Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задержанное психическое развитие




 

Задержка психического развития встречается значи­тельно чаще, чем олигофрения.

Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального тем­па психического развития ребенка. ЗПР чаще обнаружива­ется при поступлении в школу и выражается в недостаточ­ности общего запаса знаний, ограниченности представле­ний, незрелости мышления, малой интеллектуальной целе­направленности, преобладании игровых интересов, быст­рой пресыщаем ости в интеллектуальной деятельности.

Т.В. Власова и М.С. Певзнер различают две основ­ные формы;

1) задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

2) задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

К.С. Лебединская различает четыре основных вари­анта задержки психического развития:

1) задержку психического развития конституционального происхождения;

2) задержку психического развития соматогенного происхождения;

3) задержку психического развития психогенного происхождения;

4) задержку психического развития церебрально-органического генеза.

При задержке психического развития конституцио­нального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм) психической инфантиль­ности часто соответствует инфантильный тип телосложе­ния с детской пластичностью мимики и моторики. Эмо­циональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста: с яркостью и жи­востью эмоций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недоста­точной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельно­стью. Поэтому в первом классе школы у них иногда возни­кают трудности, связанные с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть) и неумением подчиняться пра­вилам дисциплины. Эта гармоничность психического об­лика иногда нарушается в школьном и взрослом возрасте, так как незрелость эмоциональной сферы затрудняет со­циальную адаптацию. Неблагоприятные условия жизни могут способствовать формированию патологической лич­ности по неустойчивому типу.

При соматогенной задержке психического развития эмоциональная незрелость обусловлена длительными, не­редко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т. д. Хроническая физическая и психическая асте­ния тормозит развитие активных форм деятельности, спо­собствует формированию таких черт личности, как ро­бость, боязливость, неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значительной степени обусловливаются и соз­данием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов.

Задержка психического развития психогенного проис­хождения связана с неблагоприятными условиями воспи­тания. Социальный генез этой аномалии развития не ис­ключает ее патологического характера. При раннем воз­никновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологи­ческое развитие его личности. Так, в условиях безнадзор­ности может формироваться патологическое развитие лич­ности с задержкой психического развития по типу психи­ческой неустойчивости: с неумением тормозить свои эмо­ции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности. Напротив, в условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявля­ется в формировании эгоцентрических установок, неспо­собности к волевому усилию, труду.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для клиники и специальной психологии ввиду выраженности проявлений и частой необходимости в специальных мерах психолого-педагогической коррекции.

Причины церебрально-органических форм задержки психического развития (патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в пер­вые годы жизни) в определенной мере сходны с причина­ми олигофрении. Это сходство определяется органически­ми поражениями центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Пойдет ли речь о выраженном и небла­гоприятном виде олигофрении либо только о замедлении темпа психического созревания, будет зависеть в первую очередь от массивности поражения. Другим фактором вы­ступает время поражения: задержка психического развития значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значи­тельной мере продвинута и нет опасности их грубого не­доразвития.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза условно разделена на две основные группы:

первая — с преобладанием явлений органического инфантилизма;

вторая - с преобладанием нарушений познавательной деятельности.

У детей первой группы знцефалопатические рас­стройства выражены негрубо и проявляются обычно в церебрастенических, реже - в легких неврозоподобных явле­ниях, психомоторной возбудимости. У детей второй груп­пы черты незрелости сочетаются с признаками поврежде­ния нервной системы.

Более грубую картину, близкую к психопатоподобному синдрому, представляют проявления органического инфантилизма. Одни дети отличаются расторможенностью, дурашливостью, агрессивностью, у некоторых име­ют место повышенные влечения (прожорливость, стойкий онанизм и т. д.). У других детей помимо робости, боязли­вости имеются и проявления пассивности. Церебрастенические и неврозоподобные расстройства выражены более грубо, нередки психопатоподобные, эпилептиформные и апатико-адинамические явления. Неврологически наряду с признаками незрелости нередко наблюдаются явления очагового поражения нервной системы в виде гемисиндрома, экстрапирамидной и стволовой недостаточности.

Основная координата недоразвития - «снизу вверх». В нарушениях межфункциональных связей отмечают их неустойчивость, явления регресса, возникающие при ис­тощении, а в более тяжелых случаях - явления патологи­ческой фиксации в виде персевераторных образований.

Спецификой недоразвития иерархических связей яв­ляется длительное превалирование эмоциональных форм регуляции, что обусловливает инфантильные формы реа­гирования.

формировании задержки психического развития даже церебрально-органического генеза существенная па­тогенетическая роль принадлежит и осложняющему социокультуральному фактору в виде явлений микросоци­альной запущенности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...