Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И «Льва» в Центральной Азии




 

Весьма плачевные результаты Крымской войны заставили Россию искать против Англии оружие, которое должно было стать результа­тивным противовесом морскому превосходству Англии и быть эф­фективным даже в случае, если бы туманный Альбион попытался бы заключить с другой державой союз против России. Как отмечалось в инструкции российскому послу в Лондоне барону Моренгейму, со­ставленной в 1882 г. министром иностранных дел Н. Гирсом, «такова была цель нашего движения вперед в Средней Азии»14.

Уже в ходе Крымской войны в Петербурге военными чиновника­ми было разработано несколько вариантов боевых операций, в кото­рых рекомендовалось предпринять наступательные действия по на­правлению к Индии и перенести сюда центр тяжести борьбы против Англии. Учитывая легкость развития морских коммуникаций, пред­полагалось сделать исходной позицией этих действий юго-восточ­ное побережье Каспийского моря, создав в Ак-Кале опорный пункт15.

Хотя в русских высших военных кругах наиболее вероятным и удобным для наступательных действий по направлению к Индии считался именно путь от Каспийского моря по границам Северной Персии через Герат и Кабул, военное министерство отвергло все эти проекты в силу их нереальности осуществления в данный период. В то же время в резолюции по ним от 28 февраля 1856 г. военное ми­нистерство рекомендовало: «1. Употребить все средства и усилия, чтобы утвердить наше господство на Каспийском море развитием на нем судоходства и усилением нашей военной флотилии. Мысль эта Уже вошла в виды правительства и к осуществлению ее приступлено. 2. Вместе с судоходством по Каспийскому морю стараться и об улуч­шении сообщений от морского берега во внутрь Закавказского края; Когда все эти пути сообщения будут устроены, только тогда можно

 

 

обратить Баку в главный складочный пункт Закавказских войск. 3. Когда в Баку будет свезен значительный запас военных и продо­вольственных средств — что можем делать, не возбуждая преждевре­менно никаких подозрений, — только тогда откроется возможность, пользуясь первыми благоприятными обстоятельствами, внезапно пе­ребросить войска на юго-восточный берег Каспийского моря и стать твердой ногой на границах Персии с Туркестаном. 4. Если настоящей войне (т.е. Крымской. — Авт.) суждено продолжаться еще многие го­ды, то может быть мы успеем в продолжение этого времени развить до такой степени судоходство на Каспийском море и учредить такие склады запасов в Баку, что в свое время действительно будем в со­стоянии решиться на какое-либо предприятие против британских владений в Индии». Однако в данном документе отмечалось, что «к этому отважному предприятию необходимо готовиться многие годы, сохраняя притом приготовления наши в совершенной тайне. В настоящее же время такое предположение может быть признано совершенно неисполнимым»16.

Из данного документа, носящего в себе явную геополитическую нагрузку, наглядно видно, какое важное военно-стратегическое зна­чение высшие российские военные круги придавали использованию Каспийского моря и Баку для планируемых будущих боевых опера­ций против Англии в «афгано-индийском направлении». Однако в середине XIX в. Россия, потерпевшая тяжелое поражение в Крым­ской войне, просто не в состоянии была осуществить столь грандиоз­ные геополитические планы. На повестке дня было покорение Тур­кестана.

В Центральной Азии в 70-80-х годы XIX в. сталкивались два встречных потока экспансии русской и английской. Их стратегиче­ской целью было укрепление своей власти над уже завоеванными странами посредством демонстрации военной мощи и установление контроля над важнейшими торговыми коммуникационными магист­ралями. Центром же этого противостояния являлся Афганистан.

Между тем русское наступление в Закаспии началось еще в 1869 г., когда войска генерала Н.Г. Столетова высадились на восточном бере­гу Каспийского моря и основали порт и город Красноводск в качест­ве укрепленного пункта. В 1877 г. был занят Кызыл-Арват. Россия стремилась как можно быстрее закрепиться в Туркестане. В 1881 г. генерал М.Д. Скобелев взял Ахалтекинский оазис, а через три года русские заняли Мерв. 12 января 1881 г. была занята крепость Геок-тепе, а 18 января того же года — аул Асхабад, В следующем 1882 г. на территории Туркменистана была образована Закаспийская область с центром в Асхабаде, причем в составе Кавказского наместничества.

