Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 10. Преемственность в развитии культуры




Некоторые выводы

 

1. Элитарная культура создаётся представителями творческой элиты и противостоит низким вкусам и ценностям массовой культуры. 2. Народная культура представляет собой основу развития современной на-циональной культуры. 3. Профессиональная культура развилась благодаря необходимости концентрации усилий специалистов на решении конкретных задач определённого типа — научных, инженерных и т. д.

 

4. В повседневной жизни культура проявляется в сферах труда, быта, отдыха; важна и физическая культура.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


 

 

?! Вопросы и задания


 

§ 10. Преемственность в развитии культуры 79

 


1. По мнению современного испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, есть два типа людей: 1) те, «кто строг и тре-бователен к себе, берёт на себя труд и долг», и 2) те, «кто доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению». Кого из них вы отнесёте к элите, а кого — к представителям «массы»?

 

2. Какова, на ваш взгляд, роль культурной элиты в обще-стве?

 

3. Назовите основные проявления массовой культуры.

 

4. Выдающийся русский философ М. М. Бахтин (1895—1975) сравнивал средневековый карнавал с выниманием затычки из винной бочки, благодаря чему её не разрывают скопив-шиеся там винные пары. Как вы это понимаете?

 

5. Является ли субкультура неонацистов контркультурой при-менительно к ситуации в современном обществе? Приве-дите примеры контркультур.

 

6. Можно ли сказать, что массовая культура — это форма потери человеком личностной культуры? Ответ обоснуйте.

 

 

§ 10. Преемственность в развитии культуры

 

Культура как механизм социального наследования. Каждая культура предполагает передачу социального опы-та, который выражается в знаниях и способах трудовой деятельности, обычаях и традициях, основных символах

 

и духовных ценностях. Благодаря преемственности опыта люди овладевают достижениями прошлого и получают воз-можность, опираясь на этот фундамент, развивать культу-ру дальше.

 

Для того чтобы воспользоваться накопленным ранее предметным и духовным богатством, новое поколение лю-дей должно понять его смысл и предназначение, при-менить его к своим жизненным обстоятельствам. Так, в Древнем Риме была разработана детальная система право-вых норм, регулирующих различные стороны жизни лю-дей, в особенности имущественные отношения. Римское право изучается в юридических вузах и в наши дни.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


80 Тема 2. Культура человека и общества

Мысли и представления, выраженные в знаковых систе-мах, хранящих достояния культуры, как бы отделяются от человека, приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой и является культура общества. Куль-тура образует специфически человеческий механизм на-следования духовного и практического опыта. Благодаря ей становится возможным историческое развитие, которое основывается на накоплении и умножении информации, используемой людьми.

 

Функции языка в культуре. Культура включает в себямножество знаков и знаковых систем. С их помощью обра-зуются культурные «тексты», в которых запечатлевается

 

и хранится нужная людям информация. «Текст» здесь — не только письменное сообщение, но и любой объект, ко-торый несёт важную для людей информацию. Им может быть вещь, обычай, танец, художественное произведение. Например, для археолога золотые украшения, найденные при раскопках, являются предметами древней культуры. Они интересуют его именно как носители исторической информации, тогда как для злоумышленника, который переплавляет их в слиток и продаёт, они не более чем средство наживы.

 

Важнейшей из используемых людьми знаковых систем является естественный язык. Любой из нескольких тысяч ранее существовавших или современных естественных языков — это исторически сложившаяся знаковая систе-ма, образующая основу культуры говорящего на нём наро-да. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему значению в культурном наследовании.

 

Язык —это способ выражения мыслей, средствообщения людей, показатель уровня развития культу-ры общества и универсальное средство оформления, хранения и передачи культурного наследия, а также создания новых культурных ценностей.

 

Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм, определяющих построение речи. Вместе с тем языковые

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 10. Преемственность в развитии культуры 81

нормы не являются абсолютно жёсткими. Они достаточ-но гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению

 

и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Каждая принципиально новая идея требует соответствующих языковых средств для её объяс-нения. Так вошли в язык многие научные термины, на-пример «кванты», «гены», «волны вероятности» и др.

 

Изобретение знаковых систем записи информации — одно из величайших достижений человеческой мысли. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объёма знаний, который фиксировался в фольклоре

 

и ограничивался возможностями памяти жреца или ска-зителя. Письменность же позволяет обществу сохранять

 

и передавать информацию, количество которой намного превосходит объём памяти отдельного человека. Тексты, документы сберегаются в архивах, библиотеках, делаю-щих накопленное знание доступным для того, кто умеет читать. Благодаря письменности становится возможным общение между людьми, живущими на больших расстоя-ниях друг от друга и в разное время.

 

По тому, как человек говорит, можно определить уровень его культурного развития, индивидуальные особенности, ха-рактер. Речь человека — это его «визитная карточка».

