Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3.2. Оправы для очков




 

Производство оправ для очков – это отрасль промышленности префектуры Фукуи, которая наиболее известна и внутри страны, и за рубежом. В данной отрасли действует 531 компания, число занятых превышает 3 тыс. человек, а отгрузки продукции достигают 53, 9 млрд иен, или примерно 0, 5 млрд долларов (2014). Отметим, что до 80 % внутреннего рынка Японии занимают импортные оправы, в основном китайского и корейского производства. Остальные 20 % оправ производятся внутри страны, причем свыше 19 % изготавливаются в префектуре Фукуи. Более детальное рассмотрение показывает, что доля местных компаний в отгрузках продукции, произведенной внутри Японии, составляет 96, 6 % по оправам, 19, 8 % по готовым очкам, 21, 5 % по очковым и контактным линзам и 96, 1 % по комплектующим деталям (2013). Подавляющее большинство компаний активно взаимодействуют между собой и компактно расположены в г. Сабаэ. Они осуществляют весь спектр операций, связанных с исследованиями и разработками, производством и продажами, обслуживанием и утилизацией изделий. Это позволяет говорить о том, что на этой территории существует полноценный региональный кластер, специализирующийся в области очковых оправ.

Первые производители оправ появились в Фукуи в 1905 г. Идея принадлежала богатому землевладельцу М. Масунаге (M. Masunaga), который искал дополнительный источник занятости и дохода для сельскохозяйственных семей в зимний период. В начале XX в. изготовление оправ в Японии было сосредоточено в основном в двух районах: в Токио выпускались дорогие и качественные, а в Осаке – дешевые и массовые изделия. Производство деталей (дужек, заклепок, перемычек, шарниров, носовых накладок и т. п. ) не представляло особой сложности и требовало лишь времени, внимательности и аккуратности. Именно этими качествами традиционно обладали крестьяне из префектуры Фукуи, которые вскоре научились изготавливать такие детали для токийских и осакских промышленников.

Компания М. Масунаги начала раздавать заказы местным крестьянам и продавать готовые изделия, затем этим же занялись дочерние фирмы его родственников, и через несколько лет в окрестностях г. Сабаэ возник специализированный индустриальный район. Вначале производство велось как сезонный вид деятельности, осуществляемый в сельскохозяйственной местности в зимний период. Однако уже через несколько лет появились предприятия, занятые изготовлением оправ круглый год. Существенную роль в этом сыграли дешевизна земли и труда, а также мастерство местных работников, быстро освоивших приемы выработки мелких металлических деталей. Бурно развивались технологии производства. В качестве материалов начали применяться золото, серебро, медь, разнообразные сплавы. Широкое распространение получило нанесение целлулоида на стержневые основы и металлических покрытий на внешние поверхности. В освоении этих видов деятельности компаниям новой отрасли помог опыт, накопленный местными производителями холодного оружия, ножей и режущих изделий.

К началу 1930‑ х годов в Сабаэ производились все виды очковых оправ и деталей, необходимых для их сборки. Особенностями организационной структуры сложившегося индустриального района являлись: 1) строгое разделение труда и узкая специализация малых фирм на создании отдельных деталей; 2) существование компаний‑ организаторов, занятых координацией малых партнеров и сборкой; 3) многоступенчатая система посредников, осуществляющих закупки материалов и реализацию оправ изготовителям очков. Производство велось на малых предприятиях, тем не менее разделение труда и специализация позволяли получать эффект от масштаба. Долгосрочные и доверительные отношения сводили к минимуму контрактные издержки. Закупочные и сбытовые функции выполнялись специализированными торговыми посредниками. Всё это обеспечивало достаточно высокую эффективность деятельности регионального кластера в условиях массового производства и растущего рынка.

