Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.2. Содержание ВЭС: движение товаров, капиталов, людей




 

Одна из самых распространенных теорий международной торговли – теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо – гласит, что страны специализируются на выпуске и экспорте тех продуктов, которые они могут произвести с минимальными международными издержками. На первый взгляд структура торговли Японии подтверждает этот тезис: в стране имеются квалифицированная рабочая сила, множество опытных предпринимателей и накоплены большие объемы производственного и финансового капитала. Хорошая обеспеченность этими факторами производства объясняет, почему в экспорте страны преобладают изделия с высокой добавленной стоимостью. Именно в этих областях Япония имеет сравнительные преимущества. Напротив, отсутствие природных ресурсов, недостаток сельскохозяйственных земель и дешевой рабочей силы заставляет импортировать энергоносители, продовольствие и сырье (рис. 8. 1).

 

Рисунок 8. 1

Товарная структура внешней торговли Японии (2014)

Источник: [Statistics Bureau, 2015]

 

Тем не менее специфика товарной структуры торговли обусловлена не только сравнительными преимуществами и факторами производства, но и другими причинами. В частности, в 1960‑ 1970‑ е годы в Японии наблюдался недостаток производственного капитала, но в экспорте, благодаря активной государственной поддержке, росла доля товаров капиталоемких отраслей. Импорт ряда сельскохозяйственных продуктов (рис, свинина, говядина, молокопродукты, пшеница) вплоть до настоящего времени сдерживается высокими импортными пошлинами. Следовательно, политика правительства играет важную роль в модификации товарной структуры, возникающей на базе сравнительных преимуществ.

Отметим еще одну важную особенность японской внешней торговли. Заметная часть современной мировой торговли осуществляется внутри крупных международных компаний. Рост внутриотраслевой торговли идет с 1970‑ х годов и связан с расширением транснациональных предприятий и формированием международных производственных и сбытовых цепочек [Леонтьева, 2016]. Японские производители, так же как и их зарубежные коллеги, давно создали производственные базы за рубежом. А вот иностранные компании в Японии пока действуют в значительно меньших масштабах. Если, например, США в больших объемах и экспортируют, и импортируют автомобили и автозапчасти, то в автомобильной промышленности Японии явно преобладает экспорт, а импорт существенно отстает. Причина в том, что в Японии намного меньше иностранных автомобилестроительных фирм, чем в США. Соответственно, импорт компонентов для иностранной сборки невелик. В свете сказанного неудивительно, что объемы внутриотраслевой торговли Японии хотя и постоянно растут, но пока отстают от показателей европейских стран и США.

Совокупность перечисленных причин – сравнительных преимуществ, экономической политики, деятельности многонациональных предприятий – определяет состав торговых партнеров Японии. Важнейшим торговым регионом для Японии является Азия, причем наибольшие обороты взаимной торговли страны приходятся на Китай. Главными рынками сбыта высокотехнологичных товаров выступают США и ЕС, а энергетические ресурсы поступают из стран Ближнего Востока (рис. 8. 2).

С 1981 по 2011 г. экспорт Японии превышал импорт, т. е. наблюдалось положительное сальдо внешней торговли. Начиная с 2011 г. стоимость национального импорта обогнала величину экспорта, сальдо внешней торговли стало отрицательным и сохранялось таким до 2016 г. Неустойчивость внешнеторгового баланса превратилась в серьезную проблему международной торговли Японии.

После краткой характеристики японской внешней торговли обратимся к международному движению капиталов. Сумма накопленных зарубежных активов Японии в 2014 г. составляла 945, 2 трлн иен (около 9, 4 трлн долларов). Обязательства японских компаний и правительства достигали 578, 4 трлн иен, следовательно, баланс накопленных обязательств был положительным (366, 8 трлн иен, или 69 % ВВП Японии на 2014 г. ). Эта цифра указывает на то, что в современной системе международных финансов Япония играет роль важного нетто‑ кредитора, или экспортера капитала.