 

Структура языка вместе с тем характеризует психо-логические особенности народа. Например, английская культура предполагает, что человек может прямо и недву-смысленно высказывать собственное мнение, и это находит отражение в структуре и особенностях английского языка. Японская культура, напротив, ограничивает возможность непосредственного и прямого выражения человеком своих чувств и желаний. Она не поощряет также обсуждение чувств и мыслей другого человека. О них собеседник дол-жен догадаться. Этому помогают определённые формы по-ведения, близкие к ритуалу.

 

Именно язык служит основным средством передачи культуры. Важной особенностью родного языка является то, что на нём практически невозможно разучиться гово-рить, если его основной словарный запас, правила речи усвоены в детском возрасте. Язык играет важнейшую

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


82 Тема 2. Культура человека и общества

роль в процессе приобретения и упорядочения опыта лю-дей. Как и вся культура в целом, он накапливает обще-принятые значения. Общение людей с помощью языка предполагает, что они понимают значения используемых слов и высказываний. Общий язык ещё и поддерживает сплочённость, единство общества. Он помогает людям со-гласовывать свои действия через убеждение, одобрение или осуждение друг друга.

 

Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникает не только взаимопонимание, но

 

и определённое сочувствие. В языке находят отражение общие знания о традициях, сложившихся в обществе, о правилах организации повседневной жизни. Поскольку язык способствует формированию чувства группового единства, в развивающихся странах, в которых суще-ствуют племенные диалекты, большое внимание уделя-ется выработке единого национального языка. Без этого трудно достичь сплочения нации, бороться с племенной разобщённостью.

 

Хотя язык является могучей объединяющей силой, он способен и разобщать людей. Группа, использующая определённый язык, нередко считает всех, говорящих на нём, своими, а людей, которые общаются на других языках или диалектах, — чужими. Например, языковые различия сыграли важную роль в возникновении извест-ной отчуждённости между англичанами и французами, проживающими в Канаде.

 

Язык обеспечивает существование и развитие всех форм проявления культуры — трудовой деятельности, религии, философии, образования, науки, техники, искусства и т. д. Разнообразие языков, присущих различным культурам, позволяет каждому народу уникальным способом выра-жать не только свой исторический опыт, но и общечелове-ческие ценности и смыслы. Поэтому унификация языков, сведение всего их многообразия к некоему единому стан-дарту просто недопустимы.

 

С учётом ведущей роли языка в социальном наследова-нии культуры одной из главных задач общества является постоянная забота о соблюдении грамматических правил

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 10. Преемственность в развитии культуры 83

 

 

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (ок. 1563)

 

и сохранении ясного, выразительного, чистого языка. Без этого наша речь становится непонятной, невнятной, её смысл неправильно воспринимается.

 

Культурная традиция. В развитии культуры есть дветенденции — к сбережению накопленного и созданию нового. Первая из этих тенденций находит выражение в традициях.

 

Традиция (от. лат. traditio —передача) —истори-чески сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению знания, опыт, формы и правила поведения, нравы, обряды, обычаи.

 

Каждая традиция несёт на себе печать своего времени. Но, оказавшись плодотворной, она не умирает, а становит-ся необходимой и следующим поколениям людей. Такие традиции А. С. Пушкин назвал «умной стариной».

 

Не всё, что мы унаследовали от прошлого, называют традицией. Например, мы не ссылаемся на традицию,

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


84 Тема 2. Культура человека и общества

когда применяем различные полезные вещи, имею-щие давнее происхождение, или когда придерживаем-ся правил нравственности, грамматических норм языка

 

и т. д. Ссылка на традицию или на длительную историю уместна тогда, когда полезность какой-то части наследия прошлого не вполне очевидна или может быть оспорена. Если в обществе существуют противоположные интересы, то и соответствующие им традиции ставятся под вопрос. Они оцениваются как прогрессивные или реакционные, содействующие или препятствующие развитию.

 

Спор о традициях обостряется в переломные историче-ские эпохи, когда сталкиваются взгляды традиционали-стов, оправдывающих и защищающих прошлый опыт как ценный сам по себе, и радикалов, отрицающих традиции и оспаривающих зависимость от прошлого. Такой спор вёлся при переходе от феодализма к капитализму в Западной Европе. Жизнь средневекового общества регулировалась традициями. Сторонники радикальных преобразований призывали полагаться на собственный разум и отбрасы-вать всё, что мешает прогрессу. В сфере политической идеологии это отразилось в дискуссии между консервато-рами и либералами.

 

Жизнь, однако, показала, что даже самые яростные ра-дикалы становятся консерваторами после того, как прихо-дят к власти. Установленный ими новый общественный по-рядок нуждается в защите, поэтому начинают создаваться новые традиции, складываются новые легенды, почитаются новые герои. Без опоры на традицию, без обеспечения в культуре преемственности общество не может существовать

 

и развиваться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...