Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды межличностного общения в спорте




Любую деятельность можно рассматривать как совокупность предметно ориентированных действий. В соответствии с этим выделяют индивидуальные, групповые и командные предметно ориентированные действия. В групповой и командной спортивной деятельности присутствуют все названные виды действий. Взаимодействие участников совместной деятельности возможно лишь посредством их межличностного общения. Однако межличностное общение осуществляется и за пределами их взаимоотношений в процессе спортивной деятельности, связанной с выполнением конкретной двигательной задачи.

По мнению Ю. Л. Ханина, общение в спортивной деятельности имеет следующие отличительные особенности:

1) представляет собой ее относительно самостоятельный компонент;

2) не тождественно взаимодействию и предметно ориентированным действиям;

3) характеризуется субъектной ориентированностью (на другого человека);

4) подчинено задачам взаимодействия;

5) осуществляется с помощью системы речевых и неречевых сигналов.

Применительно к спортивной деятельности Ю. Л. Ханин выделяет следующие виды межличностного общения.

1. По преобладанию тех или иных коммуникативных средств: а) речевое, б) неречевое, в) комбинированное.

2. По включенности в основную деятельность: а) деловое, или деятелъностное – общение в ходе тренировочной и соревновательной деятельности; б) «свободное», или внедеятельностное – межличностные контакты вне основной деятельности (в спорте оно чрезвычайно важно, так как существенно расширяет привычный круг общения спортсмена).

3. По связи с задачами совместной деятельности: а) непосредственно связанное б) не связанное с решением задач.

4. По статусу общающихся: а) соотнесенное (с другими участниками, сверстниками, партнерами, друзьями, знакомыми); б) соподчиненное (с тренером, администратором, судьями, руководством команды и др.).

5. По направленности обращений (по А. А. Леонтьеву): а) личностно ориентированное (обращения адресованы конкретному партнеру или партнерам); б) социально ориентированное (обращения адресованы группе или команде как единому целому – например, во время собрания или установки на игру).

6. По необходимости достижения эффекта: а) необходимое – межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной или свертывается до элементарных двигательных действий; б) желательное – межличностные контакты, способствующие более успешному решению задач деятельности (воспитательных, результативных и пр.); в) нейтральное – межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению задач совместной деятельности; г) нежелательное – межличностные контакты, затрудняющие решение задач совместной деятельности.

Непосредственное или опосредованное влияние того или иного вида общения может выражаться в результативности деятельности (высокой или низкой), либо в социально-психологических и психолого-педагогических изменениях (благоприятных или неблагоприятных), либо в совокупности того и другого.

Средства общения в спорте

Средствами общения в спорте являются любые материализованные сигналы, сознательно и намеренно применяемые субъектом для передачи некоторой информации и воздействия на другого субъекта (субъектов). Совокупность разработанных и применяемых в соответствии с определенными правилами сигналов и способов общения составляет код или систему кодов. Средства общения, определенным образом организованные, представляют собой закодированную информацию об окружающей действительности, а также о состоянии и намерениях участников деятельности, которая может подвергаться преобразованию.

Для успешной организации совместной коллективной и групповой деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы, средств общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию и согласованности действий всех ее участников. Тренер, работающий в определенном виде спорта, должен знать, с помощью каких средств общения осуществляется межличностный контакт партнеров, какие сигналы являются наиболее оптимальными в тех или иных ситуациях для взаимодействия спортсменов друг с другом и с ним самим и для совершенствования совместных действий команды.

Рассмотрим это на примере спортивных игр.

Среди речевых средств общения можно выделить следующие.

1. Произнесение имени партнера с целью: а) привлечь его внимание; б) обозначить определенную игровую комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом.

2. Произнесение названия комбинации при планировании действий («крест», «растяжка», «сдвижка» и др.).

3. Сообщение о предполагаемых действиях, намерениях, готовности – своих или партнера («я», «ты», «на месте», «сзади» и т.п.).

4. Сообщение о местоположении – своем или партнера («я здесь», «поменялись», «иди в шестой», «ты в пятом», «я выйду» и т.п.).

5. Указание на желаемые действия партнера (направление на высоту передачи – «короткая», «прострел» и др.; страховку – «посиди сзади»; блокирование – «плотнее», «ход», «линию»).

6. Положительная или отрицательная оценка действий партнеров («хорошо», «здорово», «не так» и т.д.).

7. Побуждение партнера действовать, активизироваться, ускорить темп игры («внимательнее», «резче», «быстрее», «еще» и т.д.).;

Таким образом, речевые средства общения позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, мыслей и устремлений участников спортивно-игровой деятельности.

В результате использования общеупотребительных слов в конкретных ситуациях или действиях появляется и развивается специальная терминология – например, большинство названий комбинаций («крест», «волна», «сдвижка», «растяжка») или передач («прострел», «полсетки»).

Динамичные условия взаимодействия в спортивных играх (быстротечность игровых ситуаций, необходимость быстрого обмена информацией с целью выполнения довольно сложных коллективных действий, требующих значительных усилий и нередко связанных с высокой эмоциональной напряженностью) приводят к необходимым изменениям речи: повышению ее темпа и громкости, применением побудительной информации.

В процессе общения спортсменов-игровиков используются, как правило, неполные предложения (например, основной нападающий говорит: «на местах» – вместо «сейчас все остаемся на своих местах»; или «линию» - вместо «закройте блоком удар по линии в зону 5»).

Наряду с речевыми довольно активно (особенно в хорошо сыгранных спортивных коллективах) применяют и различные неречевые средства общения. К ним относятся: жесты, мимика, жес-тикулярно-мимические средства (сочетание жестов и мимики), двигательные (моторные) средства, звуковые сигналы.