 

Рисунок 8. 2

Внешняя торговля Японии по странам и регионам (2014)

Источник: [Statistics Bureau, 2015]

 

Зарубежные активы Японии включают государственные и частные, прямые и портфельные, краткосрочные и долгосрочные вложения средств для получения доходов или каких‑ либо других результатов. Среди зарубежных активов наибольшее внимание традиционно привлекают прямые иностранные инвестиции и официальная помощь развитию. Обратимся к анализу этих двух форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ, или foreign direct investment – FDI) представляют собой капиталовложения для приобретения контроля над иностранными производственными активами, участия в управлении и экономической деятельности в какой‑ либо стране. Как правило, в национальной и международной статистике считается, что инвестиции в размере 10 и более процентов уставного капитала фирмы относятся к прямым, а меньшие по доле – к портфельным. Бурный рост ПИИ начался в 1980‑ х годах в связи с расширением деятельности многонациональных предприятий. В настоящее время в условиях либеральной внешней торговли и трудностей тарифной защиты внутреннего рынка привлечение ПИИ стало главным методом создания обрабатывающих производств, передачи технологий и капитала из развитых в развивающиеся страны.

С точки зрения экономической теории международная торговля представляет собой обмен продуктов, произведенных на основе национальных факторов производства – труда, капитала, предпринимательского опыта. Прямые иностранные инвестиции приводят к тому, что иностранные владельцы начинают контролировать внутренние компании, т. е. предоставлять часть трудовых и капитальных услуг, связанных с производством. В этом смысле ПИИ являются лишь одной из форм международной торговли товарами, когда часть факторов производства предоставляется иностранцами. Поэтому развитие ПИИ объясняется теми же причинами, что и рост международной торговли, а именно: сравнительными преимуществами, политикой правительства и деятельностью многонациональных предприятий. Япония обладает большими ресурсами капитала и предпринимательского опыта, т. е. имеет сравнительные преимущества в этих областях. Неудивительно, что она играет хотя и не решающую, но весьма заметную роль на мировом рынке ПИИ. В частности, в 2015 г. объем накопленных ПИИ из Японии составил примерно 1, 2 трлн долларов (25 трлн во всем мире, 9, 3 трлн в ЕС и 5, 9 трлн в США). Величина и основные направления мировых ПИИ отражены на рисунке 8. 3.

 

Рисунок 8. 3

Накопленные объемы прямых иностранных инвестиций Японии, США и ЕС (2013–2015)

Источники: [World Investment Report, UNCTAD, 2016; OECD Statistics, FDI positions by partner country, 2013]

 

Накопленный запас и поток ПИИ из Японии достаточно велики. По этим показателям страна находится на втором месте в мире (если ЕС не рассматривать как единое целое). По данным ОЭСР, в 2015 г. объем ПИИ японских компаний за рубежом достиг 130, 7 млрд долларов (против 320, 0 млрд в США и 507, 5 млрд в Европейском союзе). В то же время принятые Японией ПИИ составляли всего 2, 0 млрд долларов (384, 7 млрд в США и 433, 9 млрд в странах ЕС).

Анализ ПИИ Японии показывает, что главной их особенностью является не географическая или отраслевая направленность, а большой разрыв между вложениями японских компаний за рубежом и иностранных фирм внутри страны. До середины 1980‑ х годов это можно было объяснить существованием юридических ограничений. Затем практически все они были отменены, и к 1990‑ м годам законодательная среда Японии в отношении зарубежных инвестиций приняла тот же вид, что и в большинстве развитых стран мира. Тем не менее, как отмечает ряд исследователей, некоторые барьеры сохраняются до сих пор [Paprzycki, Fukao, 2012]. Справедливости ради отметим, что при внимательной проверке многие из них оказываются лишь применением внутренних правил к зарубежным товарам и технологиям. Например, правило обязательного контроля выхлопных газов каждого десятого изделия при сборке автомобилей или мотоциклов мелкими партиями действует и для внутренней, и для зарубежной продукции. Однако тема нетарифных барьеров регулярно поднимается как в СМИ, так и в научной литературе.

А вот другой очевидный факт, похоже, не оспаривает никто: особенности японского языка и культуры затрудняют длительное проживание иностранцев. Разумеется, то же самое можно сказать, например, в отношении Китая и многих других стран. Но в Японии прибыльность иностранных вложений не настолько высока, чтобы окупить неизбежные трудности и дополнительные расходы. Неудивительно, что на протяжении 1980‑ х годов даже после отмены законодательных ограничений резкого роста иностранных инвестиций в Японию не произошло. Ситуация стала меняться лишь в 1990‑ х годах после окончания спекулятивного экономического бума, падения цен и начала проведения широких социально‑ экономических реформ. Дальнейшие перспективы привлечения ПИИ в Японию наверняка будут связаны со снижением стоимости японских активов (и прежде всего недвижимости), повышением национальной конкурентоспособности, а также продолжением интернационализации страны (распространением иностранных языков, предоставлением ориентированных на иностранцев юридических, финансовых и транспортных услуг, созданием комфортной интернациональной среды и т. п. ).

