Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки нематериальных активов.




Для практической оценки стоимости нематериальных акти­вов специалисты рекомендуют затратный, доходный и сравни­тельный подходы, обычно используемые в оценке других видов активов.

ДОХОДНЫЙ МЕТОД. В соответствии с доходным подходом стоимость объекта нематериальных активов принимается на уровне текущей стоимости тех преимуществ, которые имеет предприятие от его использования.

Сравнительный подход используется при оценке рыночной стоимости нематериальных активов исходя из данных о недавно совершенных сделках с аналогичными нематериальными активами.

На основе затратного подхода определяют стоимость воспроизводства. При использовании затратного подхода нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие.

Одной из основных форм бухгалтерской отчетности организации является Бухгалтерский баланс (форма N 1). Информация об остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и на конец отчетного периода отражается в разделе "Внеоборотные активы" бухгалтерского баланса по строке 110 в графах 3 и 4 соответственно. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между дебетовым сальдо на счете 04 "Нематериальные активы" и кредитовым сальдо на счете 05 "Амортизация нематериальных активов" (с учетом переоценки по состоянию на 1 января отчетного года).

 

 

2. Амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов. Методы их расчета. Расчет годовой суммы амортизационных отчислений различными методами.

Амортизация - процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере износа на производимую продукцию, превращения ее в денежную форму и накопления финансовых ресурсов в целях последующего воспроизводства основных фондов. По экономической сущности амортизация - это денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенных на вновь созданный продукт.

Значительную роль в системе амортизации играют методы ее начисления. Они активно влияют на объем амортизационного фонда, на степень концентрации ресурсов в различные периоды функционирования основных средств, на размеры отчислений, включаемых в себестоимость продукции. В практике начисления амортизации основных средств и нематериальных активов применяются три вида методов: пропорциональные и регрессивные(способ уменьшаемого остатка) и способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

1. Линейный (пропорциональный) способ – это списание стоимости объекта равными суммами в течение срока его службы. Амортизация при этом начисляется равными долями в течение всего срока эксплуатации объекта ОС до полного перенесения его стоимости на стоимость производимой продукции.

Расчет производится по формулам: Аj = Fп * На / 100,

где На – норма амортизации (в %);

Тп.и – срок полезного использования объекта основных средств;

Аj –сумма амортизации за j-тый год;

Fп – первоначальная стоимость объекта ОС.

2. Способ уменьшаемого остатка. Годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта, нормы амортизации, исчисленной по сроку полезного использования, и коэффициента ускорения:

Аj = Fо* На* kу / 100 или Аj = (Fп – ∑A)* На* kу / 100,

где Fо - остаточная стоимость объекта ОС

∑А –сумма амортизации за предыдущие годы;

kу - коэффициент ускорения. Он не может быть выше 3, при этом его могут применять любые организации к любым объектам ОС.

Способ уменьшаемого остатка не сводит остаточную стоимость до нуля в течение срока полезного использования, т.к. норма амортизации применяется к остаточной стоимости.

3.Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (способ суммы годичных чисел) – это также способ ускоренной амортизации, по которому стоимость основных средств списывается в сумме, равной долям оставшихся лет в общей сумме лет:

где ∑ i– сумма чисел лет срока службы объекта.

В числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта ОС.

 

 

3. Управление выручкой от реализации. Факторы, влияющие на объем выручки от продаж.

В процессе осуществления своей экономической деятельности предприятие получает доход.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – это основной источник финансовых потоков на предприятии.

Выручка от реализации включает суммы денежных средств, поступившие в счёт оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг

В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации:

- по отгрузке – метод начислений;

- по оплате – кассовый метод.

Большинство организаций должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ.

Выбор метода признания выручки от реализации имеет большое значение для оценки финансового состояния организации. При выборе метода начислений предприятие должно учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов ещё до того, как будут получены денежные средства от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам.

На сумму выручки от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров и объём продаж в натуральном выражении.

