Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обмен информацией. Экзистенциальные факторы




Обмен информацией

В большинстве терапевтических групп обмен информацией не высоко ценится как метод лечения (Ялом, 1985 г. ). Однако, при лечении алкоголизма ситуация в точности противоположна. Если и не очень ценно, то, по крайней мере, очень важно, чтобы выздоравливающим алкоголикам предоставлялось большое количество информации об алкоголизме. Концепция болезни, толерантность, психологические трудности и аддиктивный процесс — все это простые, но критически важные вопросы, о которых должны знать все алкоголики. Алкоголики, считающие свой алкоголизм физиологическим нарушением, осложненным психологическими, социологическими и культурными факторами, демонстрируют наилучшие шансы на выздоровление.

На ранних стадиях трезвости, поскольку чувство вины непродуктивно как для лечения, так и для принятия концепции заболевания, не стоит поощрять пациентов глубоко копаться (за исключением поверхностного опыта пьянства) в проблемах прежней жизни. Вместо этого, время терапии нужно тратить на обмен информацией о том, что такое алкоголизм и как избегать выпивки. Это удовлетворяет потребность алкоголиков в структуре и руководстве, и в то же время помогает им объяснять свое пьянство в рамках того, что Уоллес и Ялом называют соответственно «экзотическим верованием» и «жизненной ложью». Фер (Fehr, 1976 г. ) соглашается с тем, что на ранних стадиях лечения, когда психотерапевт работает индивидуально с каждым пациентом, взаимодействие между членами группы должно быть ограничено. Эта начальная часть лечения описывается как диагностико-обучающая фаза, на которой пациент выявляет те проблемы, которые способствовали и были связаны с чрезмерным употреблением алкоголя. В ходе этого процесса алкоголики могут научиться становиться доверенным лицом для себя и других членов группы. Таким образом, на ранних стадиях лечения время групповой психотерапии используется более действенно для индивидуальной диагностической работы с каждым пациентом.

Экзистенциальные факторы

Ялом (1975 г. ) подчеркивает решающий принцип межличностного изменения: «Этот принцип — что изменениям предшествует состояние диссонанса или неконгруэнтности — получил значительные клинические и социально-психологические исследовательские подтверждения» (стр. 263). Это особенно верно для алкоголиков, которые, злоупотребляя выпивкой, создали глубокую пропасть между своими трезвыми ценностями и алкогольным поведением. В отличие от типичных невротических пациентов, алкоголики испытали «пребывание в своей собственной преисподней, переживание, которое Анонимные Алкоголики описывают как падение на дно. Некоторые алкоголики выкарабкиваются из этого состояния с повышенным уровнем интеграции. Однако, многие — нет» (Brown & Yalom, 1977, стр. 447).

Падение на дно имеет двойное значение для терапии: это одновременно и препятствие, и потенциально бесценный ориентир. Подобный опыт (или, говоря словами Ясперса, «пограничная ситуация») при правильной интеграции может привести к росту (Ясперс, 1975 г. ). «Когда пациенты сталкиваются со своими ограничениями, своими символическими смертями, они часто способны совершить серьезнейшие перемены в своих жизненных перспективах. Они могут изменить приоритеты своих потребностей и перестать придавать большое значение мелочам жизни». (Браун и Ялом, 1977 г., стр. 448).

По опыту Ялома, в терапии невротики часто избегают религиозных и экзистенциальных факторов в группе, даже если таковые их сильно заботят. Ялом считает, что группы невротиков часто склонны смягчать, замазывать трагедию жизни, но те члены группы, кто погружается глубоко в себя, кто противостоит своей судьбе более открыто и решительно, переходят в модус существования, который гораздо богаче, чем тот, что был у них до болезни. Ни для кого это не будет более справедливо, чем для пациентов, страдающих алкоголизмом, которые признают и делятся общей темой, на которую их направляет философия Анонимных Алкоголиков (Анонимные Алкоголики, 1955 г. ). Развитие аутентичности характера после того, как человека толкнули на край психической бездны — тема, которую освещали самые популярные экзистенциальные писатели (Buber, 1960, Camus, 1960, Heidegger, 1963, Sartre, 1956). Ялом согласен с Камю, когда тот выражает идею, что ни одно человеческое существо не воспринимает свою жизнь с полной серьезностью до тех пор, пока оно полностью не примирилось со своей властью положить ей конец.

Такие темы, как самоубийство, падение на дно и трагедия жизни, гораздо более осмысленны в группах алкоголиков, чем это обычно бывает в группах неалкоголиков. Психотерапевта, помогающего пациенту здоровым образом интегрировать свой опыт, не должен отпугивать ужас пациента. Он должен мягко и постоянно возвращать алкоголика к его переживанию. «Любой ужас, к которому достаточно часто возвращаешься, обезвреживается». (Браун и Ялом, 1977 г., стр. 477).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...