Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение уровней профессионализма по А. К. Марковой и Г. И. Хозяинову




Уровни профессионализма педагога (по А. К. Марковой) Уровни профессионализма педагога (по Г. И. Хозяинову)
1. Допрофессионализм 2. Профессионализм: а) адаптация человека к профессии б) самоактуализация человека в профессии     в) свободное владение профессией в форме мастерства 3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм) 4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм) I (очень низкий)   II (низкий) III (ниже среднего) IV (средний) V (выше среднего) VI (высокий – педагогическое мастерство с преобладанием деятельности по образцу) VII (очень высокий – педагогическое мастерство с преобладанием творческого подхода) Может проявляться на I, II и III уровнях.

Сравнительный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1) общие подходы к определению уровня профессионализма и уровня обучающей деятельности педагога (по системе «ЛИДЕР») полностью совпадают;

2) педагогическое мастерство представляет собой высший уровень профессионализма (суперпрофессионализм).

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общий подход к классификации уровней профессионализма.

2. Какие группы критериев позволяют определить уровень профессионализма?

3. Дайте краткую характеристику системы «ЛИДЕР».

4. Перечислите критерии оценки обучающей деятельности педагога по функциональному аспекту.

5. Проанализируйте какой-либо критерий, используя его первичные признаки.

6. Перечислите критерии оценки обучающей деятельности педагога по результативно-личностному аспекту.

7. Проанализируйте какой-либо критерий, используя его первичные признаки.

8. Как можно определить уровень профессионализма педагога по комплексному показателю?

9. Что может дать анализ (самоанализ) результатов, полученных по системе «ЛИДЕР»?

10. Каково ваше отношение к системе «ЛИДЕР»?

11. Проследите взаимосвязи уровней профессионализма и уровней обучающей деятельности педагога.

 

Рекомендуемая литература

1. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. – М., 1981.

2. Деркач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. – М., 1982.

3. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1996.

4. Кухарев Я. В., Решетько В. С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. – Минск, 1996.

5. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М., 1988.

6. Хозяинов Г. И. Определение уровня обучающей деятельности педагога по системе «ЛИДЕР». – М., 1996.

 

Глава 13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Эффективность образовательного процесса определяется его качеством в целом, а также его составных частей.

Повышение качества подготовки специалистов в сфере образования предполагает повышение уровня их общеобразовательной, общекультурной, специальной и профессиональной творческой готовности к предстоящей созидательной деятельности, результатом которой является определенный продукт. В профессиональном учебном заведении педагогического профиля таким продуктом является качество подготовки выпускников к предстоящей профессиональной деятельности.

Отследить динамику качества образования можно только с помощью мониторинга. Его введение требует рассмотрения проблем, связанных с измерением, оцениванием, ранжированием образовательных организаций и участников образовательного процесса. Эти проблемы диктуются потребностями и возможностями информационного общества.

Для всех типов образовательных маршрутов и входящих в них образовательных учреждений можно сформулировать обобщенный критерий качества образования.

Критерий качества образовательного учреждения – развитие у его выпускников (у всех или у подавляющего большинства) творческой готовности к продолжению образования, а также самообразо

ванию в новой образовательной или профессиональной среде.

Об уровне качества образования можно судить по количеству выпускников, у которых сформирована творческая готовность:

высший уровень – у всех выпускников;

высокий – у подавляющего большинства;

достаточный – более чем у 50 %;

средний – у 50%;

низкий – менее чем у 50 %.

Сформулированный нами обобщенный критерий качества образования может быть применен в отношении всех типов образовательных маршрутов.

Качество образования можно определить и по конечному общему результату, и по степени его проявления в отдельных значимых составляющих.

Исходные теоретические подходы, влияющие на эффективность технологии обучения

Достижение конечного результата в профессиональной подготовке должно быть целью не только педагога, но и каждого обучаемого.

Успешность сочетания этих целей зависит от организации педагогического процесса, в котором педагог решает педагогические и функциональные задачи.

Продуктом решения задач первой группы задач являются новообразования, происходящие в обучаемых.

Продуктом решения задач второй группы является организация педагогического процесса, т. е. создание инструментария педагогического воздействия.

При этом важным является выбор способа овладения социальным опытом. В качестве такового может быть выбран дедуктивный метод организации педагогического процесса. В реализации этого метода наиболее значимыми являются целевой, содержательный и процессуальный (операционно-деятельностный) компоненты.

В связи с этим в качестве исходных теоретических подходов нами выбраны следующие концепции и теории психолого-педагогического характера.

1. Общепедагогическая концепция «Педагогика сотрудничества».

2. Концепция содержания образования (по М. Н. Скаткину и И. Я. Лернеру).

3. Теория педагогической деятельности.

4. Концепция целенаправленной учебной деятельности.

5. Универсальная дидактическая концепция.

6. Теория проблемного обучения.

Дедуктивный метод может быть реализован как в организации педагогического процесса в целом, так и при проведении конкретного учебного занятия, распространяясь на все компоненты педагогической системы, их взаимосвязи.

Опираясь на исходные теоретические подходы, можно разрабатывать различные технологии обучения.

Особенность этих технологий обучения заключается в том, что выбранная исходная теория или концепция, как правило, направлена на развитие и формирование личности обучаемого. В данном случае это присуще всем перечисленным выше концепциям и теориям, но особенно общепедагогической концепции «Педагогика сотрудничества».

Здесь прослеживается прямая взаимосвязь с акмеологией как наукой, которая сориентирована на поиск возможностей развития (саморазвития) творческого потенциала в процессе продвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности.

Определение уровня и коэффициента эффективности

Технологии обучения

Одним из показателей эффективности технологии обучения, по нашему мнению, может быть коэффициент (или уровень) эффективности.

Этот коэффициент можно определить с учетом критериев оценки решения функциональных задач.

Такая система критериев была разработана нами с учетом двух взаимосвязанных видов деятельности – обучающей деятельности педагога и учебной деятельности обучаемых. К ним относятся: 1) владение содержанием образования и дидактическая его организация; 2) организация обучающей деятельности педагога; 3) организация учебной деятельности обучаемых; 4) педагогическое стимулирование и мотивация личности обучаемого в процессе обучения; 5) структурно-композиционное построение учебного занятия.

Критериями оценки учебной деятельности обучаемых являются: 1) наличие интереса к предмету, к учебной деятельности; 2) проявление в учебной работе знаний, умений, навыков содержательно-процессуального характера; 3) познавательная активность и самостоятельность, стремление к поисковой деятельности; 4) умение осуществлять коллективную учебную деятельность; 5) организованность, дисциплинированность, настойчивость и ответственность за результаты учебной деятельности.

Оценка деятельности педагога и обучаемых по перечисленным критериям осуществляется по 10-балльной шкале (см. шкалу 1).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...