Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 24. Нравственное поведение




Некоторые выводы

 

1. Нравственную личность в отношениях к другим людям характеризуют такие качества, как благород-ство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость, чувство собственного до-стоинства и вместе с тем скромность, объективная са-мооценка. 2. Патриотизм включает не только любовь к Родине, но и знание и уважение её истории и куль-туры, заботу о ней и ответственность за её будущее.

 

3. Подлинной целью общественного развития являет-ся гуманистическое обновление мира.

 

?! Вопросы и задания

1. Какие нравственные качества характеризуют отношение человека к другим людям?

 

2. В чём сходство и различие человеческого достоинства и чести? Подтвердите свои размышления примерами.

 

3. В чём, на ваш взгляд, заключается патриотизм?

 

4. На основе исторических материалов и литературных про-изведений подготовьте сообщение о патриотизме бело-русского народа в годы Великой Отечественной войны.

 

5. Какова ваша нравственная оценка национализма? Обо-снуйте свою точку зрения.

 

6. Как вы понимаете слова Эпикура: «Из всего, что даёт мудрость для счастья всей жизни, величайшее — это об-ретение дружбы»? Какие нравственные качества личности способствуют установлению дружеских отношений?


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 24. Нравственное поведение 183

7. Противоречивость морального сознания была подмечена ещё древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверж-дал: «Добрый человек — учитель недоброго человека»; «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нём притаилось несчастье». Объясните, как вы понимае-те эти высказывания.

 

§ 24. Нравственное поведение

 

Нравственный поступок и его мотивы. Об уровнекультуры человека судят по его поведению. поведение складывается из отдельных поступков, которые можно оценить с позиций нравственности.

 

Поведение человека —это реализация его отношенийк другим людям, к обществу и самому себе.

 

Нравственное поведение опирается на нравственноесознание и является результатом свободного выбора лич-ности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Ес-ли человек соблюдает нравственные нормы, принятые в обществе (уважает старых, не обижает слабых, не лжёт, не берёт чужого и т. д. ), такое поведение считается нор-мальным, т. е. правильным. Встречаясь с людьми трудо-любивыми, самоотверженными, которые готовы прийти на помощь не только близким, но и незнакомым людям, которые не кривят душой, не завидуют чужому успеху, мы говорим: «Это хорошие, добродетельные люди». Стал-киваясь с человеком, стремящимся нажиться за чужой счёт, жаждущим праздной и развратной жизни, который может обмануть, украсть, мы оцениваем его как порочно-го, безнравственного.

 

Структуру нравственного поведения можно представить в схеме, приведённой на с. 184.

 

Центральным моментом нравственного поведения явля-ется поступок, который характеризует способность чело-века к сознательной постановке цели, выбору соответству-ющих средств и самостоятельному действию. Причём цель

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


184 Тема 4. Человек и нравственность

 

Мотив

 

Намерение

 

Постановка цели

 

Выбор средств

 

Принятие решения

 

 

Поступок

 

Последствия

 

 

Оценка


 

 

Внутренняя самооценка

 

(совесть)


 

Внешняя самооценка

 

(общественное мнение)

 


 

Схема 5. Структура нравственного поведения

 

может быть одна, а вот средства её достижения — разны-ми. К примеру, чтобы сдать экзамен на положительную оценку, необходимо усвоить определённый объём знаний по предмету, но кто-то решит (при известной ловкости) воспользоваться шпаргалкой. И даже если цель будет достигнута, эти поступки получат разные оценки как со стороны окружающих, так и самого ученика.

 

Невозможно быть добродетельным в душе, но лживым

 

и циничным в поведении. Наши поступки показывают, каковы мы на самом деле. Любой поступок должен рас-сматриваться в совокупности с его мотивами, а также по-следствиями.