Рассмотренные выше ПИИ представляют собой один из видов движения частных инвестиций. Кроме частного капитала, национальные границы пересекает также государственный. Главной его формой является помощь развивающимся странам в создании основ национальной экономики. В 2013 г. на эти цели было выделено 12, 8 млрд долларов, причем 7 млрд долларов предоставлены в виде невозвратных грантов, а остальное – в виде низкопроцентных займов и взносов в международные организации.

Первые потоки официальной государственной помощи Японии (1954) были направлены в страны Восточной Азии (Бирму, Индонезию, Филиппины) в виде военных репараций. После завершения их выплаты помощь была продолжена, хотя направления ее несколько изменились. Основным получателем средств стал Китай (ему репарации не выплачивались, но помощь была условием японо‑ китайского послевоенного урегулирования). С 1964 г., после вступления в организацию ОЭСР, основной формой помощи Японии стала деятельность в рамках Комиссии по содействию развитию (Development Assistance Commission, DAC), а основным видом – официальная помощь развитию (ОПР, или Official Development Assistance, ODA). В 1989–2000 гг. Япония занимала первое место в мире по абсолютным объемам ОПР, но затем из‑ за сложного финансового положения выделяемые суммы начали сокращаться. В 2013 г. по абсолютному объему ОПР Япония находилась на пятом месте в мире, а по относительному (0, 23 % валового национального дохода, Gross National Income, GNI) занимала третье место с конца среди стран ОЭСР, опережая только Италию (0, 16 %) и Южную Корею (0, 10 %). Тем не менее за истекшие 60 лет на цели помощи Япония направила примерно 350 млрд долларов, т. е. больше, чем любая другая страна мира.

Основными получателями ОПР Японии являются страны Восточной Азии, хотя в последние годы растет удельный вес Африки, Центральной Азии и других регионов. С учетом накопленного Японией опыта экономического развития ОПР направляется прежде всего на создание экономической и социальной инфраструктуры. В распределении ОПР используется «заявительный принцип», т. е. нуждающаяся в помощи страна должна сама обратиться к правительству Японии с просьбой о предоставлении средств. Среди проблем ОПР в последние годы чаще всего называют «связанную помощь» (условием является закупка японских материалов и предоставление контрактов японским компаниям), помощь «недемократическим странам» (Китаю, Мьянме и некоторым другим), а также нецелевое использование средств. Неудивительно, что отношение к ОПР в Японии неоднозначно, а в обществе постепенно формируется мнение о необходимости глубоких реформ в этой сфере [MOFA, 2016].

Важную роль во внешнеэкономических связях играет перемещение людей через национальные границы, которое можно разделить на три потока: беженцев, трудовую миграцию и международный туризм. Количество беженцев, принимаемых Японией, невелико. По данным Комиссии ООН по делам беженцев (The UN Refugee Agency, UNHCR), в 2013 г. в Японии проживали 2474 человека со статусом беженцев, 13 831 обратившийся с просьбой о предоставлении убежища и 603 лица без гражданства. В течение 2015 г. японские власти рассмотрели 7586 обращений о предоставлении убежища, но приняли положительное решение только в отношении 27 человек. При этом взнос Японии в бюджет Комиссии ООН достигал 157, 6 млн долларов и был третьим по величине после США и ЕС. Очевидно, что в политике страны прослеживалось желание выделять деньги, но не принимать большого числа беженцев на своей территории.

Основные характеристики миграции населения в Японии и странах мира приведены в таблице 8. 2.

