Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

20.  Значение анализаторов в познании окружающего мира. Структура анализатора.




С возрастом дифференцируется и подкорковый отдел двигательного анализатора. Примерно к 7 годам кинестезический анализатор имеет такое же строение, как у взрослого, но он продолжает развиваться. Зрительный анализатор формируется несколько позже двигательного и кинестезического. Он дифференцируется к 7-12 годам, но его развитие также продолжается. Строение нейронов коры и их отростков усложняется примерно до 40 лет и позже.

У новорожденных масса головного мозга приближается к 400 г. В 2 месяца ребенок реагирует голосом на обращение взрослых и масса мозга увеличивается до 480 г. В 6 месяцев он подражает звукам и масса мозга доходит до 660 г. В 9-11 месяцев, когда ребенок начинает говорить, масса мозга повышается до 770-850 г. В связи с быстрым увеличением словарного запаса к 13-17-21 месяцам масса мозга уже равна 930-1030-1060 г. Следовательно, развитие головного мозга детей, особенно его рост, резко ускоряется в связи с формированием речи и умственной деятельности, оно взаимосвязано с усложнением моторики и психики. Развитие головного мозга, в особенности дифференцирование и рост нейронов, в младшем школьном возрасте происходит быстрее, чем в последующие годы. До 2 лет нет различия в функциях обоих больших полушарий, а затем оно начинает проявляться. У трети людей полушария не приобретают четкой функциональной специализации, которая формируется только в процессе обучения и воспитания.

20.   Значение анализаторов в познании окружающего мира. Структура анализатора.

Организм и внешний мир - это единое целое. Восприятие окружающей нас среды происходит с помощью органов чувств или анализаторов. Еще Аристотелем были описаны пять основных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Термин «анализатор» (разложение, расчленение) был введен И. П. Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности образований, активность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. «Анализаторы - это такие аппараты, которые разлагают внешний мир на элементы и затем трансформируют раздражение в ощущение» (И. П. Павлов, 1911 - 1913). Анализатор - это не просто ухо или глаз. Он представляет собой совокупность нервных структур, включающих в себя периферический, воспринимающий аппарат (рецепторы), трансформирующий энергию раздражения в специфический процесс возбуждения; проводниковую часть, представленную периферическими нервами и проводниковыми центрами, она осуществляет передачу возникшего возбуждения в кору головного мозга; центральную часть - нервные центры, расположенные в коре головного мозга, анализирующие поступившую информацию и формирующие соответствующее ощущение, после которого вырабатывается определенная тактика поведения организма. С помощью анализаторов мы объективно воспринимаем внешний мир таким, какой он есть. Это материалистическое понимание вопроса. Напротив, идеалистическая концепция теории познания мира выдвинута немецким физиологом И. Мюллером, который сформулировал закон специфической энергии. Последняя, по мнению И. Мюллера, заложена и формируется в наших органах чувств и эту энергию мы же и воспринимаем в виде определенных ощущений. Но эта теория не верна, так как она базируется на действии неадекватного для данного анализатора раздражения. Интенсивность стимула характеризуется порогом ощущения (восприятия). Абсолютный порог ощущения - это минимальная интенсивность стимула, которая создает соответствующее чувство. Дифференциальный порог - это минимальное различие интенсивностей, которое воспринимается субъектом. Это означает, что анализаторы способны дать количественную оценку прироста ощущения в сторону его увеличения или уменьшения. Так, человек может отличить яркий свет от менее яркого, дать оценку звуку по его высоте, тону и громкости. Периферическая часть анализатора представлена либо специальными рецепторами (сосочки языка, обонятельные волосковые клетки), либо сложно устроенным органом (глаз, ухо). Зрительный анализатор обеспечивает восприятие и анализ световых раздражений, и формирование зрительных образов. Корковый отдел зрительного анализатора расположен в затылочных долях коры больших полушарий головного мозга. Зрительный анализатор участвует в осуществлении письменной речи. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений. Корковый отдел слухового анализатора расположен в височной области коры больших полушарий. С помощью слухового анализатора осуществляется устная речь. Речедвигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации, поступающей от органов речи. Корковый отдел речедвигательного анализатора расположен в постцентральной извилине коры больших полушарий. С помощью обратных импульсов, идущих от коры головного мозга к двигательным нервным окончаниям в мышцах органов дыхания и артикуляции, регулируется деятельность речевого аппарата.

