Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности воспитания




Словарная литература по психологии отмечает, что воспитание —это прежде всего процесс социализации индивида, становление и разви­тие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же время влияние социальной и культурной среды. В процессе воспитания индивид обретает признанные в обществе и одобряемые им социальные ценности, нравственные и правовые нормы, качества личности и образцы поведения'.

► Воспитание (как и обучение) представляет собой совместную с деть­ми деятельность взрослых (или сверстников), связанную с презентаци­ей ими норм культуры, ценностей, вкусов, идеалов, взглядов и пр. и пе­реработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом.

На протяжении веков взрослые стремились к тому, чтобы моло­дое поколение оказалось достойным и способным приумножать куль­турные ценности. Очень часто эти установки проявлялись в деятель­ности учителя. Например, ученики Конфуция должны были усвоить в первую очередь уроки стойкости духа и смирения.

Вместе с тем история показывает, насколько труден процесс вос­питания. Так, при раскопках пирамиды нашли папирус, на котором


 


1 Кораблипа Е. II. Психологическая помощь в развитии личности. — СПб, 1994 — С. 4-5.


Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — Ростов-на-Дону, 1998.


7-1063



Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания


Психологические особенности воспитания 195


 


было написано: «Ох уж эти дети! И когда они начнут слушаться сво­их родителей?»

В каждом обществе социально-культурный уровень (традицион­ная культура, образ жизни, нормы общежития и пр.) влиял на харак­тер воспитания. Скажем, европейцы требуют строгой дисциплины от детей младшего возраста, а затем те обретают самостоятельность. У японцев, малайцев, сингалов иначе: они не ограничивают детей, предоставляя им максимум свободы, но, став подростками, должны вести себя в соответствии с обязанностями взрослых. Также разны­ми были представления о феминности или маскулинности детей, ро­ли в этом отца или матери.

С содержательной стороны процесс воспитания складывается из нескольких частей, поскольку воспитание бывает:

1. Умственное.

2. Физическое.

3. Эстетическое.

4. Правовое.

5. Трудовое.

6. Профессиональное.

В психологии воспитания следует отметить определенные аспекты:

♦ роль деятельности в процессе воспитания;

♦ воспитание как взаимодействие;

♦ система потребностей ребенка при взаимодействии с ним взрос­
лых;

♦ воспитательные воздействия;

♦ трудности социализации детей;

♦ психические травмы как субъективно переживаемые и непреодо­
лимые трудности и пр.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Многие авторы указывают, что опыт усваивается в деятельности (об этом пишут А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Б. М. Ломов и др.). Нельзя научиться плавать, не входя в воду; нель­зя стать вежливым, не проявляя вежливого, корректного поведения; невозможно быть добрым без заботливого, внимательного отноше­ния к людям.

Процесс усвоения социального опыта сродни обучению: сначала ребенок учится на примере другого человека. В этом смысле еще раз


уместно подчеркнуть: прежде чем какая-либо черта личности (на­пример, честность) появится — станет внутренней функцией, она должна быть прежде всего внешней, социализированной — как бы «для других», и только потом — для себя (внутренней, индивидуаль­ной). Следовательно, процесс воспитания начинается со взрослых, носителей культурного опыта.

Принцип единства сознания и деятельности гласит: необходима активная деятельность детей, чтобы они усвоили правила поведения. Ребенок вместе со взрослым, согласно определяемым наставником целям, выполняет то, что требуется в данном конкретном случае. За­тем личность становится более автономной, она демонстрирует «вы­ученные уроки» в других ситуациях.

Психологическое ядро воспитания — формирование целостной личности, направленность которой — самоактуализация.

► Направленность личности — это совокупность мотивов, которые ори­ентируют деятельность индивида и не зависят от ситуации.

Таковая проявляется в убеждениях, склонностях и пр. Имеется несколько видов направленности:

♦ эгоистическая (на себя);

♦ на взаимодействие с другими;

♦ на деятельность (на дело).

Другими словами, направленность личности выявляет ее потреб­ности. Так, первая из трех указанных возникает, если у детей преоб­ладают мотивы к достижению собственного благополучия и прести­жа. Такой человек игнорирует окружающих, а в своей деятельности старается прежде всего удовлетворить свои притязания.

