Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности




 

1. Мотивация: основные понятия и категории. Процесс мотивации.

2. Мотивационный механизм в теориях Маслоу, Альдерфера, Герцберга. Основные выводы, недостатки, практика применения.

3. Теория справедливости и теория ожидания: основные положения, практика применения.

4. Теория постановки целей и модель Портера-Лоулера: практика применения.

 

В первом вопросе необходимо раскрыть понятие мотивации. Дать характеристику нормативной, принудительной и мотивации посредством стимулирования. Особое внимание следует обратить на процесс мотивации, его основные элементы. Необходимо изучить понятия потребности, мотива, стимула, рассмотреть подходы к их классификации. Дайте характеристику основным инструментам совершенствования системы мотивации современной организации.

При изучении 2–4 вопросов темы следует обратиться к литературе по менеджменту и организационному поведению (пример: Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Экономистъ, 2006. — 669 с.).

Необходимо обратить внимание на соотношение групп потребностей (факторов) в теориях Маслоу, Альдерфера, Герцберга и МакКлелланда. При изучении теорий акцент следует делать на практике применения в управлении персоналом.

Литература: Кибанов А. Я. — С. 483.

 

 

Тема 9. Конфликты в трудовом коллективе

1. Понятие, виды и характеристика конфликтов.

2. Стили поведения в конфликтной ситуации. Профилактика конфликтов.

3. Методы управления конфликтами.

Первый вопрос предполагает рассмотрение понятия и источников конфликтов, анализ видов конфликтов и их характеристик, позитивные и негативные функции конфликтов в организации.

Во втором вопросе необходимо посмотреть, как осуществляются профилактика и диагностика конфликтов и стили поведения в конфликтной ситуации: соперничество, уход, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Третий вопрос предполагает рассмотрение каждого метода управления конфликтами на предприятии.

Литература: Базаров Т. Ю. — С. 421; Кибанов А. Я. — С. 526.

Тема 10. Обучение и развитие персонала

1. Развитие сотрудников и создание программ профессионального обучения.

2. Методы профессионального обучения: преимущества и недостатки.

В первом вопросе следует обратить внимание на обучение персонала и развитие, провести соотношение понятий. Выявить основные направления программы развития персонала современной организации. Иметь представление о подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала. Уяснить сущность и особенности организации профессионального обучения.

Изучая второй вопрос, необходимо определение целей профессионального обучения. Выбор методов обучения. Критерии оценки эффективности обучения. Формы дополнительной подготовки персонала. Повышение профессионального мастерства менеджеров.

Литература: Базаров Т. Ю. — С. 356; Кибанов А. Я. — С. 410.

 

Тема 11. Оценка и аттестация работников как элемент
системы управления персоналом

 

1. Оценка и аттестация персонала: содержание и основные этапы. Ошибки проведения аттестации.

2. Методы оценки персонала: особенности применения.

 

Первый вопрос предполагает изучение подходов к оценке различных категорий работников, критерии и методы оценки, обязательные условия эффективной процедуры оценки деятельности (четкие «стандарты», достоверность информации, документирование и др.). Также в этом вопросе следует ознакомиться с понятием аттестации, определить участников процесса аттестации и их функции, изучить этико-психологические аспекты проведения аттестации, понятие и построение ее этапов. Уяснить сущность аттестационного собеседования, необходимость и принципы проведения.

Во втором вопросе необходимо ознакомиться с методами оценки персонала как индивидуальными, так и групповыми, понять их особенности и определить, какой из методов подходит для конкретного работника или предприятия.

Литература: Базаров Т. Ю. — С. 252; Кибанов А. Я. — С. 417, 566.

 

 

Тема 12. Управление карьерой и работа с кадровым резервом

 

1. Карьера: понятие, виды и этапы.

2. Планирование карьеры. Планирование и подготовка резерва руководителей.

 

В первом вопросе необходимо раскрыть понятие карьеры, сущность профессиональной и внутриорганизационной карьер. Дайте характеристику основных принципов реализации системы профессионального продвижения со­трудников в организации. Особое внимание следует обратить на основные этапы карьеры менеджера и особенности мотивации на каждом их этапов.

Во втором вопросе следует рассмотреть управление карьерой как элемент развития персонала организации, уяснить, что представляет собой управление личной карьерой и управление деловой карьерой. Изучите, в чем заключаются мероприятия по планированию карьеры, их преимущества для работника и для работодателя. Карьерограмма как основа планирования карьеры. Структурируйте задачи системы подготовки резерва руководителей. Дайте характеристику этапам подготовки кадрового резерва.

Литература: Базаров Т. Ю. — С. 272; Кибанов А. Я. — С. 427.

 

Тема 13. Служба управления персоналом. Оценка эффективности управления персоналом.

 

1. Кадровая служба организации: структура и функции.

2. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом.

3. Аудит персонала.

 

Рассматривая первый вопрос, обратите внимание на функциональное разделение труда и организационную структуру службы управления персоналом, на современные требования к ее работе, на требования к руководителю службы управления персоналом.

Во втором вопросе изучите понятие экономической и социальной эффективности управления персоналом, показатели оценки эффективности деятельности подразделений управления персоналом: показатели экономической эффективности, степени укомплектованности кадрового состава, степени удовлетворенности работников, косвенные показатели эффективности. Рассмотрите методы оценки эффективности деятельности кадровой службы.

Последний вопрос данной темы включает в себя информацию об аудите персонала, его понятии, целях и видах. Здесь следует изучить уровни аудита персонала: стратегический, операционный, управленческий, содержание аудита по основным функциям управления персонала, инструментарий проведения аудита персонала.

Литература: Кибанов А. Я. — С. 598.


Вопросы для подготовки к экзамену

7. Управление персоналом как система.

