Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Собственно действие, которое организуется за счет эфферентных сигналов из центральных структур к исполнительным органам, обеспечивающим достижение необходимой цели.




2. Принятие решения с одновременным формированием программы действий и акцептора результатов действий — модели ожидаемого результата. Это означает, что до осуществления любого поведенческого акта в мозге уже имеется представление о нем; сходное представление об организации деятельности мозга было высказано Н. А. Бернштейном, считавшим, что всякому действию должно предшествовать создание «модели потребного будущего», т. е. того результата, на достижение которого направлена функциональная система.

3. Собственно действие, которое организуется за счет эфферентных сигналов из центральных структур к исполнительным органам, обеспечивающим достижение необходимой цели.

4. Сличение на основе обратной связи параметров совершенного действия с моделью — акцептором его результатов; обратная афферентация является необходимым фактором успешности каждого поведенческого акта и основой саморегуляции функциональной системы.

В состав функциональной системы включены элементы, принадлежащие как одной физиологической системе или органу, так и разным (пространственная разнесенность компонентов). Одни и те же элементы могут входить в состав разных функциональных систем. Стабильность состава компонентов функциональной системы и характер их взаимосвязи определяются видом реализуемой деятельности. Функциональные системы, обеспечивающие жизненно важные функции (дыхание, сосание), состоят из стабильных, жестко связанных компонентов. Системы, которые обеспечивают осуществление сложных поведенческих реакций и психических функций, включают в себя как жесткие, так и в значительно большей степени гибкие, пластичные связи, что создает высокую динамичность и вариативность их организации в зависимости от конкретных условий и задач.

 

Интегративные процессы и обработка информации в сенсорных системах

 

Сенсорные системы, или анализаторы. В обеспечении контактов организма с окружающим миром ведущая роль принадлежит сенсорным системам, осуществляющим прием и обработку внешних сигналов. На основе информационных процессов создается образ мира, складывается индивидуальный опыт, формируется познавательная деятельность. Представление о единой многоуровневой системе приема и анализа внешних сигналов впервые было сформулировано И. П. Павловым, создавшим учение об анализаторах. По И. П. Павлову, первичный анализ информации осуществляется тремя взаимосвязанными отделами: периферическим (рецепторный аппарат), проводниковым (проводящие пути от рецепторов и переключательные ядра таламуса) и центральным (проекционные области коры больших полушарий

 Рецепторы — специализированные образования, реагирующие на качественно различные виды (модальность) внешних сигналов: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный. Воспринимаемая рецепторами специфическая энергия (световые, звуковые волны) преобразуется в последовательность нервных импульсов, передающихся по специфической афферентной системе. Рецепторы различаются по строению, одни из них представлены сравнительно простыми клетками или нервными окончаниями, другие, например сетчатка глаза или кортиев орган уха, являются элементами сложноустроенных органов чувств.

27. Динамический стереотип как основа привычек и навыков, как физиологическая основа
режима дня.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП КАК ОСНОВА ПРИВЫЧЕК И НАВЫКОВ, КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕЖИМА ДНЯ

Раздражители внешней среды, имеющие значение сигнализаторов действительности, как положительные, вызывающие возбуждение, так и отрицательные, связанные с торможением, адресуются к определенным анализаторам коры, определенным их участкам и клеточным группам. Поэтому, деятельную кору полушарий следует рассматривать, как грома'дную сигнализационную доску, на которой причудливо, как в мозаике, расположены возбужденные и заторможенные пункты.

Поскольку возбуждение и торможение 'распространяются по коре, иррадиируют и концентрируются, мозаику коры следует представлять себе подвижной, перемещающейся по коре и изменяющей свои очертания в зависимости от изменений внешней среды.

Ввиду того, что условия жизни животных и человека представляются упорядоченными, возникают одно за другим в определенной последовательности и через более или менее определенные отрезки времени (смена дня и ночи, бодрствования и отдыха, работы и приемов пищи, замена одних действий в работе другими и т. д. ) изменения в процессе возбуждения и торможения в коре в окончательном результате также должны протекать в определенной динамической системе, уравновешиваться и иметь слаженное течение. Эту слаженную и уравновешенную систему внутренних процессов И. П. Павлов обозначил как динамический стереотип.

Стереотипное слаженное течение условных рефлексов очень облегчает работу коры, а также образование новых реакций, если эти реакции являются близкими к ранее выработанной системе. Работа головного мозга сильно облегчена, если человек работает в определенной, знакомой ему системе навыков с определенным привычным чередованием отдельных рабочих актов. В этом случае все относительно новое дается ему легко потому, что входит в прежнюю систему действий в выработанной ранее динамический стереотип. Наоборот, все новое, что кардинальным образом изменяет привычный уклад жизни и работы, ломает установившийся стереотип, дается в человеческой жизни с трудом, иногда даже вызывает срывы в высшей нервной деятельности — служит причиной возникновения неврозов.

С динамическим стереотипом — слаженным течением физиологических процессов в коре, связаны положительные и отрицательные чувства человека, чувства трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и огорчения, радости, торжества и отчаяния.

И. П. Павлов писал: «Мне кажется, что тяжелые чувства при из-

менении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей связаны с нарушением старого физиологического стереотипа и в трудности установки нового».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...