Направленность на взаимодействие обнаруживается, когда инди­вид стремится поддерживать хорошие отношения с другими людь­ми. Он ориентирован на общение, что может влиять на качество вы­полнения деятельности и ее результат.

Деловая направленность отражает увлечение процессом деятель­ности, стремление к познанию. Она связана с потребностью человека сотрудничать с другими ради дела и характеризуется мотивами бес­корыстного выполнения (А. Маслоу называл это служением делу, приводящим личность к ощущению радости).

Каждое личностное свойство — это мотив и проявление поведения. Целостная структура личности охарактеризована Л. И. Божович: это


196 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

человек, достигший определенного уровня психического развития, который позволяет ему управлять саморазвитием и взаимодействи­ем с окружающими.

Формирование целостной структуры личности в процессе воспи­тания приводит к появлению мотивов и устойчивых способов пове­дения, адекватных данному возрасту. С точки зрения нравственного поведения такая целостность и предполагает устойчивые способы по­ведения и преднамеренные мотивы.

В структуре личности огромное значение имеет отношение к окру­жающему как опредмеченная потребность в другом человеке или дея­тельности. Через окружающих индивид становится самим собой, ибо те одобряют или порицают его поступки. По другим человек сверяет свое поведение. В. Н. Мясищев отмечал:

Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей лично­сти с различными сторонами объективной действительности'.

Предмет или другой человек, с которым у данного индивида уста­навливается определенное взаимоотношение, включаются в систему связей. Свойства предметов существуют для всех людей, а действия и переживания, которые вызывают эти свойства, избирательны. У каж­дого они специфичны. Соответственно отношения к чему-либо есть своеобразная оценка, рождаемая «внутри» личности.

Когда личность развивается в процессе воспитания, изменяются и ее внутренние оценки, или отношения. С точки зрения В. Н. Мяси-щева, воспитание и есть процесс образования оценочных отношений. Важное значение для его понимания имеют мысли С. Л. Рубин­штейна об отношении человека к окружающему. Ученый указывал:...Общественное отношение к другим людям опосредует у человека и са­мое отношение его к природе, вообще к объекту. Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку2.

Он подчеркивал, что отношение к людям составляет ядро истин­ной психологии, «основную ткань человеческой жизни». С. Л. Рубин­штейн видел смысл жизни в отношениях с другими людьми. Комму­никативные черты личности, развиваемые воспитанием, определяют морально-психологический строй личности:

1 Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отно­
шений человека // Психологическая наука в СССР / Под ред. Б. Г. Ананьева и др.:
В 2 т. - М„ 1960. - Т. 2. - С. 111.

2 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М, 1976. — С. 51.


Психологические особенности воспитания 197

Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать1.

Формирование коммуникативных черт личности становится важной целью воспитания. Особо значимым является, по мнению Т. Е. Конниковой, воспитание коллективизма. И это понятно, по­скольку школьники проводят время в основном среди сверстников. От того, какие отношения они умеют построить с другими, зависит их самочувствие (можно сказать, их психическое здоровье).

Т. Е. Кошшкова занялась изучением коллектива школьников. Она писала, что способ организации совместной деятельности влияет на отношения детей друг к другу. Педагогу надо воздействовать на них без угроз, давления и приказов.

Перекликаются с мыслями этого исследователя идеи А. Л. Шннр-мана о развитии личности учащихся в коллективе, об их индивиду­альных особенностях, товарищеских отношениях, необходимых в со­вместной деятельности.

А. Л. Шнирман отмечал необходимость быть уважительным, чут­ким, внимательным к вопросам учащихся. Отношения между ними и воспитателем должны строиться на основе доверия и взаимного ува­жения.

Психологические особенности воспитательного процесса хоро­шо иллюстрируют исследования А. В. Петровского. Они продемон­стрировали, что «в общностях, объединяющих людей на основе со­вместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями»2. Для психоло­гии воспитания важно, что личность избирательно относится к дей­ствию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если она вынуждена отказать­ся от этого, возникает конфликт, приводящий одних к конформно­сти, а других — к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками.

В позиции А. В. Петровского привлекает указание на значимость в процессах воспитания специфики личностного становления:

Человек вступает в общение и в нем определяет существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает,

1 Рубинштейн С. Л. Указ. соч. — С. 14.

2 Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. — М., 1982. — С. 31.