 

Лишь в конце 90-х годов XIX в. она была включена в состав Туркес­танского края17. Построенная в 1880—1888 гг. Закаспийская железная дорога играла важную роль как в военно-стратегическом, так и в эко­номическом отношении в деле освоения края и дальнейшей экспан­сии вглубь Центральной Азии.

Таким образом, за сравнительно короткий срок русские войска, значительно продвинувшись вглубь Туркестана, оказались в районе, непосредственно прилегающем к Афганистану. В марте 1885 г. русские войска вошли в непосредственное соприкосновение с афганскими войсками близ оазиса Пенде. Создалась реальная угроза войны России с Англией.

В ходе Пендского кризиса в марте 1885 г., когда русско- английские противоречия в Афганистане достигли предельного накала и обе дер­жавы были на грани войны, важнейшее военно-стратегическое значе­ние приобретали выход русских войск к Герату и соединение Ахалте­кинского оазиса с Каспием железной дорогой. В этот период военное министерство отдало приказ о мобилизации на Кавказе двух армейских корпусов и фрахтовке в пароходной компании «Кавказ и Меркурий» транспорта для перевозки значительного количества войск из Баку в Красноводск18.

Планируя войну против России, Англия намечала нанести глав­ный удар со стороны Черного моря, подобно тому, как это было сде­лано в Крымскую войну. Намечался при содействии Турции англий­ский десант на кавказском побережье, так как именно Кавказ являл­ся базой для операций русских войск в Закаспии. Их коммуникации шли через Красноводск и по Каспийскому морю на Баку. Однако благодаря удачным маневрам российской дипломатии, сумевшей «надавить» на Турцию, Кавказ и западное Черноморское побережье оказались неуязвимыми для Англии. К тому же, России удалось дого­вориться с афганским эмиром. В обмен на оазис Пенде Россия согла­силась передать Афганистану район Зульфагара, сохранив при этом в русском владении выход из Зульфагарского горного прохода. В свою очередь, Англия была также вынуждена признать Пенде вла­дением России19.

Как отмечает Ф. Казем-заде, «с точки зрения Лондона, проникно­вение России в Центральную Азию казалось нарушающим спокойст­вие, если не устрашающим». С точки зрения Санкт-Петербурга, это казалось естественным, будучи кульминацией целого ряда действий, начинавшихся тремя столетиями ранее, в царствования Ивана Грозно­го, Федора Иоанновича и Бориса Годунова. В то время как британцы, оказавшиеся чужаками в Азии, были потрясены, обнаружив казаковy на берегах Окса, русские чувствовали себя как дома среди тюркских

 

народов, на протяжении столетий являвшихся поочередно их сосе­дями, правителями и подданными»20. В целом русское продвижение в Центральной Азии в 1880-х гг. вызвало у английской колониальной администрации в Индии сильные опасения, что Хорасан, Сеистан и Афганистан могут пасть следующими21.

 

«Рельсовая политика» Российской империи

И Великобритании в Персии

 

В тесной связи с англо-русской борьбой в Центральной Азии находи­лось англо-русское соперничество в Персии. Эта крупная восточная страна имела для Англии важное стратегическое значение как плац­дарм для возможных военных действий против России на Южном Кав­казе и для подрывной деятельности в Туркестане. Для решения первой из этих задач особенно важен был Южный Азербайджан, для второй — преимущественно Хорасан22. Касаясь места и роли Персии в событиях, развернувшихся в Центральной Евразии в XIX — начале XX в., то как образно выразился Ф. Казем-заде, «злая судьба поместила Персию между русским молотом и английской наковальней»23. «Схватки двух гигантских империй, — отмечает далее автор, будь то из-за Констан­тинополя, Центральной Азии или Дальнего Востока, немедленно отзы­вались в Тегеране. Через два десятилетия непрерывного наступления России в Туркестане и Закаспии Персия ощущала давление из Санкт-Петербурга и Лондона»24.

Персия во второй половине XIX в. фактически превратилась в совместную азиатскую полуколонию России и Англии. Дело даже дошло до того, что с 1879 г. персидского шаха охраняла русская каза­чья бригада, ставшая дополнительным орудием русского влияния

в Персии.

С военно-стратегической точки зрения самые богатые, наиболее густонаселенные северные провинции Персии были легкодоступны для русских армий с Кавказа, в то время как берег Персидского зали­ва оказался во власти британских военно-морских сил.