 

Таблица 8. 2

Международная миграция и переводы личных средств

 

Источник: [World Development Indicators, The World Bank, 2016]

 

В 2014 г. в Японии проживало 2, 12 млн иностранных граждан, или 1, 7 % населения страны. Из числа мигрантов 45 % имели статус постоянных резидентов (как правило, он предоставляется японцам зарубежного происхождения, родственникам японцев или проживающим в Японии более 10 лет). За рубежом находились 1, 26 млн граждан Японии, из них 33 % жили там постоянно. Получается, что количество иностранцев в Японии почти вдвое превышало число японцев за рубежом, т. е. сальдо миграции для страны имело положительный характер. Однако и в абсолютном выражении, и в пропорции к населению страны миграция в Японии была относительно невелика. Это хорошо заметно по суммам переводов личных средств (зарплаты, гонарары и др. ) в страну и из страны (табл. 8. 2, правая часть): объемы переводов сравнительно небольшие, причем иностранные рабочие переводят из Японии ощутимо больше денег, чем японцы из зарубежных государств.

В 2014 г. в Японии работали 788 тыс. иностранцев, или 1, 2 % от общего числа занятого населения. Примерно половина из них имела статус стажеров, прибывших в Японию для обучения и повышения квалификации на рабочем месте. Среди работников‑ иностранцев наибольшее количество составляли граждане Китая (303, 8 тыс. ), Бразилии (95, 5 тыс. ) и Филиппин (80, 1 тыс. ). Что касается их распределения по отраслям, то 38, 9 % иностранцев работали в промышленности и строительстве, 11, 3 % в гостиницах и ресторанах, 9, 8 % в торговле, 7, 5 % в сфере образования и т. д.

В 2014 г. 60 тыс. иностранцев в Японии просрочили свои визы и автоматически попали в число нелегальных иммигрантов. По сравнению с рекордным уровнем 1993 г., когда число нелегальных иммигрантов в стране достигало 298 тыс., данная цифра сократилась более чем в пять раз. Это стало следствием ужесточения миграционного контроля и всестороннего надзора за пребыванием иностранцев в средине 2000‑ х годов. Об усилении контроля говорят следующие данные: за прошедшие 10 лет из Японии были депортированы примерно 100 тыс. нелегально проживавших иностранцев. В 2015 г. число депортированных составило 12, 2 тыс. человек. Это были в основном граждане Китая, Южной Кореи и Филиппин.

Небольшое число иностранных рабочих и эффективный контроль над их пребыванием – это следствие иммиграционной политики страны. В первой половине 2000‑ х годов в Японии развернулись активное обсуждение проблем иммиграции. Позиции профсоюзов, экономических кругов и органов местного самоуправления в регионах с высокой концентрацией иностранцев однозначно подтвердили, что японское общество не поддерживает массового притока рабочей силы из‑ за рубежа. В результате власти Японии сделали ставку на привлечение квалифицированных специалистов, а не на решение за счет иностранцев демографических или трудовых проблем. Причины этого были зафиксированы в Законе о мерах занятости (Employment Measures Act). Там говорится о нежелании создавать в Японии «двойственную структуру рынка труда» с большим числом низкооплачиваемых иностранных рабочих без социальных гарантий. Кроме того, упоминается негативный опыт многих европейских стран, в свое время принявших большое число мигрантов и столкнувшихся с проблемами их социальной адаптации. В итоге Япония начала строить иммиграционную политику не на основе текущих экономических потребностей в дополнительной рабочей силе, а с учетом вероятных долгосрочных последствий пребывания иностранцев для сфер здравоохранения, социального обеспечения, образования, общественного порядка и местных сообществ.

На практике это привело к тому, что в конце 2000‑ х годов приток иностранных рабочих в Японию сократился. Представители ряда отраслей начали обращаться в правительство с просьбами об увеличении их числа. В конце концов голос промышленников был услышан. По крайней мере, после принятия новых ориентиров экономической политики в сентябре 2015 г. несколько министров кабинета С. Абэ выступили за расширение числа принимаемых мигрантов для решения экономических задач Японии, таких как увеличение ВВП с нынешних 490 трлн до 600 трлн иен к 2020 г., а также для подготовки к Олимпийским играм 2020 г. в Токио и осуществления ряда крупных строительных проектов. Причем речь шла о приеме такого количества иностранцев, которое могло бы не просто решить трудовые проблемы, но и замедлить падение численности населения. К июлю 2016 г. конкретных решений принято не было, но обсуждение крупных перемен в миграционной политике Японии уже началось.