В годы войны Токио и Осака превратились в «выжженные поля» (яки но хара), а вот Сабаэ практически не пострадал. Когда послевоенное оживление экономики привело к повышению спроса на очки и оправы, местные производители получили уникальный шанс для расширения производства. По счастливой случайности в окрестностях Сабаэ был ликвидирован военный городок, а его земля и помещения оказались распроданы по низким ценам местным жителям. Именно в бывших казармах и начали размещаться новые участки по производству оправ. В 1947 г. предприятиям Сабаэ удалось восстановить довоенный уровень, а затем и занять лидирующие позиции на внутреннем рынке Японии. К началу 1950‑ х годов в Сабаэ действовали уже несколько тысяч специализированных производителей, поставщиков материалов и сбытовых компаний. В производстве оправ, так же как и в экономике страны в целом, начался период быстрого роста.

В 1950‑ 1960‑ х годах в мире наблюдался бум спроса на солнцезащитные очки. Бурный рост продаж происходил практически во всех развитых странах, включая Японию. Неудивительно, что в 1960 г. доля солнцезащитных очков в общем объеме производства в Сабаэ достигла 70 %. Однако вслед за взрывным ростом популярности последовали насыщение рынка, падение продаж, и возникла необходимость коррекции баланса спроса и предложения. С этой целью местным производителям даже пришлось прибегать к уничтожению готовой продукции. В 1967 г. было сожжено более 400 тыс. пар солнцезащитных очков, оправ и деталей. Это событие получило название «фестиваля огня Сабаэ» (Сабаэ хи мацури).

Снижение спроса заставило разрабатывать новые изделия и технологии, а также применять новые организационные формы производства и продаж. Среди технологических новинок, появившихся в Сабаэ в 1970‑ х годах, выделяются методы нанесения гальванических покрытий и автоматизации сборки оправ. Именно в те годы компании Сабаэ вышли по технологическим характеристикам на мировой уровень. Причем достижения оказались не временными, а весьма устойчивыми, поскольку в 2012 г. из 12 наиболее продвинутых местных компаний две занимали лидирующие позиции по объемам продаж на мировом, а четыре – на внутреннем рынке Японии.

Формы организации производства и продаж изменились в результате проникновения в бизнес производителей линз (Hoya, Nikon) и торговых дискаунтных компаний. В отрасли появились объединения кэйрэцу, а часть местных производителей включилась в их состав в качестве промежуточных поставщиков. Кроме того, некоторые фирмы предприняли попытки перейти от производства комплектующих деталей к изготовлению готовых оправ, а также развернуть собственные сбытовые сети. Успех пришел только к компании Sharmant, которая быстро превратилась в лидера отрасли (подробнее см. раздел 7. 3). В итоге в региональном кластере сложились три вида моделей бизнеса: традиционная (малые предприятия, высокая специализация, разделение труда, централизованные закупки и сбыт); на основе кэйрэцу (средние предприятия, закупки и сбыт через головную фирму); модель компании Sharmant (полный цикл производства, собственная сбытовая сеть).

Повышение доходов населения в 1980‑ х годах стало причиной увеличения спроса на продукцию известных торговых марок. Своих модных брендов в Сабаэ пока не существовало, поэтому местные компании начали заключать лицензионные соглашения с владельцами прав на лейблы фирм Gucchi, Trussardi, Chanel и т. д. Большие суммы лицензионных выплат наглядно продемонстрировали важность создания собственных брендов. Тем не менее эту задачу местным производителям так и не удалось решить вплоть до наших дней.

В 1981 г. один из производителей металлов впервые представил местным компаниям титановый сплав. Началось совместное создание технологий его обработки. Уже в 1983 г. в продаже появились первые титановые оправы, которые быстро стали главным направлением развития на рынке высококачественных и дорогих товаров. С тех пор на протяжении уже нескольких десятков лет титановые оправы являются визитной карточкой местных производителей. В 1987 г. впервые в мире были изготовлены оправы с памятью формы. В разработке дизайна начали применяться компьютеры. Появились оригинальные технологии для прессовки, окраски и отделки титановых сплавов. Новые материалы, изделия и технологии позволили местным производителям преодолеть экономические потрясения и в 1992 г. довести продажи до 120 млрд иен (около 1, 2 млрд долларов). Этот уровень оказался высшим достижением в развитии региональной отрасли.