8. Принципы и методы управления персоналом.

9. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом.

10. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом.

11. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

12. Стратегия управления персоналом. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и жизненного цикла организации

13. Кадровая политика организации: ее основные типы и составляющие.

14. Эволюция управления персоналом. Становление концепции управления человеческими ресурсами.

15. Планирование персонала. Основные принципы и элементы

16. Планирование потребности в персонале: факторы, влияющие на нее, методы планирования.

17. Основные концепции найма. Поле интересов предприятия.

18. Маркетинг персонала.

19. Анализ работы, описание работы и спецификация как средства формирования требований к кандидатам.

20. Понятие широкого и узкого отбора персонала. Принципы отбора. Бесконтактное общение с претендентом. Состав пакета заявительных документов.

21. Заявительное письмо биография как части пакета заявительных документов.

22. Свидетельства, анкеты как части пакета заявительных документов.

23. Рекомендации, медицинское заключение как составные части классического пакета документов. Графологическая экспертиза.

24. Использование тестов при найме на работу. Виды тестов. Понятие тестовой ситуации.

25. Собеседование как метод отбора персонала. Конус собеседования.

26. Профессиональные испытания при приеме на работу. Технология «Assessment-Center».

27. Агентства по подбору персонала, виды предоставляемых услуг.

28. Технология работы рекрутинговых агентств.

29. Эффективность отбора персонала.

30. Трудовая адаптация персонала: задачи, основные этапы.

31. Развитие сотрудников и создание программ профессионального обучения.

32. Методы профессионального обучения: преимущества и недостатки.

33. Оценка и аттестация персонала: содержание, основные этапы. Ошибки при проведении аттестации.

34. Методы оценки персонала: особенности применения.

35. Мотивация: основные понятия и категории. Процесс мотивации.

36. Мотивационный механизм в теориях Маслоу, Альдерфера, Герцберга. Основные выводы, недостатки, практика применения.

37. Теория справедливости и теория ожидания: основные положения, практика применения.

38. Теория постановки целей и модель Портера-Лоулера: практика применения.

39. Понятие, виды и характеристика конфликтов.

40. Стили поведения в конфликтной ситуации. Профилактика конфликтов.

41. Понятие, виды и функции конфликтов в организации.

42. Методы управления конфликтами.

43. Профилактика и диагностика конфликтов. Стили поведения в конфликтной ситуации.

44. Основные виды и этапы карьеры.

45. Планирование карьеры. Планирование и подготовка резерва руководителей.

46. Кадровая служба организации: структура и функции.

47. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом.

48. Аудит персонала.

 


Список литературы

 

Основная:

1. Кибанов А.Я. Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова – М: Издательство «Экзамен», 2005. – 415с.

2. Управление персоналом / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., М.: ЮНИТИ, 2006. – 560 с.

3. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 638 с.

Дополнительная:

4. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ./ М. Армстронг. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 328с.

5. Беккер Б. И. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность / Б. И. Беккер, М. А. Хьюзлид, Д. Ульрих. – М: Вильямс, 2007. – 304 с.

6. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей /Е.А. Борисова. – СПб.: Питер, 2003. – 445с.

7. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 669 с.

8. Грэхем Х.Т. Управление человеческими ресурсами / Х.Т. Грэхем, Р. Беннет. – М: Юнити-Дана, 2003. – 600 с.

9. Десслер Г. Управление персоналом / Г. Десслер. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 800 с.

10. Журавлев П.В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н.К Маусов, Ю.Г. Одегов. – М.: Изд-во Экзамен, 2000. – 576 с.

11. Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран / П.В. Журавлев, Ю.Г. Одегов, Н.А. Волгин. – М.: Изд-во Экзамен, 2002. – 448 с.

12. Иванова С. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час / С. Иванова. – Альпина Бизнес Бук, 2008. - 168 с.

13. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами / Л.В. Карташова – М.: ИНФРА - М., 2005. – 236 с.

14. Кибанов А.Я. Управление персоналом. Практикум. / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2008. –368 с.

15. Кравченко А.И. История менеджмента / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – 352 с.

16. Лютенс Ф. Организационное поведение / Ф. Лютенс. - 7-е изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 692 с.

17. Магура М.И. Поиск и отбор персонала / М.И Магура. – Журнал «Управление пкерсоналом», 2003 – 304 с.

18. Мейган М. Работа с персоналом: введение в должность / М. Мейган. – СПб.: Питер, 2002. – 160с.

19. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера / Е.Г. Молл - СПб: Питер, 2003. – 352 с.

20. Одегов Ю.Г. Аудит и конроллинг персонала: Учеб. пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 544 с.

21. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации / В.П. Пугачев – М.: Аспект Пресс, 2005. – 279 с.

22. Свергун О. HR-практика Управление персоналом: как это есть на самом деле / О. Свергун, Ю. Пасс, Д. Дьякова, А. Новикова – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

23. Технологии управления персоналом в России. Опыт профессионалов. – М.: HRC. Кадровый клуб, Книжный мир, 2001.

24. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.А. Дятлов – М.: Дело, 2003. – 270 с.

25. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Марра Р., Шмидта Г.М. – М.: МГУ, 1997. – 480 с.

26. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. –1200 с.

27. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня – М.: Бизнес-школа, 2002. – 368 с.

28. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации: пер. с англ. /Дж. Шелдрейк. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.



 

Учебное издание

Управление персоналом

Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины

для студентов экономических специальностей
заочной формы обучения

 

Составители:

ТАЛТЫНОВ Сергей Михайлович
БЕЛОВОДСКАЯ Наталья Александровна

 

В авторской редакции

 

Подписано в печать 10.07.2009. Формат 60×84/16

АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»

394030, Воронеж, ул. Карала Маркса, 67

Www.immf.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...