Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические барьеры, их причины и формы проявления




Самовоспитание прежде всего необходимо человеку для того, чтобы удовлетворять главные потребности — в личностном росте и самосо­вершенствовании.

Ради чего живет человек? Психологи-гуманисты считали, что ра­ди самоактуализации и творчества. Можно добавить — и ради самой многоликой жизни, ее продолжения.

Процесс самоактуализации имеет свою динамику, и человек, до­стигая той или иной ступени, должен сверять содержание с постав­ленной целью. Отклонения от нее он преодолевает, возвращаясь к началу пути или корректируя намеченный ориентир. Воспитание с этой точки зрения не бывает гомогенным процессом, а самовоспита­ние — тем более.

Индивид начинает воспитывать себя, потому что его не все уст­раивает в нем самом или в других. Для достижения нового качества человек должен превзойти себя, преодолеть психологические барье­ры, доказав себе и окружающим возможность изменений.

К. Д. Ушинский одним из первых отметил наличие барьеров в деятельности. По его мнению, деятельный человек — тот, кто пре­одолевает преграды на пути достижения целей.

В последнее время психологи исследовали механизмы психоди­намики. Вопрос о психологических барьерах — в центре внимания Р. X. Шакурова. Ученый полагает, что появление таковых и их пре-


Психологические барьеры, их причины и формы проявления 213

одоление представляет собой не только главную форму отношений человека с миром, но и ведущий механизм становления личности.

Рассматривая барьеры в связи с потребностями, ученый описывает такие состояния, как радость, страдания, кризис и др. Если потреб­ность сильная, то могут возникнуть страх, паника, ярость, отчаяние и депрессия, человек испытывает кризис (потрясение). Появляются вероятностный, тормозящий и блокирующий барьеры.

Если потребность не слишком сильная, возникает фрустрация, а значит тревога, протест или покорность. Если же не удовлетворяется слабая потребность, человек беспокоится, бывает недовольным и огор­ченным. Это иллюстрирует типы психологических барьеров.

С точки зрения Р. X. Шакурова, барьер — это отношение между двумя элементами системы, которое ограничивает свободу одной из сторон, поэтому он обладает энергетическим потенциалом, проявляе­мым в ограничениях1.

Ученый классифицирует барьеры по многим основаниям. Они де­лятся на:

1) информационные и предметно-вещественные;

2) природные и социальные;

3) статичные и динамичные;

4) простые и сложные;

5) долгосрочные и краткосрочные;

6) трудные и легкие;

7) привлекательные и непривлекательные;

8) по сферам общественных отношений:

а) экономические,

б) политические,

в) правовые,

г) нравственные,

д) эстетические,

е) семейно-бытовые,

ж) межличностно-коммуникативные,

з) экологические,
и) религиозные;

1 Шакуров Р. X. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). — Ка­зану 2001. - С. 11-77.


214 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

9) по отношению к субъекту:

а) внешние,

б) внутренние;

10) по видам деятельности:

а) трудовые,

б) игровые,

в) учебные и др.1

На наш взгляд, психологический барьер — это характеристика используемых действий, неадекватных новым ситуациям. Такие дей­ствия когда-то приносили положительные результаты, но в данный момент они могут вызывать ошибки, трудности, сбои. Чтобы перей­ти на новый этап развития (самоактуализации), необходимо преодо­ление.

Как бы парадоксально это ни звучало, преодоление, «претерпева­ние», смирение являются основными источниками активности лич­ности. Эта активность иногда слабо контролируется сознанием, в ней много разрушительного.

Школьников мы учим: «Ты сначала подумай, все осмысли, выбе­ри правильный путь, а потом сделай. Посмотри на событие с разных сторон». Учащемуся следует учитывать значимость потребностей и их силу. Необходимо также обучать школьников преодолевать воз­никающие психологические барьеры — эмоциональные, познаватель­ные, коммуникативные, профессиональные. Эти виды выделяются по сферам деятельности человека, которые в процессе воспитания, разумеется, предстают все вместе.

Однако в каждой сфере значим определенный компонент. Если возникают эмоциональные барьеры, школьник ведет себя неуравно­вешенно или, наоборот, эмоционально тупо, вследствие чего у него нарушаются коммуникативные связи со сверстниками или педагогами. Если же появляются познавательные барьеры, становится трудным решать новые учебные задачи, что также ведет к осложнению эмо­циональных и коммуникативных связей с педагогами или однокласс­никами. Школьнику необходимо, преодолев себя, достичь требуемо­го результата, попросив помощи. Однако психологические барьеры необходимы, так как они приводят к преодолению отрицательного влияния среды или самой личности. Значимость барьеров позволяет

1 Шакуров Р. X. Указ. соч. — С. 16.


Психологические барьеры, их причины и формы проявления 215

переходить на новый уровень развития — эмоциональный, коммуни­кативный, познавательный и т. д.

Когда школьники считают предъявляемые педагогом требования чрезмерными, возникает смысловой барьер. Выше отмечалось, что успех психологического воздействия зависит от того, насколько тре­бования педагога ребенок считает значимыми и адресует себе.

В исследованиях Л. И. Божович и Л. С. Славиной было обнару­жено: иногда справедливые требования учителей вызывают у детей негативное отношение и приводят к эмоциональному срыву. Это объ­ясняется тем, что педагог и школьники вкладывают в них разный смысл. Следовательно, смысловой барьер в таких случаях имеет не­одинаковое содержание, разную значимость и ценность для субъек­тов взаимодействия.