Планирование выручки от реализации осуществляется одним из двух методов:

1. Метод прямого счёта. Выручка от реализации (В) определяется как произведение цены (без налогов в виде добавок к цене) (Ц) и объёма реализованной продукции (Р) в натуральном выражении:

2. Расчётный метод. В этом методе учитывается выпуск товарной продукции (Т), остатки готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на начало (Он) и конец (Ок) планируемого года:

Расчёт осуществляется в ценах продаж, причём остатки на начало планируемого года оцениваются по ценам предыдущего года, товарный выпуск и остатки на конец планируемого года – в плановых ценах. Не менее важно определить и полную себестоимость реализованной продукции, поскольку разница между выручкой от реализации продукции и её полной себестоимостью составляет прибыль от продажи.

Поступление выручки на денежные счета организации завершает кругооборот средств. Дальнейшее использование поступивших средств – это начало нового кругооборота. Одновременно происходит распределение чистого дохода в интересах предприятия, физических лиц, государства, других заинтересованных лиц.

Выручка используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ внеоборотных активов, формируется прибыль предприятия

Величина выручки от продаж функционально зависит от двух групп факторов: первая группа - натуральный объем продаж и цена на единицу каждого вида продукции; вторая группа - общая сумма затрат на проданную продукцию и прибыль от продаж. Соответственно выручку можно рассматривать либо как произведение натурального объема продаж на цены по всей номенклатуре продукции, либо как сумму затрат и прибыли от продаж.

Для решения любых вопросов, связанных с управлением выручкой и прибылью от продаж, важно правильно определить характер затрат на реализуемую продукцию. Речь идет о разделении всех затрат на постоянные и переменные, а также на прямые и косвенные.

Переменные затраты - это те виды затрат, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства и продаж в натуральных измерителях. К ним, как правило, относятся затраты на сырье и материалы, на оплату труда рабочих-сдельщиков, на топливо, газ и электроэнергию для производственных целей, тару и упаковку и т.д.

Постоянные затраты - это виды затрат, сумма которых не зависит от натурального объема производства и продаж, — например, амортизация основных фондов и нематериальных активов, арендная плата, расходы по содержанию помещений и др.

Однако не случайно переменные и постоянные затраты носят более точные названия условно-переменных и условно-постоянных. Условность состоит в том, что некоторые виды затрат, которые традиционно принято считать постоянными, в определенных ситуациях могут вести себя как переменные, и наоборот.

Например, существенный рост объема производства и продаж может вызвать необходимость в увеличении производственных площадей, стоимости оборудования. Тогда амортизация основных фондов, арендная плата ведут себя как переменные затраты, но с одной оговоркой: они увеличиваются с ростом натурального объема производства и продаж, однако не пропорционально этому росту. В периоды, когда такая ситуация имеет место, целесообразно учитывать названные затраты в составе переменных и определять их прирост в расчете на каждый пункт прироста натурального объема производства и продаж.

 

 

4. Расчет показателей прибыли. Отчет о финансовых результатах.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Расчет балансовой прибыли можно представить следующим образом:

ПБ=ПР+ПП+ПВН,

где ПБ – балансовая прибыль (убыток);
ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
ПП – то же от прочей реализации;
ПВН – доходы и расходы по внереализационным операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток. Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы

ПР = ВД-Зпр-НДС,

где ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах;
Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);
НДС – налог на добавленную стоимость.

В валовом доходе находят выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход – это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.

Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.

Доходы (расходы) от внереализационных операций объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя:
1) суммы экономических санкций и возмещения убытков. Это общая сумма полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством. Последние относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К таким санкциям относятся изъятие в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен, несоблюдения стандартов и технических условий, штраф в размере незаконно полученной прибыли, а также суммы финансовых санкций, взыскиваемых налоговыми органами, и др.;
2) доходы (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;
3) убытки от стихийных бедствий;
4) потери от списания долгов и дебиторской задолженности;
5) поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;
6) доходы от сдачи имущества в аренду;
7) доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях;
8) дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
9) прочие расходы, доходы и потери, относимые в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с учетом льгот (Н'):

ЧП = ПБ'-Н'.

Для определения налогооблагаемой прибыли балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной. Из полученной суммы прибыли исключаются:

рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли в установленном порядке;

доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

доходы от долевого участия в других предприятиях; прибыль от страховой деятельности; прочие доходы от внереализационных операций; суммы отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством; льготы по налогу на прибыль.