21.   Строение и функции зрительного анализатора. Гигиена зрения.

Зрительный анализатор (или зрительная сенсорная система) – важнейший из органов чувств человека и большинства высших позвоночных животных. Он дает более 90% информации, идущей к мозгу от всех рецепторов. Благодаря опережающему эволюционному развитию именно зрительных механизмов мозг хищных животных и приматов претерпел резкие изменения и достиг значительного совершенства. Зрительное восприятие – многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку глаза и возбуждения фоторецепторов и заканчивающийся принятием высшими отделами зрительного анализатора, локализованными в коре мозга, решения о наличии в поле зрения того или иного зрительного образа.

 

Структуры зрительного анализатора:

 

Глазное яблоко.

 

Вспомогательный аппарат.

 

Строение глазного яблока:

 

Ядро глазного яблока окружают три оболочки: наружная, средняя и внутренняя.

 

Наружная — очень плотная фиброзная оболочка глазного яблока (tunica fibrosa bulbi), к которой прикрепляются наружные мышцы глазного яблока, выполняет защитную функцию и благодаря тургору обусловливает форму глаза. Она состоит из передней прозрачной части — роговицы, и задней непрозрачной части белесоватого цвета — склеры.

 

Средняя, или сосудистая, оболочка глазного яблока играет важную роль в обменных процессах, обеспечивая питание глаза и выведение продуктов обмена. Она богата кровеносными сосудами и пигментом (богатые пигментом клетки хориоидеи препятствуют проникновению света через склеру, устраняя светорассеяние). Она образована радужкой, ресничным телом и собственно сосудистой оболочкой. В центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок, через которое лучи света проникают внутрь глазного яблока и достигают сетчатки (величина зрачка изменяется в результат взаимодействия гладких мышечных волокон — сфинктера и дилататора, заключённых в радужке и иннервируемых парасимпатическим и симпатическим нервами). Радужка содержит различное количество пигмента, от которого зависит её окраска — «цвет глаз».

 

Внутренняя, или сетчатая, оболочка глазного яблока (tunica interna bulbi), — сетчатка — рецепторная часть зрительного анализатора, здесь происходит непосредственное восприятие света, биохимические превращения зрительных пигментов, изменение электрических свойств нейронов и передача информации в центральную нервную систему. Сетчатка состоит из 10 слоев:

 

Пигментный;

 

Фотосенсорный;

 

Наружная пограничная мембрана;

 

Наружный зернистый слой;

 

Наружный сетчатый слой;

 

Внутренний зернистый слой;

 

Внутренний сетчатый;

 

Слой ганглиозных клеток;

 

Слой волокон зрительного нерва;

 

Внутренняя пограничная мембрана

 

Центральная ямка (желтое пятно). Область сетчатки, в которой находятся одни колбочки (цветочувствительные фоторецепторы); в связи с этим обладает сумеречной слепотой (гемеролопией); для этой области характерны миниатюрные рецептивные поля (одна колбочка – один биполяр – одна ганглиозная клетка), и как следствие, максимальная острота зрения

С функциональной точки зрения оболочки глаза и её производные подразделяют на три аппарата: рефракционный (светопреломляющий) и аккомодационный (приспособительный), формирующие оптическую систему глаза, и сенсорный (рецепторный) аппарат.

 

Светопреломляющий аппарат

 

Светопреломляющий аппарат глаза представляет собой сложную систему линз, формирующую на сетчатке уменьшенное и перевёрнутое изображение внешнего мира, включает в себя роговицу, камерную влагу — жидкости передней и задней камер глаза, хрусталик, а также стекловидное тело, позади которого лежит сетчатка, воспринимающая свет.

Хруста́ лик (лат. lens) — прозрачное тело, расположенное внутри глазного яблока напротив зрачка; являясь биологической линзой, хрусталик составляет важную часть светопреломляющего аппарата глаза.

