Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение и его факторы




Предложение − это все товары и услуги, представленные к продаже. Величина предложения – это объем товара, который представлен на рынке по определенной цене. Как и спрос, предложение подвержено влиянию неценовых факторов. К ним относятся:

1) цены на ресурсы;

2) уровень технологии производства;

3) налоги;

4) дотации;

5) число производителей и продавцов;

6) цены на субституты и комплименты;

7) ожидания продавцов динамики спроса, цен, доходов;

8) коррупция и т.д.

Эти неценовые факторы смещают кривую предложения целиком. Увеличение предложения характеризуется смещением кривой предложения вправо, уменьшение предложения – влево, рис. 9 б.

Увеличение предложения означает, что при установившихся на рынке ценах производитель готов предоставить к продаже большие объемы благ.

Рост цен на субституты товара А вызовет рост предложения товара А, а рост цен на комплименты товара А вызовет падение предложения этого товара. Снижение цен на ресурсы, снижение налогового бремени, выплаты дотаций производителям, рост числа производителей и продавцов, ожидание роста доходов у населения, рост спроса и цен, снижение коррупции, внедрение новых технологий − все это ведет, как правило, к увеличению предложения.

 

Эластичность

Спрос имеет такую важную характеристику, как эластичность. Эластичность спроса по цене – это мера ответной реакции величины спроса на изменение цены.

Дуговая эластичность спроса по цене определяется отношением относительного изменения величины спроса к вызвавшему его относительным изменением цены:

Е = (1)

Графически варианты различной эластичности представлены на рис. 10 а следующим образом:

Если при небольшом изменении цены величина спроса изменяется значительно, то говорят, что спрос эластичный (D4).

Производителям выгодно переводить эластичный спрос в неэластичный спрос путем ограничения объема продаж. С течением времени спрос на товар становится более эластичным. Рост эластичности спроса – это всегда выгода покупателя, потому что при эластичном спросе повышение цены маловероятно, а более вероятно снижение цены.

Потребителю полезно знать, что снижение цен на товары первой необходимости вряд ли следует ожидать, т.к. они обладают неэластичным спросом.

Предложение, так же как и спрос, характеризуется эластичностью. Эластичность предложения по цене − это мера ответной реакции величины предложения на изменение цены.

Дуговая эластичность предложения по цене определяется отношением относительного изменения величины предложения к вызвавшему его относительным изменением цены:

Е = (2)

Графически варианты различной эластичности предложения представленына рис. 10 б:

Если при большом изменении цены величина предложения изменяется незначительно, то говорят, что предложение неэластичное (S2).

Неэластичное предложение обеспечивает большую стабильность производства из-за меньшей амплитуды колебаний дохода при изменении цен в обоих направлениях. Поэтому часть предпринимателей озабочена переводом эластичного предложения в неэластичное предложение, путем искусственного ограничения объема производства. Это возможно при условии монополии данного производителя и отсутствии товаров заменителей (субститутов).

 

Рыночное равновесие

Спрос и предложение порождают два таких феномена, как цена спроса и цена предложения. Цена спроса – это цена, по которой потребитель готов приобрести определенное количество товаров. Цена предложения – это цена, по которой производитель предлагает свой товар. На рынке встречаются цена предложения и цена спроса, в результате чего возникает рыночная цена, или равновесная цена, когда продавец ещё согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка не выгодна).

Качественная однородность графиков спроса и предложения позволяет совместить оба графика на одной плоскости и наглядно представить возникновение равновесной цены, рис. 11 а.

Точка пересечения графиков является точкой равновесия «Е», которой соответствует на вертикальной оси равновесная цена РЕ, а на горизонтальной оси – равновесное количество товаров QЕ, т.е. всё то количество товаров, которое будет продано и будет, соответственно, куплено. В этом заключается идеал рынка.

Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Отсутствие конкурентных сил не способствует возникновению равновесной цены.

Рассмотрим механизм возникновения равновесной цены, исходя из того, что если величина спроса больше величины предложения, то цена будет расти и наоборот, если величина спроса меньше величины предложения, то цена будет снижаться.

Допустим, что на свободном рынке установили цену (Р1) ниже равновесной, тогда величина спроса будет выше величины предложения, а это автоматически приведет к повышению цены до равновесной. В противном случае на рынке возникнет дефицит товаров, рис. 11 б.

Если цена Р2 на свободном рынке будет выше равновесной, то величина спроса будет ниже величины предложения и цена автоматически снизится, иначе на рынке возникнет избыток товаров. Таким образом, в результате действия конкурентных сил на свободном рынке всегда поддерживается рыночное равновесие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...