Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Эффективность конкурентных рынков




В экономической теории принято выделять следующие рынки по степени их конкурентности:

1) рынок совершенной конкуренции, где конкуренция достигает максимального своего возможного значения;

2) рынок монополистической конкуренции, на котором конкуренция потеснена монопольной властью фирмы на свой собственный продукт, но который может быть заменен товаром другой фирмы;

3) олигополистический рынок, где несколько производителей начинают договариваться между собой о зонах влияния на рынке, в этом случае конкуренция приобретает неценовый характер;

4) монополистический рынок, на котором присутствует всего один производитель со своим уникальным продуктом, для которого трудно найти заменители.

Таким образом, от первого до последнего рынков степень конкурентности на них убывает от максимума до минимума. Пропорционально убытию степени конкуренции на рынке растет рыночная цена, т.е. чем меньше конкуренции, тем выше цены, и наоборот. Далее, чем меньше конкуренции на рынке, тем менее эффективно распределяются ресурсы и доходы в обществе. Иначе сказать, чем более монополизирован рынок, тем больше социальная напряженность в обществе. Таким образом, снижение конкуренции на рынке приводит к снижению его эффективности в области распределения благ и ресурсов.

С другой стороны, монополии естественного характера такие, как сетевое газоснабжение, водопровод, энергоснабжение, ж/д транспорт резко снижают технологическую нагрузку и использование обычных рыночных конкурентных сил в этих сферах привело бы к расточительству природных ресурсов. Поэтому естественные монополии желательны для общества, но при этом их цены должно регулировать государство, учитывая интересы как потребителей, так и производителей.

Таким образом, следует заметить, что эффективность конкурентных рынков достигает своего максимума для каждого только в определенном секторе рынков.

 

Рыночная власть

Степень конкурентности рынков определяет рыночную власть – чем меньше конкуренции, тем менее эластичен спрос и выше рыночная власть над ценой. На чистом монопольном рынке рыночная власть абсолютна. Абсолютность рыночной власти характеризуется абсолютно неэластичным спросом, рис. 20.

Абсолютно неэластичный спрос характеризует поведение потребителей, приобретающих благо в постоянных объемах за определенный срок по любой предложенной цене (поэтому линия спроса располагается строго вертикально), какой бы высокой она не была, например, хлеб, соль, вода и т.п.

Рыночная власть представляет собой отрицательное явление для общества, т.к. перестает действовать закон спроса, умеряющий алчность монополиста. При наличии рыночной власти нерационально распределяются ресурсы и доходы в обществе, что приводит к социальным напряжениям.

Монополия

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции, т.к. на монопольном рынке конкуренция отсутствует. Здесь существует только один продавец-производитель, предлагающий уникальный товар (не имеющий близких заменителей). Это позволяет продавцу-монополисту назначать произвольную цену, обеспечивающую ему максимальную прибыль.

Закон спроса на абсолютно монопольном рынке не действует, т.к. спрос абсолютно неэластичен (в то время как на рынке совершенной конкуренции спрос абсолютно эластичен). Аппетит монополиста ограничен только доходами потребителей.

Монопольный рынок возникает главным образом в результате слияния фирм, которые предпочитают безмятежную жизнь монополиста с гарантированными доходами постоянному риску в конкурентной борьбе.

В условиях монополии другим фирмам невозможно войти в отрасль, т.к. входные барьеры многочисленны и разнообразны: это патенты, правительственные лицензии, квоты, пошлины, авторское право, товарные знаки и др.

Монополистический рынок приводит к нежелательным последствиям:

ü снижается уровень жизни, т.к. потребитель вынужден оплачивать завышенные цены, сокращая другие расходы;

ü снижается качество товаров, т.к. ограниченность предложения делает покупателя менее привередливым;

ü снижается экономическая эффективность производства, т.к. монополии не заботятся об экономии затрат (поэтому теплотрассы города Орска и др. городов РФ греют не только воздух в домах, но и на улице, ведь все оплачивается потребителем).

Однако среди монопольных рынков имеются такие рынки, происхождение которых носит естественный или целесообразный характер. Естественный монопольный рынок отражает уникальность природных богатств страны, региона, города. Разновидностью естественной монополии является авторское право (например, право автора распоряжаться данным пособием по экономике по своему усмотрению).

Целесообразные монопольные рынки возникают там, где многочисленность производителей снижала бы экономическую эффективность (таково, например, снабжение электричеством, газом, водой, ж/д транспортом). Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, − эффектом снижения издержек производства в результате укрупнения предприятия. В этом плане естественные монополии являются желательным явлением для общества.

Естественный монополист приобретает огромное влияние на процесс общественного производства, так как завышенные цены на его продукцию приведут к повышению цен в отраслях, использующих эту продукцию в качестве ресурсов, то есть снижение эффективности будет наблюдаться во всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.

Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.