 

Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию. Мотив предваряет поступок и продолжает своё действие во время его совер-шения. Это очень сильный регулятор человеческого по-ведения, не менее важный, чем сам поступок. К примеру, ради покорения горной вершины спортсмены-альпинисты способны превозмочь огромные трудности, даже рисковать жизнью.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 24. Нравственное поведение 185

 

Джон Джорж Браун. Подкидыш (1907)

 

Мотивы и поступки могут не совпадать или не соот-ветствовать друг другу с точки зрения их нравственной основы. Не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят

 

к правильным поступкам, и наоборот: иногда люди скры-вают от близких (родителей, супругов) свои неблаговидные поступки, руководствуясь мотивом, что они делают это ради их блага, чтобы они не расстроились. Но рано или поздно, узнав об обмане, наши близкие огорчатся ещё больше, потому что перестанут нам верить. Тем не менее бывают ситуации, когда обман является не просто допу-стимым, но даже единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью на войне считается обмануть врага, спутать его расчёты, дезориентировать, чтобы выиграть сражение.

 

Итак, связь между мотивом и поступком неоднозначна. Один и тот же мотив подталкивает людей к разным по-ступкам; одна и та же линия поведения может быть про-диктована разными мотивами.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


186 Тема 4. Человек и нравственность

Нравственная оценка. Оценка нравственного уров-ня личности зависит не только от результатов, но и от мотивов, движущих её действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе? Чего хочу добиться? Зачем мне это нужно? За этими вопросами стоит не просто интерес к причинам поведения личности, но и стремление понять её сущность.

 

Большую роль в нравственной регуляции поведения играет нравственная оценка, предполагающая осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали.

 

Каждый человек хочет одобрения, стремится к положи-тельной оценке своих действий. Для этого он совершает хорошие поступки и воздерживается от дурных действий или, случается, скрывает свои промахи. Общественное мнение оценивает поведение, т. е. поступки человека с точки зрения их соответствия нравственным требованиям, принятым в обществе. Если молодой человек в разговоре

 

с пожилым допускает грубость, если продавец сознатель-но продаёт некачественный товар, если учащийся лжёт педагогу или своим товарищам, общественное мнение их осуждает, так как их поведение противоречит нравствен-ным нормам, принятым в обществе. Но внешняя оценка (общественное мнение) может не совпадать с внутренней (совестью). Многие из вас, наверное, помнят рассказ «Со-весть», в котором девочка решила прогулять занятия. Встретив первоклассника, она строго спросила: «Ты поче-му прогуливаешь уроки? » И когда мальчик объяснил, что боится пройти мимо собаки, её охватил стыд не столько за прогул, сколько за то, что в глазах малыша она предстала честной и строгой школьницей. Самый строгий судья — совесть, а нравственная оценка характеризует соответ-ствие того, что человек совершил (сущего), тому, как надо делать (должному).

 

Возможна оценка и будущих действий, например, при выборе решений. В этом случае оценка выступает как способность предвидеть последствия поступка и в данном качестве может одновременно служить его мотивацией.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 24. Нравственное поведение 187

Свою оценку люди выражают в виде похвалы или пори-цания, согласия или критики, симпатии или антипатии.

 

«Золотое правило» нравственности. Это фундаменталь-ное правило, часто отождествляемое с самой нравственно-стью. Оно гласит:

 

«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

 

Данное правило впервые было чётко сформулировано ещё в середине I тыс. до н. э., причём одновременно и не-зависимо в разных культурах — древнекитайской, древне-индийской, древнегреческой, и имело при этом поразитель-но схожие формулировки. Чаше всего оно осмысливалось как основополагающая нравственная истина, важнейшая практическая мудрость.

 

«Золотое правило» нравственности требует от человека

 

в отношениях с другими руководствоваться такими норма-ми, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались все люди. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а их поставить на своё место. Вы хотели бы, чтобы вам лгали? Значит, не лгите другим. Вы хотели бы, чтобы в трудную минуту вам помогли окружающие? Значит, и сами про-тяните руку помощи тем, кто в ней нуждается. Поэтому правильно будет сказать: «Не желай другим того, чего не хочешь, чтобы они желали тебе». Это правило можно сформулировать и так: «Относись к другим так, как хо-чешь, чтобы они относились к тебе».

 

«Золотое правило» нравственности есть правило взаим-ности. ля самой личности оно есть нравственный закон, требующий определённого поведения. Для других оно фор-мулируется нами в виде пожелания: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали другие».

 

Таким образом, нравственная личность учреждает мо-ральный закон не для того лишь, чтобы предъявить тре-бования другим людям, а прежде всего для того, чтобы самой неукоснительно следовать ему как норме пове-дения.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


188 Тема 4. Человек и нравственность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...