 


198 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чув­ствами и требованиями»1.

Следовательно, личность — это то, «что во мне для других».

С точки зрения ученого, только в коллективе возможно подобное: я отношусь к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим. Без этого не мыслится ни коллективизм, ни персоиализация.

Особая потребность человека — быть личностью (это и есть по­требность персонализации). Она проявляется во включении индиви­да в социальные связи, ими же она и обусловливается. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек становится личностью, одновременно «отражаясь» в них.

А. В. Петровский полагает, что в воспитании имеется единство И взаимопереход отношений. Отношения людей — это изменение от­раженной субъектное™ в каждом взаимодействующем лице.

Укажем еще на одно положение, важное для понимания воспита­ния. Речь идет о феномене возложения ответственности, т. е. устой­чивой позиции индивида, проявляющейся в признании правомерно­сти наложить возможные социальные санкции в форме одобрения или наказания за успех или неудачи в совместной деятельности на себя или других лиц в группе2.

В исследовании обнаружилось, что ответственность отдельного человека зависит от уровня развития группы. Если тот низок, инди­вид считает заслуги только своими, а если высок, то успех оценива­ется адекватно. Неудачи в первом случае конкретный человек отно­сит на счет других людей.

Таким образом, в воспитании детей большую роль играет группа (ученический коллектив, кружок). Группы высокого уровня разви­тия характеризуются единством, коммуникативностью, ответствен­ностью. Поскольку их члены — дети, они также проявляют эти осо­бенности (ответственность, сдержанность, коммуникативность и пр.).

Отметим роль выдающегося педагога и ученого А. С. Макаренко в изучении коллектива и его влияния на личность.

А. С. Макаренко считал, что коллектив создает наиболее благопри­ятные условия для всестороннего развития школьника. Идея парал­лельного педагогического действия раскрывает сущность отношений личности и группы: на конкретного школьника можно воздейство­вать не прямо, а через коллектив. Однако подобное параллельное воз-

1 Петровский А. В. Указ. соч. — С. 115.

2 Там же. - С. 149.


Психологические особенности воспитания 199

действие личности на коллектив и наоборот возможно только при высоком уровне развития группы.

Воздействия могут быть эффективными при определенных усло­виях. Одним из них является референтноетъ группы, в которой на­ходится школьник. Если все то, что делают другие дети, для него существенно, то он разделяет нормы, ценности, установки, руковод­ствуется ими и строит свое поведение так, чтобы другие его одобрили.

У школьника может быть несколько референтных групп, и часто они вовсе не коллектив класса. Следовательно, лучше всего для пол­ноценного воспитания, когда формальная группа одновременно яв­ляется и референтной.

Коллектив воздействует на личность эффективно в том случае, если уровень притязаний школьника соответствует его реальному по­ложению в группе, а цели, задачи, стоящие перед ним, понятны, до­ступны и приняты им так же, как и другими.

Весомый вклад в осмысление проблем воспитания внес ученый-педагог и директор Павлышской школы иа Украине В. А. Сухомлин-ский.

Совместная деятельность взрослых и детей, по мнению В. А. Су-хомлинского, эффективна, когда обращаются к уму и чувствам вос­питанников. Только в том случае взаимоотношения превратятся в средство воспитания, если воздействия педагога пробуждают в детях гражданина.

В основу воспитательной работы ученый-практик положил глав­ный принцип: ребенок должен находить радость в труде, в обогаще­нии своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей. Мастерство педагога заключается в умении пробудить духовную жизнь детей. Он должен быть не только старшим товарищем, но и настав­ником. Воспитателю следует придерживаться правила: ни один день не должен быть без успехов, без результатов:

Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пере­жить вместе с ним радость победы и горечь утраты1.

Роль взрослого, педагога в процессе воспитания неизмеримо ве­лика. В. А. Сухомлинский подчеркивал:

Мы, педагоги, воспитываем прежде всего тем, что в нашей душе, — своими убеждениями и чувствами. Наше слово, обращенное к детям и юношест­ву, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувст-

1 Сухомлипскиий В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982. — С. 44.


200 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

вовали в нем высшую правду бытия, чтобы верили нам, как верит человек сиянию солнца'.

Воспитание можно рассматривать и как социально-психологиче­ский процесс. В нем происходит социализация школьников, которые овладевают различными ролями, имеют социальные установки и со­циально-психологический статус.