В спортивных играх могут применяться следующие жесты:

а) головой (кивок в сторону направления передачи мяча, кивок в знак согласия или подтверждения полученного сообщения и т.п.);

б) пальцами (например, указательный палец, поднятый вверх, – просьба дать взвешенную передачу; движение сжатой в кулак кистью с отведенным в сторону большим пальцем – требование прострельной передачи; движение кистью с отведенным большим пальцем, повернутым книзу, – просьба снизить передачу);

в) руками (например, вытянутая вверх рука – просьба дать передачу, готовность действовать; рука, отведенная в сторону, – указание партнеру, куда надо выйти, и т.д.).

В волейболе жесты руками применяются редко. Но они довольно часто используются в гандболе и баскетболе для привлечения внимания находящихся в отдалении партнеров и сохранения при этом скрытности своих намерений. Несомненно, что условия и требования деятельности влияют на выбор и специфику средств общения. Ведь в волейболе жесты руками привлекли бы внимание соперников и в известной мере демаскировали бы намерения участников взаимодействия.

Мимика – одно из распространенных средств неречевого общения. Можно выделить следующие движения:

а) глазами – подмигивание как способ обозначения определенной комбинации (применяется при планировании нападающими и связующими игроками предстоящих действий), как предложение сыграть вместе, как сообщение о готовности действовать;

б) бровями (например, быстрое поднимание бровей вверх – сигнал-требование дать высокую передачу и т.д.);

в) губами (например, округление губ, как при произнесении буквы «о», означает: «сыграем обман, ложный взлет»; вытягивание губ трубочкой, оттопыривание щеки языком используются для обозначения нападающим предполагаемой комбинации).

На практике жесты довольно часто сочетаются с мимикой; в этом случае в структуре жестикулярно-мимических средств общения что-то будет ведущим, наиболее информативным (например, движение головой в сторону, как требование дать прострельную передачу, усиливается одновременным подмигиванием левым глазом – дать шире).

Звуковые сигналы применяются, чтобы привлечь внимание партнера (например, «псс... псс»). После этого, как правило, следует жест или словесное обращение. В ряде случаев применяются побудительные звуковые сигналы («опа», «ха» и др).

К моторным средствам общения относятся отдельные элементы групповых действий, действия отдельного игрока, который стремится сообщить вполне определенную информацию. Например, в гандболе повторное выполнение определенных действий (две передачи мяча от углового к разводящему игроку) как сигнал о розыгрыше определенной комбинации означает: «сейчас будем играть комбинацию № 2»). В этом случае повторная передача мяча определенному игроку не должна способствовать выведению его к воротам и подготовке броска, т. е. цели деятельности, а является определенным сообщением, сигналом. В баскетболе, так же как и в гандболе, повторная передача или передача мяча определенному игроку (центровому) означает начало розыгрыша конкретной комбинации.

Определенное местоположение ключевого игрока также может служить сигналом к розыгрышу вполне определенной комбинации, хорошо известной всем остальным игрокам.

Выполняя конкретные действия в процессе групповой совместной деятельности, ее участник побуждает тем самым своих партнеров также выполнять строго определенные, согласованные в пространстве и во времени действия, обусловленные логикой и поставленной задачей.

Применение неречевых средств общения (главным образом жестикулярно-мимических) определяется условиями (необходимостью скрытой передачи информации, сильным шумом, невозможностью подойти к партнеру ближе и др.) и требованиями деятельности.

В спортивно-игровой деятельности речевые средства общения; являются ведущими, основными в совместных коллективных действиях – особенно при планировании предстоящих действий и оценке полученных результатов.

Выборочное наблюдение за спортсменами показывает, что внутригрупповое общение протекает главным образом в речевой форме: так, в волейболе на долю жестов приходится 8 %, в баскетболе – 33 %, а в гандболе – 10,6 % всех обращений. Неодинаковый процент объясняется особенностями игрового вида спорта.

Преобладание речевых форм общения, например в волейболе, связано с тем, что спортсмены находятся близко друг от друга и не имеют непосредственного контакта с соперниками. Игроки следят главным образом за полетом мяча и лишь «чувствуют», где находятся партнеры. Возникает объективная необходимость сообщить партнеру: а) о своем местоположении; б) о своей готовности или намерении выполнить определенное действие; в) о необходимости определенного действия со стороны партнера. Обращения к партнерам могут использоваться и для введения соперников в заблуждение.

Беседы со спортсменами показывают, что выбор того или иного средства общения в процессе деятельности существенно зависит также от индивидуально-психологических особенностей конкретного игрока, его возраста и пола.

Широкий спектр средств общения спортсменов отражает условия их деятельности, задачи их взаимодействия в команде и подтверждает положение о том, что межличностное общение – важный компонент групповой совместной деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику общения.

2. Назовите виды общения.

3. Перечислите средства общения и дайте их краткую характеристику.

4. Каковы основные функции общения?

5. Из каких компонентов состоит психограмма личности как субъекта общения?

6. Дайте характеристику коммуникативных умений личности.

7. Расскажите о малых группах: их классификации и структуре.

8. Какие этапы формирования группового мнения вы знаете?

9. Назовите основные функции межличностного общения в спорте.

10. Перечислите виды межличностного общения в спорте.

11. Расскажите о средствах общения в спорте.

 

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. – М., 1977.

2. Бодалев А. А. Личность в общении. – М., 1983.

3. Ильяева И. А. Культура общения. – Воронеж, 1989.

4. Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1974.

5. Руденский Е. В. Социальная психология. – М.; Новосибирск, 1997.

6.Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. – М., 1980.

 

Глава 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...