Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойство. неопределенность и риск ин. процесса.




Неопределенность – это невозможность структурировать представление об условиях принятия УР, что не позволяет с достаточной степенью точности определить результаты управленч. воздействия.

Можно выделить 3 составляющие неопределенности:

1. функциональная – обусловлена самими явлениями, включен. в проблемн. ситуацию (частота возникновения новых явлений, масштаб, скорость развития явления).

2. информационная -связана с тотсутствием необходимой информации, кот. может быть доступна.

3. интеллектуальная -обусловлена способностью осмыслить информацию определен. масштаба и сложности (способности, знания).

Риск – вероятностная и стоимостная оценка негативной составляющей явления, события, позиционирования в определен. сфере.

Риски, с кот. сталкиваются ин. компании гораздо выше по сравнению с др. бизнес процессами. Можно выделить след. риски:

1. инновационные риски – риски спе6цифические, с кот. сталкиваются почти на всех этапах ин. процесса, они усиливают ин. риски.

2. коммерческий риск – мах своей величины достигает к моменту выхода инновации на рынок.

3. финансовые риски – связаны с тем, что снижается текущая рентабельность, дивиденды и,как следствие, снижение рын. стоимости фирмы.

4. риск не внедрения – инновация может не внедрится.

3 свойство. способность инициировать структурные изменения – успешн. инновация существенно влияет на положение предприятия, на структуру отрасли и отраслевого рынка.

4 свойство. «человекоемкость» ин. деят-ти – осн. ин. ресурсом явл. человеч. Капитал, его творческ. Способность генерировать и воплощать новые идеи. Поэтому для ин. коллективов необходимым условием явл. гибкая самоорганизация (проектные группы), размытость и подвижность ролевых функций пресонала, стимулирование конфликтности в ин. коллективах (снижение сопративления инновациям).

5 свойство. характер ин. целеполагания – для ин. деят-ти не применим жесткий, директивн. характер целеполагания. Цели, как правило, носят нечеткий, размытый характер в силу след. причин: 1.высокая степень неопределенности и риска ин. процессов; 2. двойствен. характер инновации (с одной стороны – наука, с др. – бизнес); 3. Перенос целей, т.е. изменение целевой области исследования инноваций; 4. Возможность утраты инновацией своей актуальности в процессе разработки; 6. неформализуемые механизмы в ин. процессе – будучи выведенной на рынок инновация не только сталкивается с его функциональн. неопределенностями, но и сама инициирует изменения, кот. слабо или вовсе не подаются формализации, т.е. носят неопределенный характер.

Классификация инноваций:

1. по степени новизны:

а) первичные:

- инновации первой волны – первичное использование новой идеи, часто явл. следствием очередного витка НТП;

- инновация второй волны – внесение глубоких качественных изменений в товары, услуги, технологии, уже существующие на рынке;

б) вторичные -представляют новизну только для фирмы.

2. по объекту:

а) продуктовые (совершенно новый товар, модернизированный товар, модифицированный товар, товар новой сферы применения, товар рыночной новизны);

б) маркетинговые (новые методы маркетинг. Исследований, применение новых стратегий сегментации рынка, построение новых каналов сбыта, новая ценовая политика);

в) управленческие (реструктуризация компании, новые формы и принципы оплаты труда, новые концепции развития корпоративной культуры, переход к матричным структурам управления);

г) технологические (автоматизация, компьютеризация, роботизация производства).

3. по причинам проведения:

а) стратегические (опережающие) – предвидение возможных перемен во внешней среде, и их стимулирование, направленное на создание будущих конкурентных преимуществ;

б) адаптационные – реагирование на произошедшие во внешней среде изменения и адаптация к неим, с целью сохранения или возможного усиления эффективности хозяйствен. деят-ти.

Диффузия инноваций – равновесное распространение инноваций в деловых циклах научно-техническ.,Ю произ-ной и организацион. – экономич. деятельности.