Если в Афганистане во второй половине XIX в. дело чуть не дошло до большой войны между Россией и Англией, то в Персии англо-рос­сийское соперничество в этот период носило скорее характер эконо­мического конкурентного соперничества, в основном за концессии по строительству транспортных коммуникаций и прежде всего желез­ных дорог, называемое в этот период «рельсовой политикой».

Впервые вопрос о персидских железных дорогах был поднят в нача­ле 70-х годов XIX в. основателем знаменитого впоследствии телеграф-

 

ного агентства бароном Юлиусом Рейтером, который ставил перед собой цель построить сначала железную дорогу от южного побережья Каспийского моря до Тегерана с последующим ее продолжением к Персидскому заливу. Однако, несмотря на предварительное согласие Наср-ад-Дин шаха и на то, что англичане успели провести 12 км рель­сового пути от Каспийского моря, данная концессия, не без россий­ского вмешательства, была объявлена иранской стороной недействи­тельной25.

В 1873—1878 гг. с идеей строительства «Великой Сред не-Азиате кой дороги» (Le Grand Central Asiatique), а точнее железнодорожного пути по маршруту Кале—Оренбург—Самарканд—Пешавар—Калькутта вы­ступал знаменитый создатель Суэцкого канала Фердинанд Лессепс. Хотя этот проект был встречен российской стороной «с сочуствием», однако из-за тайного противодействия английской дипломатии, не без оснований опасавшейся российского проникновения в Афганис­тан и Индию, он так и не был осуществлен26.

Безуспешной оказалась и попытка постройки железной дороги от Решта к бухте Чахбар на Индийском океане, предпринятая россий­скими концессионерами в конце 80-х годов XIX в., что позволило бы России приблизиться к заветной геополитической цели — выйти на­конец к Индийскому океану27. В статье «Русская политика на Ближ­нем, Среднем и Дальнем Востоке», опубликованной в газете «Речь» 1 марта 1911 г., П. Милюков достаточно откровенно сформулировал основные цели проектов индоевропейского пути и Транс персидской дороги: «Наши старые железнодорожные проекты в Персии рассчита­ны были на выход к "теплому морю"»28.

В свою очередь, английский посланник в Персии Генри Вольф в конце 80-х годов XIX в. усиленно проталкивал проект строительст­ва Трансперсидской железной дороги и стремился при этом убедить русских в преимуществах для них данного проекта. В своем послании английскому премьеру А.Т. Солсбери Вольф пытался доказать, что, если Суэцкий канал сэкономил Англии 2492 мили между Лондоном и Бомбеем, то Транс персидская железная дорога сэкономила бы Рос­сии 3072 мили между Баку и Карачи29.

Тем временем на состоявшемся 16 февраля 1890 г. особом совеща­нии по Персии военный министр П.С. Ванновский выступил про­тив реализации данного проекта, обосновав это тем, что для России в стратегическом отношении будет более выгодно строительство же­лезной дороги от Тифлиса до Тебриза. Военный министр был против Идеи железной дороги вдоль западного берега Каспийского моря, обосновывая это тем, что «наша политика всегда определяла исклю­чительно важный характер Каспия и поэтому любое предприятие,

 

которое будет способствовать привлечению иностранных интересов к бассейну Каспия, должно признаваться несовместимым с нашими позициями»30. По мнению же директора Азиатского департамента министерства иностранных дел И.А. Зиновьева, хотя железная доро­га Тифлис—Тебриз была важна прежде всего в военно-стратегиче­ском плане, так как контроль над Азербайджаном мог стать сущест­венным фактором для следующей русс ко-турецкой войны, однако без ее соединения с российскими железными дорогами она теряла свое значение31.

