Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3. Традиционная промышленность: функции региональных кластеров




6. 3. Традиционная промышленность: функции региональных кластеров

 

Кластер в региональной экономике – это географически сконцентрированная сеть тесно взаимодействующих компаний. Основы теории кластеров заложили американские экономисты А. Маршалл (A. Marshall), П. Кругман (P. Krugman) и М. Портер (M. Porter). В знаменитой работе А. Маршалла «Принципы экономической науки» показано, что однородные фирмы, компактно расположенные в промышленных регионах, имеют более широкий по сравнению с другими компаниями доступ к квалифицированной рабочей силе и специализированным поставщикам, а также извлекают преимущества из обмена опытом и технологиями [Marshall, 1890]. Согласно работам П. Кругмана географическая концентрация и тесное взаимодействие компаний, т. е. кластеризация, позволяют получить «агломерационный эффект», который становится важным конкурентным преимуществом в эпоху глобализации [Krugman, 1991]. В книгах М. Портера продемонстрировано, как растущие фирмы используют возможности национальной экономики (классификация факторов конкурентоспособности в виде «бриллианта» – Porter’s diamond), потенциал вертикальной кооперации («стоимостные цепи» – value chains) и горизонтальных связей (комплексные «системы создания стоимости» – value systems). В результате формируются территориальные кластеры, которые становятся источником конкурентных преимуществ и для отдельных фирм, и для экономики страны в целом [Porter, 1990, 1998].

В соответствии с этими теоретическими установками специалисты выделяют следующие признаки кластеров: географическую близость, сходное поведение и тесные связи фирм‑ участников, основанные на обмене товарами, услугами, работниками и информацией, и, наконец, институциональную среду, обеспечивающую деятельность компаний [Rabelotti, 1998]. В префектуре Фукуи перечисленные признаки кластеров имеют три сети предприятий, которые действуют в традиционных отраслях и связаны с производством тканей, оправ для очков и лаковой посуды. Рассмотрим особенности региональных кластеров на этих примерах.

 

6. 3. 1. Производство тканей

 

В ткацкой промышленности префектуры Фукуи действуют 584 компании, заняты 15, 6 тыс. человек, а отгрузки продукции ежегодно достигают 234, 7 млрд иен, или около 2, 3 млрд долларов (2014). По первым двум показателям ткацкое производство намного опережает все остальные отрасли префектуры, а по отгрузкам находится на третьем месте, уступая химической промышленности и изготовлению электронных компонентов. Внутри Японии производители префектуры Фукуи лидируют в сфере изготовления тканей из искусственных волокон, вискозы, трикотажа, а также отделочных лент и кружев, фирменных марок и лейблов и т. п. Кроме того, множество компаний заняты специальными видами деятельности, связанными с ткацким производством, т. е. изготовлением волокон и нитей, окраской и термической обработкой, отделкой закраин и нанесением покрытий и т. д. В целом ткацкая промышленность Фукуи представляет собой лидирующий в Японии и широко известный в мире специализированный комплекс производств.

Первое упоминание о ткацком деле в Фукуи содержится в древней японской хронике Ниппон сёки и относится к 712 г. В XVII в. ткацкая отрасль превратилась в главный вид несельскохозяйственной деятельности префектуры. В конце XIX в. в Фукуи появились и начали стремительно расти современные фабрики по производству натуральных шелковых тканей. Доля Фукуи в национальном объеме их производства увеличилась с 1, 8 % в 1884 г. до 32, 4 % в 1904 г. В период между мировыми войнами компании Фукуи начали изготовление вискозных тканей, а к середине 1930‑ х годов в Японии и за рубежом префектура получила известность как «Королевство вискозы» (Дзинкэн ококу).

В 1950 г. в префектуре впервые выпустили продукцию из нейлона, а уже через 10 лет нейлон и полиэстер практически вытеснили вискозу. Новые материалы в больших объемах производили несколько крупных химических компаний, таких как Toray, Teijin, Asahi Kasei. Они же стали и головными предприятиями объединений кэйрэцу, т. е. предоставляли материалы для выработки пряжи и нитей и закупали готовую ткань. Малые и средние предприятия префектуры, став членами кэйрэцу, приобрели стабильных поставщиков и покупателей, но на долгие годы лишились самостоятельности в закупочной и сбытовой политике.

Помощь партнеров по кэйрэцу позволила быстро осуществить полную замену парка оборудования. Началось бурное развитие технологий (тиснение, печать, нанесение покрытий и т. п. ). Появились новые виды изделий, такие как трикотаж, кружева, а также специальные ткани для спортивной одежды и обуви, автомобильных сидений и ремней безопасности, строительных упаковок и изоляционных покрытий и многое другое. Возникли специализированные производства узких тканых материалов (отделочных лент, лейблов для одежды и т. п. ), которые быстро заняли в Японии лидирующие позиции. В 1970 г. в префектуре производство тканей осуществляли 1423 компании. С количественной точки зрения ткацкая отрасль Фукуи достигла высшей точки своего развития.

Мировой энергетический кризис 1973 г. и усиление конкуренции со стороны корейских и тайваньских производителей дали толчок к снижению спроса на ткани из Фукуи. Резкое повышение обменного курса иены в 1985 г. еще более обострило проблему международной конкурентоспособности. Местные компании пошли по пути конкуренции в области качества и сосредоточили усилия на разработке уникальных видов тканей и внедрении новейшего оборудования. Именно тогда в префектуре появились бесчелночные гидравлические (water jet looms) и рапирные (rapier looms) ткацкие станки, которые сделали возможным снижение расходов и повышение добавленной стоимости в расчете на единицу продукции.