► Социализация — это процесс и результат образования и воспроизве­дения социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспи­тании, а также при стихийном и неорганизованном воздействии фак­торов социальной среды.

Воспитываясь, личность самоактуализируется. По мере взросле­ния меняется Я-концепция учащегося (своеобразное представление о себе). В нее входит несколько Я — прошлое, настоящее, будущее, идеальное — в глазах других.

Исключительный случай, когда эти несколько Я совпадают. Важ­но, чтобы школьник принимал себя, отличался стабильностью, по­скольку это служит источником саморазвития и самовоспитания.

Социальная роль понимается в социальной психологии как фик­сированное положение, которое занимает человек в системе межлич­ностных взаимосвязей. От каждой личности ожидают определенных образцов поведения. Эти ожидания соответствуют каким-то поведен­ческим признакам, проявляемым человеком в общении с окружаю­щими.

Школьник всегда стремится к одобрению своих поступков со сто­роны значимых для него взрослых и сверстников. Иначе говоря, он усваивает нормы поведения в соответствии с той деятельностью, ко­торую выполняет. Например, может замечательно играть в футбол (роль футболиста), но иметь плохую успеваемость (роль ученика).

Эти роли могут меняться в процессе воспитания. Ребенок дости­гает самоидентичности, когда они одобряются окружающими. Появ­ляется удовлетворение значимой для него деятельностью.

Итак, в процессе воспитания формируются потребности, харак­тер, эмоционально-волевая сфера, инициируется саморазвитие. Чело­век овладевает социальными ролями и стремится к самоактуализации. На этот процесс влияют взрослые и сверстники. Как это происходит, рассматривается ниже.

1 Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 13.


Роль психологических воздействии в воспитании 201

Роль психологических воздействий в воспитании

О психологическом воздействии говорят, когда один человек пыта­ется изменить, одобрить, принять поведение другого и повлиять на него. В «Психологическом словаре» дается такое определение:

► Воздействие — это целенаправленный перенос движения, информа­ции или других материальных агентов от одного участника взаимодей­ствия к другому.

Во взаимодействии возможен физический контакт, передающий импульс движения (например, физическое прикосновение), и дис­тантный, при котором информация сообщается в виде сигналов, имею­щих определенный смысл. Судить о значимости тех или иных воз­действий можно по тому, как изменяются эмоциональные состояния или поведение человека.

Соответственно и воспитание — это такие взаимоотношения, ко­гда педагог влияет на воспитанника с помощью различных воздейст­вий, а тот, в свою очередь, отвечает изменениями на те из них, кото­рые являются для него значимыми.

Психологическое воздействие направлено на изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности. При воспитании, со­действующем психическому здоровью и самоактуализации, должны реа­лизоваться психологические воздействия, помогающие формированию у школьника высоких нравственных качеств, творческого самосозна­ния, стремления к постоянному личностному росту. Но это происходит далеко не в каждом случае.

Психологи выделяют три типа стратегий психологического воз­действия, зависящих от специфики теоретических подходов. Смысл последних заключается в том, как рассматривать ребенка: пассив­ным, зависимым от взрослых существом (объектом) или субъектом своей собственной деятельности и взаимодействия.

Исторически первой является объектная (реактивная) страте­гия, согласно которой психика человека — пассивный объект воздей­ствия окружающего и его продукт. Данную точку зрения отстаивали представители бихевиоризма. По их мнению, если создать нужные условия, предусмотреть факторы влияния, можно механическим пу­тем, тренировкой развить нравственные качества. Более того, у ре-


 

202 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

бенка следует сформировать навык нравственного поведения, кото­рый он проявит потом в той или иной ситуации. Сторонники бихевиоризма указывали:

Психологический организм, в отличие от биологического организма, мо­жет рассматриваться как сумма реакций плюс их различные интеграции... Такой поведенческий акт, направленный на специфический целевой объ­ект или исходящий из него, вместе с использованием объектов в качестве средств характеризуется также селективностью, избирательностью, вы­ражающейся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями, то есть навык регулируется целью1.

Интересно, что и некоторые свойства поведения, связанные с эмо­ционально-волевыми чертами, можно было толковать в рамках соот­ношения «стимул—реакция». Термин «викарные пробы и ошибки» был предложен для обозначения нерешительного поведения с попе­ременным возвращением.