В завершение рассмотрения внешнеэкономических связей Японии затронем вопрос о международном туризме. Экономическое значение туризма в современном мире характеризуют следующие цифры: число международных туристов в 2014 г. достигло 1, 22 млрд человек, а их расходы – 1, 43 трлн долларов. Прогнозы Всемирной организации туризма ООН (ВОТ ООН, UNWTO – UN World Tourism Organization) предсказывают рост числа туристов до 1, 4 млрд человек к 2020 и 1, 8 млрд к 2030 г., причем самые высокие темпы роста будут приходиться на азиатский регион. В странах, принимающих наибольшее число туристов (Франция и США), поступления по этим статьям превышают 8 % национального экспорта. В ряде развивающихся государств с относительно дешевой валютой эта доля, а значит, и зависимость экономики от зарубежного туризма значительно выше. Основные показатели международного туризма приведены в таблице 8. 3.

Можно выделить три особенности международного туризма в Японии. Во‑ первых, с точки зрения масштабов и экономического значения туризма Япония является быстро развивающейся страной. По расчетам правительственного Агентства по туризму, прямой и косвенный вклад отрасли в ВВП Японии составляет около 5 %, в занятость населения – 6, 2 %, в бюджетные доходы всех уровней – 5 % [Japan Tourism Agency, 2014]. Это примерно соответствует показателям США и Канады, хотя и существенно отстает от Италии, Франции и Испании. Внутренний туризм является неотъемлемой частью национальной культуры Японии. В 2015 г. туристические поездки внутри страны совершили 316, 7 млн человек, что примерно в 2, 5 раза превышает число жителей Японии. Достаточно сказать, что всемирно известный город Киото с населением 1, 47 млн человек в 2013 г. принял 51 млн посетителей, из которых около 1, 13 млн были зарубежными, а около 50 млн человек – японскими туристами. Однако если речь заходит о средних цифрах, то оказывается, что в 2015 г. количество поездок с ночевкой на душу населения в год составляло всего 1, 4 против примерно 4 в США. Средняя продолжительность поездок японцев составляла 2, 3 дня, в то время как американцы путешествовали по 4–5 дней. При этом перечисленные показатели в США постоянно росли, а в Японии колебались из‑ за нестабильности доходов населения. Высокий уровень цен, неразвитость доступной туристам рекреационной инфраструктуры, а более всего – отсутствие традиций продолжительного отдыха хорошо объясняют, почему японцы сравнительно мало путешествуют по стране. Расширение приема зарубежных туристов, несмотря на бурный рост в 2015–2016 гг., наталкивается на те же самые трудности.

 

Таблица 8. 3

Показатели международного туризма (2014)

 

Источник: [World Development Indicators, The World Bank, 2016]

 

Во‑ вторых, международный туризм в Японии подвержен сильному влиянию политических, экономических и природных факторов. В 2011 г. катастрофическое землетрясение, цунами и ядерная авария привели к падению числа иностранных туристов примерно на 25 %. В 2012 г. главным сдерживающим фактором для поездок иностранцев стали дорогая иена и политические разногласия с Китаем. А вот в 2013–2015 гг. удешевление национальной валюты, смягчение визового режима и активная рекламная кампания привели к всплеску въездного туризма. В 2015 г. число посетивших Японию увеличилось сразу на 47, 1 % по сравнению с предыдущим годом и достигло рекордного уровня – 19, 74 млн человек. В первой половине 2016 г. рост также продолжился, хотя и не столь быстрыми темпами.

В‑ третьих, в 2015 г. впервые за прошедшие 30 с лишним лет число въехавших в страну туристов превысило количество японцев, выехавших за рубеж. Соответственно, расходы иностранных туристов в Японии (внутренний экспорт) превысили покупки японцев за рубежом (частный импорт). Отрицательное сальдо туристического обмена, характерное для 1971–2014 гг., сменилось положительным. Неудивительно, что в последние годы о въездном туризме начали говорить как о серьезном факторе равновесия платежного баланса, экономического развития и оздоровления многих территорий страны. В сентябре 2015 г. правительство Японии поставило цель довести число въезжающих в Японию туристов до 30 млн человек к 2020 г. [Агентство по туризму, 2016]. Если учесть быстрый рост зарубежного туризма в окружающих Японию странах Восточной Азии, то следует признать, что это выполнимая задача.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...