Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3.1. Клинические аспекты. 5.3.1.1. Моторная амузия. 5.3.1.2. Сенсорная амузия




5. 3. 1. Клинические аспекты

5. 3. 1. 1. Моторная амузия

Пациенты не в состоянии петь — авокалия — и играть на музыкальных инструментах — инструментальная амузия. Пациенты с авокалией утрачивают способность напевать популярные мелодии. Мелодии исполняются неправильно, нарушается их мелодический строй и ритм. Правильное выстраивание музыкальных тонов становится невозможным, и музыкальные тоны обычно заменяются другими, которые часто отличаются от исходного на полтона или на целый тон, что напоминает парафазию при расстройствах речи. Такую замену тонов можно назвать мелодической паратонией. У пациентов с авокалией обычно не проявляется дис-просодия, и мелодическая и интонационная структура речи сохранны.

Инструментальная амузия проявляется в нарушениях навыков игры на музыкальных инструментах у профессиональных музыкантов или любителей. У пациента проявляются трудности игры по нотам, а также исполнения знакомых мелодий или композиций по памяти, он не может подобрать правильную последовательность музыкальных тонов и воспроизвести правильный ритм. Ему становится особенно трудно исполнить правильный гармонический паттерн или новую незнакомую мелодию, правильно воспроизвести интервалы между тонами и ритмический строй мелодии.

5. 3. 1. 2. Сенсорная амузия

Нарушается способность узнавать мелодии, которые некогда были хорошо знакомы пациенту. Как и при зрительной агнозии объектов, можно выделить два типа музыкальной агнозии — ассоциативную, или амнестическую, музыкальную агнозию и апперцептивную, или акустическую, музыкальную агнозию.

Ассоциативная музыкальная агнозия. Пациент не в состоянии узнать знакомые мелодии, утрачивает способность сравнивать мелодию с ее моделью в хранилище памяти, при том что способность определять фальшивые ноты, узнавать различные музыкальные инструменты по их тембру и узнавать ритм песни остается сохранной или незначительно нарушенной.

Один из таких пациентов, описанный Бонвичини, не мог узнать знакомые популярные мелодии, в том числе государственный гимн (Bonvicini, 1905). Прослушав гимн, он произнес: «Хорошая музыка». В этом случае чувство ритма и различение фальшивых нот было сохранно. Леми также наблюдал пациента, который мог правильно транскрибировать государственный гимн, не осознавая, что эта мелодия ему знакома (Lamy, 1907).

Апперцептивная музыкальная агнозия. Трудности узнавания мелодий связаны с трудностями восприятия базовых свойств мелодии, таких как последовательные изменения тонов, длительность тонов и темп. Вертгейм и Ботез описали пациента с музыкальной агнозией, у которого проявлялись трудности различения размера такта и воспроизведения ритма (Wertheim, Botez, 1961). Он также утратил абсолютный слух. В более тяжелых случаях (см. обзор в Hecaen, Albert, 1978) восприятие музыкального качества звуков абсолютно теряется (случай Шустера и Татерки (Sinister, Taterka, 1926)), и пациент слышит «визг тормозов»

(Foerster, 1936), стук молотка по листу железа (Quenzel, Pfeiffer, 1923), либо музыка становится «скрипучей, дисгармоничной и пронзительной» (Potzl, 1937).

В некоторых случаях нарушается узнавание мелодий, а различение ритмов остается сохранным, но бывает и наоборот. Пациент, описанный Саксом, не мог различать мелодии церковных гимнов, и ему приходилось опираться на слова или ритм (Sacks, 1985). Похожий случай описали Фрис и Свихарт (Fries, Swihart, 1990). У музыканта-любителя развилась диссоциация между нарушенной переработкой мелодий и сохранным различением ритмов. Обратную ситуацию наблюдал Мавлов (Mavlov, 1980) у профессионального музыканта 61 года после инфаркта левого полушария. У пациента развились тяжелые нарушения узнавания и производства ритмов, хотя он был способен производить и узнавать тоны и последовательности тонов. Эту диссоциацию между узнаванием мелодий и ритмов экспериментально исследовал Перец (Peretz, 1990). Сравниваемый музыкальный стимул изменялся по одному параметру — мелодии или ритму. Два пациента продемонстрировали нарушения в использовании мелодии как категории для различения, и у двух пациентов обнаружились нарушения различать стимулы по ритму.

Аналогичную диссоциацию между мелодией и ритмом можно наблюдать при моторной амузии. При пении может отмечаться утрата мелодии при сохранности ритмической структуры (Mann, 1888), или наоборот (Brust, 1980; Mavlov, 1980).

Эти данные указывают на возможность относительно независимой переработки музыкальных свойств, таких как мелодия и ритм, подобно переработке формы, цвета и движения при зрительном распознании объектов. Дальнейшее разделение музыкальных свойств может быть связано с переработкой мелодического контура как восходящего или нисходящего пути и переработкой конкретных интервалов между тонами в мелодическом контуре.

В целом трудно найти случай с изолированной ассоциативной или апперцептивной музыкальной агнозией, и в большинстве случаев обычно имеются разные степени обоих типов сенсорной амузии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...