Можно выделить несколько типов смыслового барьера.

1. Барьер самоутверждения. В драке мальчик защищает себя, дает
сдачи, как делают мужчины. Для ребенка это способ самоутвержде­
ния. Но классный руководитель вызывает родителей с требова­
нием наказать драчуна. Мальчик может согласиться с тем, что дра­
ка приводит к плохим последствиям, хотя продолжит драться для
самоутверждения.

2. Барьер по форме предъявления. Смысловой барьер, связанный не
с содержанием деятельности, а с ее оформлением. Мотив смеща­
ется на формы предъявления. Ребенок говорит: «А почему ко мне
все время она (классный руководитель) придирается?»

3. Дифференцированный барьер. Он возникает по отношению к тем
педагогам, которые, по мнению детей, несправедливы. Требова­
ния же других учителей выполняются и воспринимаются спокой­
но, а иногда даже им придается большее значение, поскольку ис­
ходят от любимого педагога.

4. Часто повторяющийся барьер. Возникает на фоне частых неудач
в школе. Ученик считает, что замечания учителя «опять об одном
и то же», и уклоняется от выполнения требований.

5. Связанный с несогласованностью личности и деятельности детей
и педагогов.
Например, учитель запрещает ученикам курить в ме­
стах общего пользования, но сам это делает.

6. Барьер разнонаправленных требований. Он появляется в резуль­
тате одинаковой значимости и ценности различных, а иногда и
противоположных требований. Например, педагог требует прий­
ти для уборки помещения, но в это время у школьника кружок.


216 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

Или требования педагога резко расходятся с установками, сформи­ровавшимися во взаимодействии со сверстниками. На поэтическом вечере школьник должен читать стихи, однако мальчики-одно­классники считают, что это не мужское занятие. Предпочтитель­ным оказывается мнение сверстников, а требование учителя прий­ти одетым по особому случаю не выполняется. На вечере ученик в спортивном костюме не может появиться на сцене, с вечера ухо­дит, чего и добивался.

Смысловые барьеры возникают по разным причинам:

♦ частое предъявление одного и того же требования при отсутствии
контроля выполнения;

♦ не постоянное, а ситуативное (в зависимости от настроения педа­
гога) предъявление требования;

♦ разные подходы педагогов к действиям детей: один учитель за тот
или иной поступок хвалит, второй его не замечает, третьему он
кажется вопиющим нарушением;

♦ влияние взаимоотношений с учителем, контакта с ним на пони­
мание требований (например, педагог считает, что работа сделана
неряшливо, без прилежания, — замечания заносятся в тетрадь ря-,
дом с низкой оценкой, а ученик хотел сделать все хорошо, старал­
ся, только вот почерк у него соответствует безудержному типу);

♦ взаимное несоответствие некоторых личностных особенностей
школьника (например, реальные успехи ниже, чем возможности
ученика, уровень притязаний не соответствует уровню достиже­
ний — отсюда возникает устойчивое желание что-то доказать,
предъявляемые требования вызывают раздражение, слезы, упре­
ки в адрес «несправедливых» учителей).

Очень часто смысловой барьер приводит к аффекту неадекват­ности. Это отрицание требований взрослых при высокой неадекватной самооценке. Школьник не признает замечаний, считает их излишни­ми, надуманными и несправедливыми. Поскольку так продолжаться долго не может, он начинает конфликтовать с педагогами, родителя­ми, одноклассниками, которые «сами не лучше».

Причины данного аффекта таковы:

♦ высокие авансы, раздаваемые детям, не подтвержденные реаль­
ными их достижениями;

♦ престижная мотивация вместо познавательной;


Психические травмы детей в проиессе воспитания 217

незаслуженно высокие оценки, поставленные не за процесс дея­
тельности, а за ее результат;

♦ высокий уровень притязаний, не соответствующий результатам
деятельности;

♦ демонстративный тип акцентуации личности, при котором ученик
во что бы то ни стало хочет обратить на себя внимание, совершая
вызывающие поступки, предлагая экстравагантные решения, что­
бы «доказать» кому-то свою правоту, а при этом силы распреде­
ляются неправильно;

♦ сочетание свойств типа высшей нервной деятельности со сфор­
мированными на их основе отрицательными чертами характера
(например, лабильность слабого типа провоцирует застревание на
одних и тех же действиях, — такому школьнику кажется, что к не­
му педагоги относятся предвзято, некорректно с ним себя ведут,
разговаривают повышенным тоном и т. п., оттого и фрустрации
в его деятельности встречаются чаще).

Аффект неадекватности — это своеобразное проявление психоло­гического барьера, который может иметь две функции: тормозящую, если он не преодолевается и остается, и стимулирующую его преодо­ление.

В психологии вообще, и особенно в педагогической, психологиче­ские барьеры изучены недостаточно. С нашей точки зрения, именно объяснение путей их появления и преодоления способно пролить свет на природу психических травм и способов саморегуляции как меха­низмов развивающей воспитательной стратегии.

О том, как появляются в процессе воспитания психические трав­мы, как они связаны с психологическими барьерами и как с ними справляется ребенок, будет сказано ниже.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...