Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.3.3. Торговля в послевоенные годы (1945–1991)




 

После поражения в войне вплоть до 1951 г. Япония находилась под контролем штаба оккупационных (фактически – американских) войск. В 1946–1949 гг. вся внешняя торговля страны, в том числе и японо‑ советская, осуществлялась по разрешениям штаба на основе межправительственных соглашений. Объемы торговли были незначительны. Лишь в 19471948 гг. удалось заключить несколько более или менее заметных сделок по экспорту в Россию деревянных судов и железнодорожных вагонов, а также импорту сахалинского угля на общую сумму около 11 млн долларов США [Мураками, 1989]. В 1949 г. текущее наблюдение над внешней торговлей перешло к правительству Японии, а совершение внешнеторговых операций было передано частным фирмам. Однако обострение политической обстановки, образование Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ, или Coordinating Commmittee for Multilateral Export Controls – COCOM), осуществлявшего надзор над экспортом технологий и продукции двойного назначения в «коммунистические страны», а также начало Корейской войны и другие события привели к фактическому свертыванию торговли.

Восстановление торговых связей Японии и СССР произошло лишь после заключения совместной Декларации 1956 г., возобновления дипломатических отношений и юридического прекращения состояния войны между двумя государствами. В следующем году страны подписали торговый договор и соглашение о товарообороте и платежах, где установили режимы наибольшего благоприятствования, открыли регулярное транспортное сообщение и определили процедуры расчетов. Тем самым были сформированы юридические и организационные основы для возобновления двусторонних торговых отношений.

Вслед за этим встала еще более сложная задача: создать атмосферу доверия, необходимую для устойчивого и долгосрочного сотрудничества. Проводившаяся в СССР по инициативе Н. Хрущёва политика мирного сосуществования и курс на сближение с Японией помогли двум странам в значительной мере преодолеть отчуждение и недоверие прошлых лет. Большую роль в этом сыграли торгово‑ промышленные выставки, организованные в 1960–1961 гг. поочередно в обеих странах. Кроме того, в 1962–1965 гг. состоялся обмен представительными делегациями (миссиями, как их называли в Японии) промышленников, металлургов и деревообработчиков. Делегация под руководством А. Микояна (Председателя Президиума Верховного Совета СССР) в 1964 г. передала японской стороне предложение о закупке 17 химических заводов на условиях 5‑ летней рассрочки. Условия были приняты Японией, причем впоследствии отраслевой спектр оборудования оказался расширен, а период рассрочки увеличен до 8 лет. Поставки комплектного оборудования для химической, целлюлозно‑ бумажной и металлургической промышленности составляли основу японского экспорта на протяжении почти 20 лет (рис. 8. 5).

На рубеже 1960‑ 1970‑ х годов Япония приняла активное участие в освоении природных ресурсов и развитии инфраструктуры советских Сибири и Дальнего Востока. Между японским и советским правительством была заключена серия так называемых компенсационных сделок, в рамках которых СССР получал целевые частные кредиты на закупку японского оборудования и расплачивался поставками леса, угля, нефти, металла, произведенных с помощью закупленных машин. Так были реализованы проекты по освоению лесных ресурсов (первое соглашение подписано в 1968 г. ) и производству сырья для целлюлозно‑ бумажной промышленности (1971).

После визита в СССР японского премьера К. Танаки (K. Tanaka) в 1973 г. участие в освоении Сибири даже получило в Японии статус национального проекта [Мураками, 1989]. Напомним, что экономика Японии в те годы стремительно росла, а правительство активно поддерживало экспорт. Осознание важности новых источников сырья и рынков сбыта привело к решению использовать для финансирования сделок с СССР государственные средства в форме кредитов Экспортно‑ импортного банка Японии. Разумеется, это сразу расширило сферу и подняло уровень сотрудничества. На такой солидной основе началась разработка южно‑ якутских месторождений каменного угля и природного газа (с 1974 г. ), а также разведка шельфовых нефтегазовых месторождений на севере Сахалина (с 1975 г. ). Изменилась и структура торговли. В японском экспорте на первое место вышли горнодобывающие и деревообрабатывающие машины, а в импорте увеличились доли угля, нефти, целлюлозы и технологической щепы. В то же время доля Японии во внешнеторговом обороте СССР оставалась сравнительно небольшой и колебалась в пределах 2, 5–3, 5 % [Госкомстат СССР, 1990].

 

Рисунок 8. 5

Экспорт и импорт Японии в направлении СССР

Источник: [РОТОБО, 2005]

 

Компенсационные сделки позволили не только нарастить объемы торговли, но и создать уникальный для того времени механизм совместной реализации крупных сырьевых проектов странами с различными социально‑ экономическими системами. Впоследствии отработанные принципы сотрудничества использовались при строительстве газопроводов из СССР в Западную Европу. Однако, пожалуй, самым важным результатом компенсационных сделок стал весомый вклад Японии в создание на российском Дальнем Востоке промышленной и транспортной инфраструктуры, существующей до сих пор. Неудивительно, что начиная с 1967 г. Япония заняла первое место среди внешнеторговых партнеров СССР в группе промышленно развитых стран, и только в 1974 г. уступила первенство Западной Германии.