С середины 1990‑ х годов в префектуре Фукуи наблюдается спад производства оправ для очков. По‑ видимому, главными факторами этого следует считать внутреннюю депрессию и усиление зарубежной конкуренции. Экспорт изделий из Сабаэ на рынки азиатских стран начался еще в 1960‑ х годах. Японские оправы оказались хорошо приспособлены к форме лица азиатских потребителей, а гальванические покрытия легко выдерживали жаркий и влажный климат. В 1970‑ х годах компании Сабаэ достигли мирового уровня технологий и качества, что позволило им развернуть сбыт продукции на рынках развитых стран Америки и Европы. Быстрый рост экспорта замедлился в середине 1980‑ х годов после подорожания иены и создания местными компаниями производственных баз за рубежом. Вынос производства в Южную Корею и Китай позволил преодолеть последствия резкого подорожания иены в 1985–1987 и 1993–1996 гг. Однако оборотной стороной этого стало быстрое усиление иностранных конкурентов и утрата значительной части японского рынка. Импорт зарубежных оправ начал расширяться с середины 1990‑ х годов и в 2002 г. превысил экспорт.

Снижение объемов изготовления оправ заставило искать пути оздоровления региональной отрасли. С целью развития производства в 1994 г. в префектуральном Центре технологической поддержки была создана специализированная рабочая группа. Ее задачей стала разработка новых методов сварки титана и нанесения гальванических покрытий. В 1996 г. в отраслевом объединении промышленников префектуры появился Отдел исследований новых материалов. В 1998 г. местное производство оправ было внесено в реестр поддержки по Закону о промышленных районах концентрации малых и средних предприятий. Начался систематический поиск новых сфер приложения накопленных технологий тонкой металлообработки. Наибольших успехов в этом добилась уже упомянутая компания Sharmant, которая создала и выпустила на рынок более 200 видов медицинских титановых инструментов (раздел 7. 3).

Самые значительные изменения организации продаж произошли в традиционной системе сбыта продукции специализированных малых предприятий, связанных жестким разделением труда. Был взят долгосрочный курс на расширение их функций от производства до маркетинга и реализации изделий. С этой целью с 1997 г. начала проводиться сначала национальная, а затем международная выставка‑ продажа очковых оправ. В 1998 г. появилась группа по созданию единого регионального бренда для множества малых компаний. В 2010 г. по инициативе Ассоциации производителей состоялось открытие полностью обновленного «Дома очков» (Меганэ кайкан), объединяющего функции музея отрасли, туристического центра и пункта продаж готовых изделий. И всё же, несмотря на серьезные технологические и организационные изменения, тенденцию к сокращению масштабов производства преодолеть не удалось ни в 1990‑ х, ни в 2000‑ х годах.

Будущее производства оправ для очков в Сабаэ связано, скорее всего, с изготовлением премиальных изделий из инновационных материалов на основе титановых и магниевых сплавов. Наибольший спрос на подобные оправы существует в США и странах Западной Европы, где и будут активно разворачиваться новые сбытовые подразделения. Японский рынок вступает в период зрелости, когда для успеха необходимы быстрая реакция, широкий ассортимент и малые партии нестандартной продукции. Вероятнее всего, это подразумевает перестройку традиционной модели бизнеса для большинства узкоспециализированных предприятий, занятых производством деталей и не имеющих собственного опыта изготовления и маркетинга готовых оправ. Будущее этих компаний предсказать очень сложно. Тем не менее многие из них обладают уникальными знаниями, опытом и технологиями. Применение накопленного потенциала для создания нетрадиционных для региона изделий в растущих отраслях (медицинских инструментов, корпусов мобильных телефонов, элементов интерьера, автомобильных деталей и т. п. ) может оказаться эффективной стратегией оздоровления регионального кластера. В этом случае Сабаэ должен будет превратиться из «Города очков» в «Город тонкой металлообработки».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...