Вместе с тем следует отметить, что, анализируя ситуации, бихе-виористы касаются мотивации. Описывая поведение, они пытались найти его движущие силы. В нем различались некоторые составляю­щие:

♦ целевой компонент (из чего человек исходит);

♦ отношение к объекту (как средство достижения цели);

♦ избирательность (выбор средств, ведущих к цели наиболее рацио­
нальным путем).

Эти продуктивные идеи необходимо учесть при анализе поступ­ков детей, а также различных коммуникативных ситуаций, в кото­рых оказываются дети и взрослые.

Однако именно бихевиоризм стал теоретической платформой им­перативной стратегии воспитания. Ее основные функции — контроль над поведением и установками человека и их подкрепление. Одним из главных воздействий является принуждение и подавление воли ребенка во что бы то ни стало: воспитанник обязан беспрекословно выполнять требования педагога.

Идея о необходимости принуждения уходит корнями в педагоги­ку Й. Гербарта. Он разработал специальную шкалу воздействия на личность и деятельность детей, куда включил угрозы, приказания,


Роль психологических воздействий в воспитании

запрещения, наказания, в том числе телесные, одобрения, увещева­ния. Авторитету педагога отведена была последняя роль. Между ре­бенком и взрослым, по мнению Й. Гербарта, должна быть социаль­ная дистанция. У воспитателя своя дорога, поэтому он не должен заботиться об одобрении или неодобрении собственных действий со стороны детей, чья воля несоизмеримо слабее.

Приверженцы гештальт-психологии исходили из того, что чело­век — часть поля, характеризуемая целостностью (таковы же и реак­ции). Для психологических воздействий в воспитании важно выяснить условия жизни (поля), окружение, привычки, манеру поведения, волю. Один из основателей гештальт-психологии М. Вертгаймер писал: Когда люди находятся вместе... то самым неестественным поведением бу­дет такое, о котором можно сказать, что несколько «Я» просто находятся вместе. На самом деле эти различные «Я» работают совместно, каждый как осмысленно функционирующая часть целого....Мы приходим к тако­му выводу, что если с теми людьми, с которыми человек сотрудничает, по некоторым причинам невозможно осуществить хорошие отношения, от­ношения гармонии, то вместо этого возникает определенный суррогат, который изменяет психическое бытие человека1. Позднее гештальт-психологи привлекли свою теорию, чтобы изу­чить потребности и мотивы поведения человека. Это оказалось важ­ным для понимания сущности не только императивной, но и других стратегий.

Г. А. Ковалев описывает еще манипулятивную и развивающую стратегии2. При первой ребенок видится существом пассивным, «стра­дательным». Если умело на него воздействовать, из него «можно вы­лепить что угодно». По сути дела, такой подход также является объект­ным, а стратегия — монологичной.

Считается, что манипулятивная стратегия теоретически подтверж­дается психоанализом. 3. Фрейд и его последователи полагали сущ­ностью природы человека инстинкты. Проявляясь в агрессии, де­струкции, оговорке, они противоборствуют социальным санкциям и запретам. Человек — существо биологическое, а потому злое и аморальное. Эти качества исправляются только с помощью автори­тетов и манипулирования.


 


1 Толчеи Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психоло­гии. Период открытого кризиса (начало 10-х гг. — середина 30-х гг. XX в.). — М., 1980. - С. 52-53.


1 Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии... — С. 93.

2 Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воз­
действия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической
консультации. — М., 1987. — С. 4-16.


204 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролиро­вать как себя, так и других»1. По его мнению, существуют 8 типов ма­нипулятора, стремящегося подчинить себе взаимодействующую с ним личность:

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу и власть, пытается прика­
зывать, сломить волю другого, постоянно дает поручения.

2. Прилипала. Преувеличивает свою зависимость, исподволь застав­
ляет других делать все за себя. Может притвориться больным, ин­
теллигентным, брошенным, обиженным и пр.

3. Калькулятор. Постоянно хочет знать про всех все, контролиро­
вать их жизнь, обсуждать ее. Хитрец, шантажист, аферист.

4. Жертва диктатора (тряпка). Преувеличивает свою зависимость,
поэтому якобы забывает что-то, не высказывается, очень мнителен
и конформен.

