Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 9. Грани культуры




Некоторые выводы

 

1. Культура является ядром, основой, «душой» обще-ства. Она пронизывает все сферы жизни и деятель-ности человека. 2. Сторонники антропологического подхода считают культурой всё созданное человеком, ценностного — только совокупность лучших творений человека. 3. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества, запечатлённый в знаках и симво-лах. 4. В культуре выделяют материальную и духов-ную стороны, которые тесно взаимосвязаны.

 

?! Вопросы и задания

1. Почему, на ваш взгляд, понятие «культура» нельзя опреде-лить однозначно?

 

2. Чем культура отличается от природы?

 

3. Какую роль играет культура в жизни общества?

 

4. Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать человеком высокой культуры?

 

5. Какое суждение о соотношении материального и духовно-го в культуре иллюстрирует высказывание: «Рукописи не горят, но книги истрёпываются»? Согласны ли вы с этим суждением?


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


72 Тема 2. Культура человека и общества

§ 9. Грани культуры

 

Элитарная и массовая культура. В зависимости отуровня развития культуры выделяют две её формы — эли-тарную и массовую.

 

Элитарная культура —это культура привилегиро-ванных групп общества.

 

Она характеризуется духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Создаётся при-вилегированной частью общества (элитой) либо по её за-казу профессиональными творцами.

 

Культурную элиту общества надо отличать от социаль-ной аристократии. Культурная элита в конечном итоге жи-вёт для народа, а аристократия — возвышается над ним и обычно отгораживается от него. Представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие общества, в котором живут. Они не боятся труда

 

и даже рискуют своим благополучием, а порой и жизнью, отстаивая свои идеалы и творческую независимость. Таким был великий русский поэт А. С. Пушкин, который искренне желал быть «любезным народу», но не стремился, слившись с ним, утратить свою индивидуальность.

 

Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры — вот отличительные черты культурной элиты. Как прави-ло, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком. Поэтому особенно тяжела судьба представителей культурной элиты на переломах исторических эпох, когда усиливается неприятие любого инакомыслия.

 

Элитарная культура находится в своеобразной оппози-ции по отношению к массовой культуре. Представители культурной элиты пытаются разрушить сложившиеся сте-реотипы и шаблоны массовой культуры.

 

Массовая культура —это культура, ориентирован-ная на массовое каждодневное потребление.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 9. Грани культуры 73

 

 

И. Е. Репин. Белорус (1892)

 

Массовая культура ярко проявила себя в США на ру-беже XIX и XX в. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую револю-цию и массовую культуру».

 

Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Её продукция предназначена для употребления массой, состоящий из средних, заурядных людей. Её представи-тель — человек без чётко выраженной индивидуальности, потому массовая культура доступна и понятна всем, неза-висимо от уровня образования, возраста и национально-сти. Распространение массовой культуры неизбежно при-водит к снижению уровня культуры в целом, поскольку она приспосабливается к неразвитым, невзыскательным вкусам массового человека. Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети сразу же после своего появления превратились в механизмы распространения и функционирования массовой культуры.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


74 Тема 2. Культура человека и общества

С помощью средств массовой коммуникации и информа-ции у творцов массовой культуры появилась возможность легко манипулировать сознанием миллионов людей. В отли-чие от элитарной культуры она обладает большей аудитори-ей, а в отличие от народной — продукты массовой культуры всегда имеют своего автора. Однако массовая культура не имеет традиций, она не связана с определённой религией или интересами какого-то одного социального слоя. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуаль-ность, выходят из моды. При этом чем более примитивны

 

и общедоступны культурные достижения, тем более они значимы для массы. В результате развития массовых форм культуры обесценивается высокая духовность, расшатывают-ся или даже разрушаются моральные устои.

 

Основными способами осуществления современной мас-совой культуры являются: средства массовой информации; массовые политические движения; реклама; мода; инду-стрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, туризм, фитнес, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. д. ); индустрия досуга, включающая в себя художественную культуру (приклю-ченческая, фантастическая, «бульварная литература», некоторые жанры кино, карикатура, комиксы в изоб-разительном искусстве, поп-музыка, спорт как зрелище

 

и др. ). В современном мире массовая культура охватывает практически все сферы жизни общества.

 

Народная и профессиональная культура. Народнаякультура включает сказки, песни, танцы, мифы и леген-ды. Её создают не имеющие профессиональной подготовки анонимные творцы, т. е. их имена, как правило, неиз-вестны. Народную культуру также называют любитель-ской. Она начала складываться в ранний период истории человечества, предшествовавший появлению первых го-сударств. Народная культура впитала в себя древнейшие представления о мире, религиозные догмы и ритуалы. Всё это отразилось в произведениях фольклора.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


 

Слуцкий пояс

§ 9. Грани культуры 75

Фольклор (от англ. folk —народ, lore —знания) —этонародное творчество, искусство, создаваемое народом.

Важную роль в развитии народной культуры сыграло юмористическое восприятие окружающего мира. На этой основе развились и существуют такие виды фольклора, как народный анекдот, басня, сатирическая песня, сказка, скоморошество.

