивый, добродушный, заласканный, злостно-забитый, угнетенный. В его работах детально разбирались условия формирования характера и роль семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей.

Изучение проблем физического и нравственного воспитания в гимназии М. Н. Стоюниной, его доклады «Об играх и физическом воспитании в школе» и «О наказаниях в семье» (октябрь 1883 г.) в Обществе русских врачей в Петербурге заставили Лесгафта вновь обратиться к трудам Н. И. Пирогова и проследить развитие его идей в своем творчестве – как анатома, с одной стороны, и как педагогического психолога – с другой.

Покинув Военно-медицинскую академию в 47 лет, П. Ф. Лесгафт, по существу, перестал участвовать в подготовке будущих врачей и вынужден был искать возможности для того, чтобы сделать фонд накопленных им знаний (анатомических, гистологических, антропологических и функционально-анатомических) средством общеобразовательной подготовки людей, проявляющих к ним интерес. Основными средствами его существования стали: чтение лекций при Педагогическом музее военно-учебных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...