5. Судья. Излишне критичен, никому не верит, собирает улики, про­
махи, мстит.

6. Защитник. Постоянно подчеркивает поддержку, снисходителен,
преувеличивает свою заботу о других, тем самым не дает инициа­
тивы другому.

7. Хулигап. Управляет другими посредством своей агрессивности, не­
доброжелательности и угроз. Окружающие его боятся.

8. Славный парень. Надоедает добротой, квазизаботливостью, зануд­
ством, морализаторством.

Проникая в самые потаенные механизмы психики человека, мож­но управлять ею как угодно, причем даже вопреки желаниям самого индивида. Следовательно, подобная стратегия опасна, поскольку зом­бирует людей и предписывает им поступать определенным образом. Ее активно используют многие группы. Это скинхеды, исповедую­щие бредовые идеи о национальном превосходстве людей; ваххаби­ты, считающие ислам лучшей религией в мире; криминальные авто­ритеты, вовлекающие несовершеннолетних в преступления, и пр.

Манипулятивная стратегия строится на вытеснении (страхов), вну­шении (это необходимо сделать) и подавлении совести как внутрен­него цензора или стремления к саморазвитию. Развивающая основана на другом — на вере в конструктивное, активное начало в человеке.


Роль психологических воздействии в воспитании 205

Главным является опора на неповторимость и уникальность творче­ской личности школьника. Когда-то А. С. Макаренко сказал:

Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость1.

Можно считать, что воспитание должно конструировать завтраш­нюю радость.

Это диалогическое направление, оно базируется на личностном подходе во взаимодействии педагогов и воспитанников. Только при диалоге с ребенком реальны настрой друг на друга, эмоциональная открытость, «со-бытие», в котором воздействие уже не является одно­направленным. У педагога и учащихся один и тот же эмоциональный порыв. Они как бы «заряжены» общей энергией, имеют сходные стрем­ления. Обе стороны равноправны и прислушиваются друг к другу.

Диалогический характер психической деятельности изначально присущ человеку в организации его отношений с другими людьми. Следовательно, активность и потребности людей могут развиваться только в условиях взаимодействия. По мнению Г. А. Ковалева, диа­лог основан на равенстве позиций партнеров по общению, эмоцио­нальной открытости и доверии к другому человеку, принятии его внутреннего мира как особой ценности.

Сотрудничество учителя и учеников должно строиться на прин­ципах доверия, веры в самое лучшее и творческое начало в другом.

Б. Г. Ананьев подчеркивал особую роль оценок в воздействии учи­теля на ребенка. Положительные помогают подбодрить учащегося, выделить его достижения, личностный рост. Хуже всего, когда нет никаких оценок: это дезорганизует детей, провоцирует ощущение их незначительности, неуверенность, если при этом оцениваются дру­гие. Данное обстоятельство угнетает активность детей и замедляет их личностное развитие. В деятельности многих педагогов обнару­живается существенный недостаток: они неодинаково относятся к де­тям, не проявляют к ним чуткости, не понимают их.

Характер психологических воздействий ярко проявляется в авто­ритете взрослых.

Авторитет (от лат. autoiitas — «власть», «влияние») означает, что родитель (или человек, обладающий в глазах детей значимостью), пользуясь своей властью или статусом, влияет на ребенка, который признает за ним право принимать ответственные решения и изме­нять поведение. Такой взрослый (родитель или учитель) наделяется


 


Шостром Э. Анти-Карнегн. — М., 1992.


Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 74.


206 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

идеальными нравственными чертами, что создает эталон для подра­жания.

Первыми авторитетными фигурами для любого человека являются его родители, опыт взаимодействия с которыми изначален, — с ними ребенок связан от рождения. Однако затем дети становятся автоном­ными, иногда вопреки желаниям родителей.

Когда же ребенок идет в школу, авторитетным для него оказыва­ется учитель. Однако по-прежнему сохраняется влияние и авторитет родителей, поскольку существует естественное разделение институ­тов социализации — семьи и школы. В том случае, когда взаимоотно­шения между детьми и родителями остаются хорошими, изменяются аспекты авторитетности: главными выступают достоинства отца и ма­тери.