Существуют две формы диффузии:

1. трансферт технологий (коммерческая форма): лицензионные соглашения, патенты, совместные научно-исследовательские предприятия, инженерно-исследовательские центры, совместные промышленно-университетские научно-исследовательские центры;

2. некоммерческая форма: международный научный обмен, элементы промы

 

84. Прогнозирование и планирование инноваций. Инновационные стратегии (стратегия инновационного лидерства, имитационные стратегии, пассивные стратегии, венчурная стратегия, стратегия диверсификации)

Под прогнозированием понимается предплановая стадия работы, где отвечают на 2 осн. вопроса: какие последствия будут в результате внедрения инноваций и каков уровень обеспечения инновац. деятельности.

Цель прогнозирования – получение научнообоснованных вариантов тенденций развития показателей, используемых при разработке стратегич. планов и проведении НИОКР (пок-тели качества, затрат, рын. потребностей, экологии, соц. сферы и т. д.).

На стадии прогнозирования инноваций необходимо принимать во внимание экологич. фактор, поскольку любое нововведение уже на стадии опытного образца следует подвергать экологич. экспертизе. А также соц. последствия инноваций, кот. необходимо рассматривать по следующим направлениям: - повышение требований к квалификации и здоровью работников; - возможности переучивания работников на новые специальности; - возможности нейтрализации сопротивления инновациям.

Инновации требуют соответствующего обеспечения, поэтому на стадии прогнозирования определяются факторы, кот. ограничивают возможности компании по реализации инноваций. Рассматривают:

· Информационное обеспечение (анализ качества продукции конкурентов, анализ собственной продукции, возможности ее модернизации, издержки, сопоставление продукции компании с продукцией конкурентов для принятия решения о модернизации);

· Техническое (наличие технич. базы для проведения работ по конструированию, изготовлению опытных образцов и отладке технологий);

· Финансовое (учет внутреннего уровня доходности, учет инфляции, возможности гос.

финансирования);

· Кадровое (наличие достаточно квалифицированных кадров).

Одной из характеристик инновац. менеджмента является усиление функции планирования.

Это обусловлено усилением непредсказуемости предпринимательской среды и риска. Планирование инновац. деятельности включает: стратегическое и текущее планирование. Стратегич. планирование заключается в выборе инновац. стратегии, в рамках которой планируются инновац. проекты на долгосрочный период. Текущее планирование заключается в разработке бизнес-планов, планов инновац. проектов, фин. планов, планов подразделений.

Особую актуальность имеет стратегич. планирование, кот. определяет осн. направления экономического развития организации. Осн. целью страт. планирования является создание долгосрочного преимущества компании. Основным методом выступает постоянная адаптация организации к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде. Задачей страт. планирования инновац. деятельности является построение схемы инновац. поведения компании на рынке.

Стратегич. планирование инноваций охватывает от 3 до 10 лет в зависимости от отрасли и заключается в разработке комплекса мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновац. проектов.

Стратегич. планирование проходит ряд этапов:

1. Анализ рынка и анализ альтернативных стратегий.

Анализ рынка подразумевает комплексное исследование рынка, т. е. исследование товарной и фирменной структуры рынка, потребительских предпочтений и мотиваций, сегментацию потребителей, изучение макросреды организации, анализ практики торговли и пр.;

Анализ альтернативных стратегий подразумевает определение собств. возможностей компании и выявление рамок использования той или иной инновац. стратегии, т. к. их эффективная реализация ограничивается факторами (финансы, технич., научная база, персонал).

2. Постановка целей. Общие социально-экономические цели лежат в основе инновац. стратегий, а также инновац. цели организации. Такими целями могут быть: рост масштабов произв-ва, доли на рынке, стабилизация положения на рынке, освоение новых рынков.

3. Разработка альтернативных стратегий. Из-за нестабильности рын. факторов и наличия внутрифирменных лимитов разрабатываются альтернативные стратегии (не менее 3-х) по адаптации компании к новым условиям внешней среды. Производится затратная и целевая оценка каждой альтернативы, рассматриваются возможности финансирования выбранной альтернативы.

4. Составление стратегич. плана. Предполагает составление плана мероприятий для осуществления выбранной инновац. стратегии. Определяется руководителями инновац. проектов, составляются бизнес-планы проектов.

Стратегия представляет собой совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себе в окружающей среде.

Инновационные стратегии подразделяются на: активные (технологические) и пассивные (маркетинговые инновации).