Начало 1980‑ х годов стало непростым периодом в двусторонних отношениях. Санкции после ввода войск СССР в Афганистан, усиление надзора над экспортом оборудования по линии КОКОМ, жесткий самоконтроль японских производителей – всё это привело к неустойчивости и колебаниям товарооборота. Большие изменения происходили и в экономике обеих стран: в Советском Союзе возрастала зависимость от нефти и газа, потребности смещались с химического на нефтедобывающее оборудование и трубы большого диаметра. Япония же избавлялась от материалоемких отраслей, осуществляла программы повышения энергоэффективности и развивала наукоемкие производства. Параллельно снижался японский спрос на российское сырье. В результате, по мнению японских специалистов, к началу 1980‑ х годов. Япония практически утратила интерес к освоению природных богатств Сибири, а советская сторона по инерции продолжала предлагать соглашения на компенсационной основе, невзирая на серьезные перемены в системе мировой торговли [Яманака, 1989].

Разумеется, это сказалось как на объемах, так и на структуре взаимных поставок. В частности, за 1970–1986 гг. в экспорте Японии резко сократилась доля текстиля и вырос удельный вес металлоизделий и продукции машиностроения. В импорте из СССР доля леса и лесоматериалов оказалась замещена каменным углем, хлопком, мазутом и золотом. К середине 1980‑ х годов расширение экспорта столкнулось с недостатком инвестиционных ресурсов в СССР, а импорта – с ограничением сырьевых потребностей японского внутреннего рынка. Торговля двух стран дошла до «объективных пределов» [Мураками, 1989].

Новый этап в развитии японо‑ советских отношений начался в 19861988 гг., после того как М. Горбачёв выдвинул несколько инициатив по сотрудничеству СССР со странами Азиатско‑ Тихоокеанского региона. С 1987 г. в СССР стало возможным образование совместных предприятий, и первое советское СП, действующее в сфере производства, было создано с японской фирмой («Игирма‑ Тайрику», пиломатериалы). После реформы 1988 г. второе дыхание получила прибрежная торговля, быстро превратившаяся в заметный элемент японо‑ советских экономических связей. В итоге к концу 1980‑ х годов в торговле действовали одновременно два механизма – «плановый» (межгосударственные соглашения) и «полурыночный» (СП и приграничное сотрудничество). В результате в 1989 г. оборот взаимной торговли достиг максимального уровня (6, 085 млрд долларов) за всю историю двусторонних отношений [Госкомстат СССР, 1990]. К сожалению, подъем оказался недолговременным. В 1990–1991 гг. экономический кризис в СССР и распад государственного механизма внешней торговли привели к обвальному падению товарооборота.

В послевоенный период внешнеэкономические отношения Японии и СССР последовательно прошли через этапы зарождения, бурного роста, неустойчивости, насыщения и кризисного падения. На всех исторических этапах торговле были присущи несколько общих черт. Прежде всего объем товарооборота двух стран серьезно колебался в зависимости от политического климата. Далее, даже на пике роста в 1989 г. доля СССР во внешнеторговом обороте Японии не превышала 1, 3 %, да и для Советского Союза этот показатель составлял всего 2, 5 %. И наконец, принцип обмена российского сырья на японские промышленные изделия также сохранялся практически без изменений, несмотря на определенные сдвиги в товарной структуре. Следовательно, в отношениях двух стран фактически возродилась модель внешней торговли, возникшая в предвоенные годы.

Ни СССР, ни Япония не были удовлетворены сложившимся положением дел. Так, например, в конце 1980‑ х годов официальные лица с обеих сторон неоднократно высказывали обеспокоенность вертикальным характером и дисбалансом торговли, падением ценовой конкурентоспособности японских товаров и снижением спроса на сырье, слабой политической поддержкой бизнеса в Японии и отставанием в развитии Дальнего Востока СССР [Яманака, 1989]. Тем не менее структура экономики, механизм сотрудничества и состояние двусторонних отношений препятствовали поиску более эффективных вариантов.

В начале 1960‑ х и 1980‑ х годов в японо‑ советской торговле наступали критические моменты. После первого из них Советский Союз расширил импорт комплектного оборудования и пошел на реализацию компенсационных соглашений. Политика сообщила торговле мощный положительный импульс. Однако расчеты за импорт велись при помощи связанного экспорта сырья. Итак, описанная цепь событий в двусторонних отношениях закрепила традиционную товарную структуру. Впоследствии именно отсутствие структурных перемен стало препятствием к дальнейшему расширению торговых связей.

Второй критический момент завершился перестройкой в СССР, частичной либерализацией внешней торговли и ростом товарооборота. Впервые в послевоенные годы в торговле появились некоторые элементы рыночных отношений. События второй половины 1980‑ х годов, по всей видимости, следовали друг за другом как причина и следствие (либерализация, совместные предприятия, поставки оборудования и обратное движение продукции с низкой добавленной стоимостью). В механизме сотрудничества вновь проявилась зависимость от политических решений, в структуре торговли закрепился обмен сырья на промышленные изделия, а расширение объема товарооборота натолкнулось на ограниченные возможности промышленно‑ сырьевого обмена. Кроме того, реформа советских внешнеэкономических связей носила слишком ограниченный и краткосрочный характер. В результате политический заряд перестройки оказался достаточным для разрушения СССР, но не смог привести к смене колеи в японо‑ советских торгово‑ экономических отношениях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...