Отчет о финансовых результатах - это документ, отражающий финансовую деятельность компании. Специальная форма данного отчета утверждена МФ России (форма 2 по ОКУД 0710002) и применяется с 2015 года. Данные отчета показывают причины, по которым компания понесла убытки или получила прибыль в определенном отчетном периоде. Форма 2 составляется работниками бухгалтерии (предпочтительнее в машиночитаемом виде) для проведения анализа доходов и расходов по состоянию на конкретную дату.

Все доходы и расходы отражаются в отчете с нарастающим эффектом. При составлении отчетности важно отразить достоверное и полное финансовое состояние предприятия и если таких данных недостаточно, то применяются дополнительные пояснения и показатели.

При заполнении формы 2 требуется указать данные о предприятии (наименование, реквизиты, виды деятельности, форма собственности), дату составления отчета, единицу измерения. Отчет состоит из разделов, в которых отображаются данные о доходах и расходах по обычным и прочим видам деятельности, финансовом результате с расшифровкой прибылей и убытков.

Для заполнения отчета необходимо рассчитать выручку от продажи или предоставления услуг, ее себестоимость, прочие доходы, проценты к уплате. Вносится информация о всех видах расходов и прибыли (убытке) от продаж.

Далее в отчете рассчитывается прибыль либо убыток без налога, указываются все налоговые обязательства, а также чистая прибыль.

Предоставляется отчет о финансовых результатах предприятия в контролирующие органы в сроки, установленные нормативно-правовыми актами РФ. Нарушение этих сроков влечет административное наказание ответственных лиц организации.

 

 

5. Понятие экономической рентабельности и рентабельности собственных средств. Факторы, определяющие соотношение собственных и заемных источников средств предприятия.

Экономическая рентабельность - рентабельность активов, имущества или производства. Этот показатель находится как отношение прибыли к активам хозяйствующего субъекта. Рэ = Пс/(ОК+ОБК), где ОК - величина основного капитала; ОБК - величина обратном капитала. Коэффициент экономической рентабельности показывает эффективность использования всего имущества предприятия. При этом если в числителе формулы будет находиться показатель общей (балансовой) прибыли, то речь идет о показателе общей экономической рентабельности, а если показатель чистой прибыли, то речь вдет о чистой экономической рентабельности. Коэффициент экономической рентабельности - один из основных показателей прибыльности, доходности капитала. Коэффициент экономической рентабельности показывает, сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль активов.

Рентабельность собственного капитала - коэффициент равный отношению чистой прибыли от реализации к среднегодовой стоимости собственного капитала. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.

Соотношение собственных и заемных средств

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств - относится к коэффициентам финансовой устойчивости предприятия. Показывает, сколько приходится заемных средств на 1 руб. собственных средств. Его еще называют коэффициентом гиринга. Он равен отношению величины обязательств предприятия, к величине его собственных средств.

Превышение единицы в значении коэффициента гиринга означает, что для бизнеса заемный капитал у организации является главным источником финансирования. Высокий гиринг свидетельствует о высоком риске.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз/с) рассчитывается по формуле:

Кз/с = (П3 + П4) / П3

где П3- долгосрочные обязательства;

П4 - краткосрочные обязательства;

П3 - капитал и резервы.

Иначе это (Итог по разделу ІІІ Долгосрочные обязательства + Итог по разделу ІV Краткосрочные обязательства - расходы будущих периодов - Доходы будущих периодов) / (Итог по разделу I Собственный Капитал + Доходы будущих периодов + Расходы будущих периодов).

Чем больше коэффициент превышает 1, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень часто определяется условиями работы каждого предприятия, в первую очередь, скоростью оборота оборотных средств. Поэтому дополнительно необходимо определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее оборотных средств, что означает довольно высокую интенсивность поступления на предприятие денежных средств, т.е. в итоге - увеличение собственных средств. Поэтому при высокой оборачиваемости материальных оборотных средств и еще более высокой оборачиваемости дебиторской задолженности коэффициент соотношения собственных и заемных средств может намного превышать 1.

