Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информатизация как информационный процесс




Информатизация – объективная закономерность развития общества, необходимое его условие движения вперед, это всеобщий и неизбежный период развития цивилизации (3, 3-4).

Нам уже пришлось упоминать о том, что центральным элементом информационной действительности является информационный ресурс как совокупность и содержательная часть удовлетворения потребностей. Это – ключевая информационная субстанция.

Информационные интересы – это потребности, связанные с удовлетворением информационных желаний в ходе человеческой деятельности, их принято называть информационными потребностями.

Поиск и обнаружение нужной информации, ее обработка и надежная сохранность, а также умелое использование входит в основу человеческой деятельности. Но как это сделать – вот вопрос.

Раньше, в докомпьютерную эпоху все было проще. Вспомните хотя бы XVШ или даже XIX в. Для того, чтобы найти нужную историческую информацию достаточно было купить нужную историческую книгу. Или для того, чтобы узнать новость, достаточно было заглянуть в свежие газеты либо пойти на массовое мероприятие и там обнаружить новостные знания. Сфера производства раньше не была так тесно связана с потребностями в информационных ресурсах, а потому и не было острой необходимости в сложных технологических системах. Да их попросту тогда и не было. Вспомните этапы информационной революции и исторические даты создания технических ее элементов (телеграфа, телефона, радио, телевидения, компьютера и др.).

Сегодня для того, чтобы хорошо ориентироваться в жизни, участвовать в производственной или управленческой деятельности, надо быть информированным, а для этого необходимо создать условия и совершить целый ряд действий, направленных на поиск, сбор, создание, хранение, накопление, обработку, передачу, защиту и использование информации.

Названные действия и условия связаны, прежде всего, с финансовыми возможностями и приобретением компьютерной техники и программных продуктов. Но и этого мало. Чтобы получать и передавать информацию на большие расстояния, необходимо подключиться к каналам связи и настроить их. Кроме того, необходимо и обучиться навыкам работы со сложной техникой. Формирование этих и других условий принято называть организованным процессом создания условий удовлетворения информационных потребностей.

Признак «организованный процесс» объединяет всю деятельность, связанную с планированием и проектированием информационной деятельности, приобретением компьютерной техники, технологий ителекоммуникационных систем, организацией формирования информационных ресурсов и информационных рынков, а также с подготовкой и переподготовкой профессиональных кадров для обслуживания информационной сферы. Например, разработка и принятие государственных программ в части информационного обеспечения продолжалась в течение нескольких лет, поскольку необходимо было не только разработать технические параметры, но и произвести финансовые расчеты всех программных работ. Иначе говоря, информатизация – это управляемый процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей.

Этот процесс может быть организован государством, тогда это будет государственной информатизацией, а если он организован и управляется на уровне корпорации, то соответственно – корпоративной информатизацией.

Удовлетворение информационных интересов (потребностей) – процесс сложный и достаточно длительный. Он включает в себя не только действия по планированию и созданию оптимальных организационно-технических и правовых предпосылок удовлетворения информационных интересов, но и условий непосредственного осуществления потребностей, т.е. потребления информационных ресурсов.

Кроме того, процесс проектирования и построения информационных систем должен иметь научные и социально-экономические основания. Научные основания включают в себя фундаментальные и прикладные научно-технические знания о создании и эксплуатации информационно-технологических систем. Социально-экономические основания связаны с существующими задачами по формированию информационного общества и потребностями всех его субъектов (личности, общества и государства) на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Следовательно, организованный научный и социально-экономический процесс создания условий потребления информации и также организованный процесс непосредственного употребления информационных ресурсов составляет содержание специализированной деятельности субъектов информационной сферы человеческой деятельности, которую принято называть информатизацией.

Таким образом, информатизация – это научно-технически и социально-экономически организованный процесс удовлетворения информационных потребностей на основе использования компьютерной техники, современных телекоммуникационных систем и информационных технологий.

Первый этап отечественной информатизации берет свое начало в 90-х гг., когда началась компьютеризация банковского сектора экономики, затем этот процесс охватил сферу государственного управления, образования, здравоохранения и др. На этом этапе только начинались создаваться информационные системы, в отдельных случаях принимались государственные программы на уровне субъектов Российской Федерации (Москва, С-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область, Татарстан и др. Разрабатывались муниципальные решения в области информатизации крупных городов.

Второй этап информатизации почти совпал с началом нового века. В 2002 году была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная до конца 2010 года. В 2006 и 2009 гг. Правительство РФ уточнила целый ряд позиций программы. В сентябре 2004 г. была разработана Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, которая была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р. Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления. Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

В июле 2006 г. было принято решение о введении единых правил информатизации в субъектах Российской Федерации, в связи с чем Правительство РФ утвердило Концепцию региональной информатизации т.е. определило основные положения современной государственной политики в области организации процесса удовлетворения информационных потребностей органов исполнительной власти в регионах и информационным обеспечением социально-экономического развития территорий.

Третий этап информатизации берет свое начало с принятия Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, целью которой является значительное повышение качества жизни в России, основным источником которого является использование ИКТ в основных секторах экономики, здравоохранения, образования, науки и культуры.

В 2008 г. была принята Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 6.05.2008 г., № 632-р. Основной целью Концепции электронного правительства является переход на автоматизированную форму деятельности всех государственных органов и муниципальных органов управления, а также перевод всех публичных услуг в электронную форму. Эта цель преобразовывает всю российскую действительность путем перехода на ИКТ. Достаточно сказать, что административная реформа и борьба с коррупцией также приобретают новое качественное состояние в связи с переходом государственной деятельности на ИКТ.

В течение 2009-2010 гг. были внесены дополнения в Федеральную целевую программу «Электронная Россия», связанные с финансированием работ по формированию информационной инфраструктуры электронного правительства.

Дальнейшее развитие в настоящее время получили государственные автоматизированные системы управления и правосудия.

В соответствие с планами перехода на электронные формы деятельности государственных систем управления социально-экономическим развитием страны к 2015-2018 гг. качество жизни действительно должно измениться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...