Активные (технологические) стратегии включают в себя:

  • стратегию лидерства (подразумевающую разработку новой технич. идеи, проведение НИОКР, выпуск пробной партии, серийное производство, реализацию маркетинговой программы);
  • имитационные стратегии, в том числе: - следование за лидером, - копирование, - зависимость, - усовершенствование.

«Следование за лидером» заключается в том, что компания ждет, пока конкурент выведет свою новую продукцию на рынок, а затем начинает производство и реализацию аналогичной продукции (но не точную копию). Предпосылки выбора данной стратегии – наличие базы НИОКР, мощная производственная база, уникальный опыт в области маркетинга. Достоинства – минимизация риска и неопределенности, узнаваемость и высокая репутация корпоративного бренда. Недостатков нет.

«Копирование» заключается в том, что компания приобретает лицензию на право

производства и коммерциализации нового товара либо лидера, либо последователя и начинает производство точной копии продукта. Предпосылки выбора – отсутствие сильной базы НИОКР, значительный потенциал в области маркетинговой деятельности, наличие мощной производственной базы. Достоинства – доступ к более дешевому сырью, рабочей силы. Недостатки – нет возможности получения сверхприбыли от лидерства на рынке.

Стратегия «Зависимости» подразумевает то, что компания признает свою второстепенную роль по отношению к лидеру и внедряет инновации только по требованию потребителей или компании-лидера. Предпосылки выбора – возможность использования стратегии для малых фирм в сфере услуг. Недостатки – низкая степень инновац. активности компаний.

Стратегия «Усовершенствования» подразумевает принятие необходимости усовершенствования товара с главной целью снижения себестоимости. Предпосылки выбора - технологическое развитие производства и ограниченность сырьевой базы. Достоинства - автоматизация, эффективное управление, безотходное производство. Недостатки - кратковременные результаты.

Пассивные стратегии (маркетинговые инновации) включают:

- новую дифференциацию продукта;

- выход на новые целевые рынки;

- инновации в области сбытовой, ценовой, коммуникативной политики.

Диверсификация производства - переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте, производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Различают следующие стратегии диверсификации:

- горизонтальная субстратегия (расширение деятельности за счет выпуска новых товаров или услуг в рамках одной отрасли);

- вертикальная субстратегия (охват различных этапов производственного цикла);

- интеграционная субстратегия (фирменная номенклатура расширяется за счет производства товаров различных отраслей).

Венчурная стратегия – это стратегия, подразумевающая сотрудничество с вечурными фирмами, научно-исследовательскими организациями, кот. занимаются разработкой наукоемких продуктов и технологий.

Для больших и средних компаний эта стратегия дает новый источник роста в большинстве сегментов отрасли, которые стали перенасыщенными и высококонкурентными. Она позволяет выявить "незанятые места", т.е. возможности "создания новых предприятий, отвечающих неудовлетворенным потребностям клиентов на вновь появляющихся рынках".

Надежная корпоративная венчурная стратегия предполагает: внутренние инвестиции в инновацию, разработку нового продукта (услуги) и внутрифирменные венчуры, создание нового бизнеса посредством спинаутов и внешнее венчурное инвестирование в новые технологии и возникающие рынки.

Отпочковавшаяся компания (спинаут) сохраняет тесные связи с создавшей их компанией, кот. носят как фин., так и оперативный характер. Фин. связи - взаимное владение акциями и фин. контроль со стороны материнской компании. Оперативные - совместное профессиональное и административное обслуживание, поддержка в области маркетинга и рук-ва. Внешнее венчурное инвестирования в передовые технологии подразумевают сотрудничество между небольшими инновац. фирмами и крупными корпорациями.

Любой инновац. процесс связан с необходимостью его финансирования либо за счет собственных средств компании, либо путем привлечения внешних источников кредитования.

Бизнес-план – это форма краткоср. планирования, кот. выявляет конкретные пути осуществления инноваций, расчета количественных показателей и подтверждения экономической целесообразности проекта. Бизнес-планирование: 1. обеспечивает положительное решение кредитора в финансировании инновац. проекта; 2. выявляет конкретные пути осуществления инноваций и подтверждает эк-кую целесообразность проекта.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...