Чем выше этот коэффициент, тем больше займов у компании и тем рискованнее ситуация, которая может привести в конечном итоге к банкротству. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения в организации дефицита денежных средств.

Таким образом, коэффициент соотношения заемных и собственных средств отражает общее состояние предприятия, определяет его финансовую устойчивость, т.е. показывает, на сколько предприятие может выполнять

Интерпретация данного показателя зависит от многих факторов, в частности, таких, как: средний уровень этого коэффициента в других отраслях; доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования; стабильность хозяйственной деятельности компании. Рекомендуемое значение - не должно превышать единицу.

Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение организации в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентов на заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т.е. таких расходов, которые при прочих равных условиях не уменьшаются пропорционально снижению объема реализации.

Кроме того, высокий коэффициент соотношения заемного и собственного капитала может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении вопроса о выборе источников финансирования.

6. Внешние и внутренние источники финансирования деятельности предприятия. Понятие, состав, преимущества и недостатки их использования.

Финансовые ресурсы предприятия трансформируются в капитал через соответствующие источники средств. Основное деление источников – это их деление на внешние и внутренние. В данном варианте классификации собственные средства и бюджетные ассигнования объединяются в группу внутренних (собственных) источников финансирования, а под внешними источниками понимаются привлеченные и (или) заемные средства.

Основными источниками финансирования деятельности предприятия являются собственные средства. Внутренние источники включают в себя:

-уставный капитал;

-фонды, накопленные предприятием в процессе деятельности (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль);

-прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, благотворительные взносы, пожертвования и др.).

Собственный капитал начинает формироваться в момент создания предприятия, когда образуется его уставный капитал, то есть совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Формирование уставного капитала связано с особенностями организационно-правовых форм предприятий: для товариществ – это складочный капитал, для акционерных обществ – акционерный капитал, для производственный кооперативов – паевой фонд, для унитарных предприятий – уставный фонд. В любом случае уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый для начала деятельности предприятия.

Так как уставный капитал минимально гарантирует права кредиторов предприятия, его нижний предел законодательно ограничивается.

В процессе деятельности предприятие вкладывает деньги в основные средства, закупает материалы, топливо, оплачивает труд работников, в результате чего производятся товары, оказываются услуги, выполняются работы, которые, в свою очередь, оплачиваются покупателями. После этого затраченные деньги в составе выручки от реализации возвращаются на предприятие. После возмещения затрат предприятие получает прибыль, которая идет на формирование его различных фондов (резервного фонда, фондов накопления, социального развития и потребления) либо образует единый фонд предприятия – нераспределенную прибыль.
Прибыль – основной источник формирования резервного фонда (капитала). Этот фонд предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, то есть является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Фонды накопления и фонд социальной сферы создаются на предприятиях за счет чистой прибыли и расходуются на финансирование инвестиций в основные средства, пополнение оборотных средств, премирование работников, выплату заработной платы отдельным работникам сверх фонда оплаты труда, оказание материальной помощи, оплату страховых взносов по программам дополнительного медицинского страхования, оплату жилья, покупку квартир сотрудникам, организацию питания, оплату проезда на транспорте и другие цели.

Помимо фондов, сформированных за счет прибыли, составной частью собственного капитала предприятия является добавочный капитал, который по своему финансовому происхождению имеет разные источники формирования:

-эмиссионный доход, т.е. средства, полученные акционерным обществом – эмитентом при продаже акций сверх их номинальной стоимости;

-суммы дооценки внеоборотных активов, возникающие в результате прироста стоимости имущества при проведении его переоценки по рыночной стоимости;

-курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала, т.е. разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный капитал, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах.

Средства добавочного капитала могут быть направлены на увеличение уставного капитала; на погашение убытка выявленного по результатам работы за год; на распределение между учредителями.

Кроме этого, предприятия могут получать средства для осуществления мероприятий целевого назначения от вышестоящих организаций и лиц, а также из бюджета. Бюджетная помощь может выделяться в форме субвенций и субсидий. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету или предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Средства целевого финансирования и поступления расходуются в соответствии с утвержденными сметами и не могут быть использованы не по назначению. Данные средства являются частью собственного капитала организации, который выражает остаточность прав собственника на имущество предприятия и его доходы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...