Хрусталик представляет собой прозрачное двояковыпуклое округлое эластичное образование, циркулярно фиксированное к цилиарному телу. Задняя поверхность хрусталика прилегает к стекловидному телу, спереди от него находятся радужка и передняя и задняя камеры.

Максимальная толщина хрусталика взрослого человека примерно 3, 6—5 мм (в зависимости от напряжения аккомодации), его диаметр около 9—10 мм. Радиус кривизны передней поверхности хрусталика в покое аккомодации равен 10 мм, а задней — 6 мм, при максимальном напряжении аккомодации передний и задний радиус сравниваются, уменьшаясь до 5, 33 мм.

Гигиена зрения

Для того чтобы дать глазам отдохнуть и поддерживать их функцию в нормальном состоянии, необходимо выполнять комплекс тренировок: 1. Если вы идете по улице, то постоянно меняйте освещенность участка, на котором находитесь. Для этого переходите из теневой стороны на солнечную или периодически меняйте угол зрения. Просмотр телепередач в домашних условиях проводите, включая и выключая свет. Читать следует при тусклом освещении, чередуя его с ярким. Какие черты делают женщину действительно привлекательной? Как форма носа характеризует личность человека? Почему от женщины неприятно пахнет: несколько причин Конечно, последний совет может вызвать удивление. Ведь мы привыкли к тому, что нас предостерегают от чтения при плохом освещении, ведь это может испортить зрение. Но мы знаем, что не стоит чересчур тепло одеваться, чтобы не простудиться. Если у человека слабый иммунитет, то при всех ограничениях он все равно заболеет. Гораздо разумнее проводить закаливающие процедуры. Это касается и глаз. Практически невозможно в течение дня регулировать для них освещение. Это легко устроить дома или в школе. А вот вузы с их огромными, плохо освещенными аудиториями и доски с бледными записями на них являются для нетренированных глаз стрессом. В итоге они быстро устают и видят намного хуже. Пройти через эти испытания помогает соблюдаемая регулярно гигиена зрения. 2. Старайтесь читать мелкий шрифт. Для тренировки глаз одевайте на один из них повязку и меняйте расстояние до объекта зрения. Этот совет также может вызвать удивление. Но, оказывается, читать крупный шрифт вредно для глаз, так как нервы сетчатки должны его полностью обойти. А это очень трудная работа, если есть необходимость в чтении большого объема материала. С мелким шрифтом это сделать проще и полезнее. Дело в том, что маленькие буквы нельзя прочесть невооруженным глазом без расслабления, поэтому эта работа служит средством, снимающим напряжение. 3. Читайте в движущемся транспорте, так как это позволяет глазам расслабиться. Пристальное смотрение вызывает напряжение, а перемещение и качание полезно для зрения. Глаза всегда готовы к движению. В транспорте его создает качание вагона или автомобиля. Необходимо просто войти в резонанс с этим движением, и тогда вы сможете спокойно воспринимать текст. Если вы читаете дома, то водите вдоль по строчке носом, немного поворачивая голову. Можно также слегка покачивать корпусом или перемещать саму книгу. 4. Гигиена зрения будет соблюдена при чтении лежа. Это поможет глазам расслабиться. Именно горизонтальное положение снимет напряжение со всего тела и позволит восстановить психологическое равновесие. 5. Если вы выполняете зрительную работу, то устраивайте перерывы через каждые 45-50 минут. Желательно при этом пройтись, сделать простые упражнения или, прикрыв глаза руками, вспомнить о чем-либо приятном. Эти несложные процедуры снимут лишнее напряжение и позволят вашим глазам легче воспринимать текст.

22. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха.

Слуховой анализатор

 

Слуховой анализатор (слуховая сенсорная система) – второй по значению дистантный анализатор человека. Слух играет важнейшую роль именно у человека в связи с возникновением членораздельной речи. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего, сенсорная информация передаётся в слуховую область коры большого мозга (височный отдел) через ряд последовательных структур.

 

Орган слуха (ухо) – это периферический отдел слухового анализатора, в котором расположены слуховые рецепторы. Строение и функции уха представлены в табл. 12. 2, рис. 12. 10.

 

Таблица 12. 2.

 

http: //www. studfiles. ru/preview/6372176/page: 3/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...