Власть и влияние родителей на детей ослабевают или усиливают­ся по достижении последними определенного возраста. Известно та­кое остроумное выражение: «Когда я был маленьким, я думал: "Ма­ма знает все". Когда стал учиться в школе, понял, что мама не все знает. Подростком я считал, что мама ничего не знает. Много позже я осознал, что надо было слушаться маму, которая знала главное, тогда я не сделал бы многих ошибок».

По мнению А. С. Макаренко, авторитет и послушание не могут быть целью, необходимо правильное воспитание, а послушание де­тей — только один из путей к ней.

Вместе с тем авторитет бывает и ложным, т. е. он держится на ложных основаниях, а потому недолговечен. Существует несколько его разновидностей: авторитет подавления, резонерства, расстояния, чванства, подкупа, «рубахи-парня» и пр. Рассмотрим некоторые.

Авторитет подавления заключается в том, что послушание ре­бенка достигается путем прямого насилия над ним. Воздействия ис­ключают совместную деятельность; запреты, оскорбления, угрозы и т. п. провоцируют хитрость, уход от ответственности, несамостоя­тельность. Чаще всего такая функция принадлежит главе семьи, ко­торого ребенок боится.

Авторитет расстояния проявляется в периодическом взаимодей­ствии родителя и ребенка. Время от времени отец интересуется дела­ми сына, но чаще тогда, когда мать рассказывает о его проступках. В этом случае ребенок стремится отгородить свой мир от других.

Авторитет чванства. Родители убеждают детей в своей «особен­ности». Уважение и любовь, таким образом, вызывает не сами отец и мать, а их эфемерная «важность». Наиболее действенным образом


Роль психологических воздействии в воспитании 207

влияют не они со своими слабостями и силой, а временное благопо­лучие. Как только родители оказываются «как все», их воздействия на детей не дают эффекта. С ними перестают считаться и начинают их игнорировать.

Авторитет педантизма. Его специфика в том, что указания, да­ваемые родителями, должны быть неукоснительно выполнены.

Авторитет резонерства сказывается в бесконечном увещевании и морализировании. В итоге образуется смысловой барьер: ребенок слушает, но не слышит («в одно ухо влетает, а в другое вылетает»), отвлекается, ему надоедает бесконечная нудная проработка.

Авторитет подкупа отличается тем, что все воздействия чем-то сопровождаются — обещаниями за хорошую учебу поехать за грани­цу, купить компьютер. Происходит взаимный обмен: учеба за возна­граждение.

А. С. Макаренко указывает на авторитет дружбы, доброты, «руба­хи-парня». Все это однобоко, поскольку в процессе воспитания раз­вивает императивные или манипулятивные стратегии, которые, в свою очередь, и стимулируют появление ложных авторитетов.

Какие же психологические условия должен создать учитель, что­бы методы воспитания — побуждение, приказ, принуждение, внуше­ние, пример, поощрение, наказание и пр. — были действенными? Ка­кие требования предъявляются к последним?

1. Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен. Это значит, что он должен знать воз­растные и психологические особенности детей.

Например, одна из главных черт подростка — чувство взрослости. Оно появляется при бурном половом созревании, что приводит к пре­обладанию возбуждения над торможением. Поэтому подростки не­сдержанны, импульсивны, эмоционально неуравновешенны.

Это чувство бывает 3-х типов. Оно касается:

♦ самого себя (подросток занимается самовоспитанием);

♦ сверстников (они воспринимаются как референтная группа);

♦ взрослых (происходит переоценка их влияния на личность под­
ростка, и только обладающие значимостью оказывают положи­
тельное воздействие).

Подросток стремится к познанию, поэтому многим интересуется. Он хочет сохранить свою независимость, быть значимым в глазах сверстников. Стремится овладеть молодежной субкультурой, ориен­тируясь на мнение ровесников.


208 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

Знание этих особенностей позволит педагогу избежать ошибок в воспитании: не морализировать, использовать яркие примеры, убеж­дать, но не принуждать и реже прибегать к наказанию. Необходимо развивать мотивы поведения, а воздействовать лучше, когда эмоцио­нальная напряженность становится минимальной.

2. Следует организовывать совместную деятельность, предпола­
гающую взаимозависимость детей, их взаимопомощь. Например, стар­
шие дети могут шефствовать над учащимися начальной школы, про­
вожая их в бассейн.

Иногда возможна коопера

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...