Особое значение в странах Запада приобрели карнава-лы — массовые театрализованные народные гулянья. Благодаря карнавальным шествиям обряженных в маски людей в средневековом обществе снималось внутреннее напряжение, поддерживался классовый мир. Именно в фольклоре лежат истоки многих современных видов искус-ства. Народная культура стала основой для формирования главных ценностей, принципов и традиций современной национальной культуры.

Различают обыденную (повседневную) и профессиональ-ную культуру. Все основные виды человеческой деятель-ности зародились в недрах обыденной жизни, но со вре-менем выделились и оформились в специализированные профессии.

Профессиональная культура связана с деятельнос-тью особых учреждений, предприятий, специалистов по организации материального и духовного производства.

По мере развития искусства, нау-ки и техники профессии преврати-лись в самостоятельные области дея-тельности со своими правилами, традициями и т. д. В связи с этим потребовались максимальная кон-центрация усилий специалистов для решения конкретных задач, их осо-бая подготовка для достижения тре-буемого мастерства. Когда худож-ник смог заработать себе на жизнь только живописью, учёный — на-учной деятельностью, инженер — созданием и совершенствованием технологий, машин и механизмов,

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


76 Тема 2. Культура человека и общества

 

тогда и появились соответствующие разновидности про-фессиональной культуры.

 

В настоящее время результаты, полученные благодаря профессиональной культуре, не являются достоянием ис-ключительно профессионалов. В современном мире обычно-му человеку не обойтись без использования различных до-стижений искусства, науки и техники. Они прочно вошли

 

в нашу жизнь и для многих людей стали обыденностью.

 

Субкультура и контркультура. Во всех обществах су-

 

ществует множество социальных групп, имеющих различ-ные культурные ценности, традиции и т. д.

 

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство чле-нов общества, называется доминирующей, или господ-ствующей, культурой.

 

Систему норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества, называ-ют субкультурой.

 

Субкультура формируется под влиянием таких факто-ров, как социальный статус, национальная принадлеж-ность, религия, место жительства. Ценности и нормы субкультуры воздействуют на становление личности чле-нов соответствующей группы. Примером может служить влияние на человека молодёжной субкультуры.

 

Иногда большинство общества относится к той или иной субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к ува-жаемым в принципе субкультурам врачей, учёных или военных.

 

От доминирующей культуры субкультура отличает-ся языком, взглядами на жизнь, манерами поведения её носителей. Эти различия могут быть выражены очень сильно, даже если субкультура не противостоит домини-рующей культуре.

 

Субкультура, которая не просто отличается от до-минирующей культуры, но противостоит ей, находится

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 9. Грани культуры 77

 

в конфликте с доминирующими ценностями и норма-ми, носит название контркультура (от лат. contra — против).

 

Контркультура связана с отрицанием или разрушением принятых в обществе ценностей, норм и правил. Это быва-ет выражено в вандализме — бессмысленно жестоком раз-рушении того, что создано людьми и составляет достояние культуры. Можно выделить следующие его виды:

 

1) материальный вандализм — разрушение и оскверне-ние церквей, святых мест, памятников культуры, ценных природных объектов;

 

2) духовный вандализм — разрушение веры, укоренив-шейся в душах людей;

 

3) системный вандализм — разрушение устоявшихся систем ценностей, образования, воспитания, общественных связей.

 

Известна такая разновидность контркультуры в за-падном обществе, как богема. Наиболее яркий пример — хиппи 60-х годов ХХ в. Они вели асоциальный и амо-ральный образ жизни и нередко заявляли, что протесту-ют тем самым против войны. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и трудноразрешимых конфликтов в обществе. Иногда эти ценности и воззре-ния постепенно проникают в господствующую культуру, изменяя её. Так, длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, со временем широко распространились в за-падном обществе.

 

Контркультура, бывает, несёт в себе не только отри-цательное, но и некоторое положительное содержание. Она часто выражает протест против негативных явлений

 

в обществе. Однако вместе с вредным она уничтожает и полезное, превращаясь порой в антикультуру — нетер-пимую и злобную критику любой культуры.

 

Культура в повседневной жизни. Культура организуетчеловеческую жизнь. Во всех обществах она в значитель-ной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


78 Тема 2. Культура человека и общества

поведение. Человек не может существовать без приобще-ния к той или иной культуре, её ценностям, традициям, идеалам. Приобщаясь к культуре, ребёнок превращается

 

в полноценного члена общества. Культура пронизывает всю повседневную жизнь человека. В ней можно выделить следующие области:

 

1) культура труда: ответственное отношение к своимтрудовым обязанностям является основой плодотворного развития личности;

 

2) культура быта: совершенствуя свой быт, человекпреобразует условия своей жизни, делает лучше, прекрас-нее свой небольшой кусочек окружающего мира;

 

3) культура отдыха: отдыхая от работы, человек за-нимается развитием души, приобщаясь к достижениям изобразительного искусства, литературы и т. д.;

 

4) физическая культура: тело человека—это важнаячасть нашего мира, а забота о нём — составная часть за-боты о мире в целом.

 

Все области культуры связаны друг с другом и тес-но взаимодействуют, составляя целостное пространство человеческой жизни. Так, от характера труда и его ре-зультативности зависит организация быта; с бытовыми условиями связана структура отдыха, а от направленности на определённый тип отдыха зависит уровень развития физической культуры человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...