Качественный скачок удалось совершить в начале 1980‑ х годов, когда был разработан принципиально новый материал полиэстер‑ филамент. В ткацкой промышленности префектуры наблюдались процессы, сходные с происходившими в начале 1950‑ х годов, т. е. в период перехода с вискозы на нейлон и другие искусственные волокна. Имеется в виду полная замена парка оборудования и разработка принципиально новых видов изделий. По сравнению с событиями 30‑ летней давности к этому добавилась также и определенная переориентация с внешнего на внутренний рынок. Перемены затронули все стадии производства – от изготовления пряжи и нитей до торцевой обработки и окраски готового материала. Изменилась также и система кооперационных взаимосвязей между компаниями ткацкой отрасли. Всё это создало новые возможности для роста. Однако после спекулятивного экономического бума 1985–1989 гг. наступил период длительной депрессии. В 1990‑ х годах последовало очередное падение спроса и цен на ткацкую продукцию, в результате чего начался очередной виток обновления ассортимента и технологий производства.

Особенностью 1990‑ х годов стало создание головными химическими предприятиями кэйрэцу производственной базы за рубежом. Многие компании Фукуи последовали за головными фирмами, а оставшиеся оказались предоставлены сами себе и вынуждены были выживать самостоятельно. Одной из важных стратегий тех лет явилось ускоренное технологическое развитие. Большую помощь компаниям префектуры оказали Центр промышленных технологий и местные университеты. С их помощью были созданы полиэстер‑ филаментные ткани второго поколения, обладающие свойствами растяжения и памяти формы, защиты от статического электричества, а также электропроводящие, облегченные и усиленные, вентилируемые и теплозащитные полотна.

Новые ткани необходимо было поставлять по приемлемой цене, небольшими партиями и в короткие сроки, что повлекло за собой применение новых принципов маркетинга, отношений с клиентами, изучения рынков. Всё это заметно усилило конкурентоспособность предприятий Фукуи. Достаточно отметить, что из 44 наиболее известных ткацких компаний префектуры две фирмы сумели получить наибольшую долю в продажах на мировом, а еще 13 – на внутреннем рынке Японии. Однако, несмотря на высокий технологический уровень и инновационный менеджмент, фактический распад кэйрэцу и потеря стабильного сбыта оказались слишком тяжелым ударом для большинства компаний. В 2000‑ е годы общую тенденцию сокращения ткацкого производства ни в префектуре, ни в Японии переломить не удалось.

В конце 1990‑ х годов созданное в Фукуи Общество бизнесменов по развитию ткацкой промышленности подготовило особый документ «Видение отрасли в XXI в. » (Бидзён). Оно включало: 1) лучший учет запросов рынка (креативный маркетинг, структурные реформы); 2) стратегию проникновения в новые отрасли (создание принципиально новых изделий, развитие исследований на основе трехсторонней кооперации с административными и научными учреждениями (сан‑ гаку‑ кан), проникновение в высокодоходные отрасли); 3) развитие материальной базы ткацкого производства (подготовка кадров, обновление оборудования, активизация кооперативных связей). Позднее появились «Направления развития отрасли в 2000‑ х годах». В них основное внимание было уделено внедрению в новые перспективные области, не связанные с производством тканей для одежды, такие как медицина, электроника, авиация, освоение космоса и морских ресурсов, производство товаров для дома, культуры и досуга и т. д. Применительно к выпуску тканей для одежды за основу была принята итальянская модель, т. е. глобальная стратегия и развитие на основе высокой моды и передовых технологий.

Именно эти направления и определяют развитие регионального ткацкого кластера в настоящее время (2016). В качестве примеров тканей для новых отраслей можно привести материал для подушек безопасности (компания Seiren), изоляцию от радиоволн (Urase), строительную гидроизоляционную ткань (Maeda Kosen), антенную ткань для космических аппаратов, включая кометный зонд Hayabusa (Sakase Adtech), углеродное волокно для корпусов авиационных двигателей (Shindo) и многие другие. Особенно следует отметить деятельность фирмы Sakurada (название изменено по просьбе компании) по разработке «растущей» ткани для сердечной перегородки у детей. В последнем примере соединены практически все приведенные выше перспективные направления развития ткацкой отрасли: исследования с участием университетов, закупки специального оборудования, проникновение в перспективную медицинскую область и т. д. (подробнее см. раздел 7. 2). С целью развития международной кооперации в изготовлении тканей для новых отраслей производители Фукуи приняли решение установить связи с компаниями из крупнейшего аналогичного кластера в Европе, расположенного в окрестностях французского Лиона в долине р. Роны.

Международная кооперация представляется важнейшим направлением развития также для малых и средних предприятий, выпускающих традиционные ткани. В данном случае речь может идти о закупках более дешевого и разнообразного сырья, о применении инновационных методов маркетинга с использованием современных информационных технологий. Тесные связи в рамках регионального отраслевого сообщества могут содействовать решению этой задачи и способны в определенной степени заместить деятельность головных компаний распавшихся кэйрэцу.

В целом в ткацкой отрасли префектуры Фукуи складывается сложная ситуация. Группа крупных и средних высокотехнологичных предприятий уже выработала стратегию проникновения в новые отрасли и нашла собственную нишу. Однако большинство малых компаний, занятых производством традиционных тканей, нуждаются в технологической и интеллектуальной поддержке. По‑ видимому, обеспечить повышение их конкурентоспособности может только система территориальной кооперации. В этом смысле значение регионального кластера не только сохраняется, но и возрастает.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...