В целом, согласно конвенциям 1885 и 1889 гг., Англия и Россия до­говорились до 1910г. не строить самим и не дозволять другим построй­ку железных дорог в Персии, которая, таким образом, надолго осталась без них32. Отношение же командования индийской армии к Транспер­сидской железной дороге весьма образно выразил один из английских офицеров в статье, опубликованной в лондонской «Тайме» 21 июля 1912 г.: «Мысль о вторжении в Индию русской армии кажется на пер­вый взгляд нелепой, но кто не признал бы до русско-японской войны нелепою мысль об отправке полумиллионной армии в Маньчжурию... Неизбежным последствием сооружения трансперсидского пути будет значительное увеличение индийской армии. И каково бы ни было это увеличение, настроение общества при малейшей тревоге станет нерв­ным; не следует забывать, что даже при полном согласии между Анг­лией и Россией это мнение останется несколько недоверчивым и в при­городных театрах, где господствует мелодрама — а их легион, — злодей, похищающий невинную английскую девушку и подкупающий убийцу, чтобы освободиться от доблестного жениха, неизменно появляется в форме, напоминающей русскую, и с вышины галерки наши "Томми", для которых там, в гарнизонах Индии, враг всегда представляется каза­ком, неистово рукоплещут»33.

Тем не менее в начале 10-х годов XX в. Англия отказалась от тради­ционной политики в персидском железнодорожном вопросе. «С точ­ки зрения правительства, — заявлял сэр Грей на заседании нижней па­латы английского парламента 11 июля 1912 г., — было бы неразумно противодействовать сооружению железный дороги, которая, все од­но, будет выстроена рано или поздно. Наоборот, чтобы отстоять свои интересы в данном вопросе, Англия должна безотлагательно принять участие в сооружении трансперсидского пути»34.

Это было связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что, несмо­тря на достигнутые с Англией договоренности, Россия предпринимала попытки все же осуществить строительство Трансперсидской железной дороги до Бендер-Аббаса. В книге российского инженера ПА. Ритти-ха «Железнодорожный путь через Персию», опубликованной в Санкт-

 

 

Петербурге в 1900 г., автор отмечал особую военно-политическую роль этого проекта, отдающего во власть России всю Персию и исключаю­щего «вопрос о ее разделе на две сферы: Северную — России и Юж­ную — Англии. Никакого разделения сфер не может быть, Персия должна быть наша вся целиком»35. Это еще раз показывало геополити­ческое значение проектируемых железнодорожных линий — своеоб­разных ключей к воротам Индии, могущих превратиться в мощное ору­дие борьбы России с Англией за гегемонию в Центральной Евразии.

Вполне естественно, что усиление активности России в Персии, ко­торая находилась в упадке в конце XIX в., серьезно беспокоило Анг­лию, увязшую в Южной Африке. В то же время эту южноафриканскую страну спасало англо-русское соперничество. Британские же интересы в Персии, по мнению блестящего знатока Востока Дж. Керзона, дели­лись на три категории: экономические, политические и стратегиче­ские. Причем последние два имели для колониального правительства Индии особое значение36.

В свою очередь, по мнению того же Дж. Керзона, география и ис­тория предоставили России доминирующую роль в Северной Персии. Британии же следовало сконцентрировать свои усилия на ее Цент­ральной и Южной частях37.

Учитывая стремление России проникнуть в Центральную и Южную Персию и выйти на побережье Персидского залива, Керзон делал сле­дующий вывод: «Насколько тяжким ни казалось бы нам в настоящих обстоятельствах финансовое и военное бремя, вызываемое все уве­личивающейся близостью Российской державы к северным и северо­западным границам Индии от Памира и Герата, нельзя без сильнейшей тревоги рассматривать перспективу русского соседства в Восточной или Южной Персии, неизбежным следствием которого должно стать громадное увеличение этого бремени»38.

По большому счету единая, но слабая Персия была выгодна обеим державам. Планы же ее дележа натыкались на тот немаловажный фак­тор, что при распаде этого государства Россия смогла бы достичь Пер­сидского залива. Такого геополитического достижения своего основ­ного соперника в Центральной Евразии Англия никак не могла допу­стить. Данные опасения были подтверждены событиями весны-лета 1900 г., когда русские войска стали концентрироваться на персидской и афганской границах, а военные суда заходить в Персидский залив. Однако Россия, обратив свое основное внимание на Дальний Восток, предпочла конкурировать с Британией в Персии иными, не военными средствами39.

После поражения не без содействия России Иранской революции 1905—191 1 гг. русским правительством в начале 1913 г. была получена

 

 

концессия на сооружение железнодорожной линии Джульфа—Тебриз.

Это создавало реальные предпосылки для последующей аннексии Южного Азербайджана и захвата Урмийского округа с последующим превращением их в чрезвычайно удобную операционную базу для на­ступления на Восточную Турцию40.

 

«Нефтяной фактор» в геополитических играх

На Кавказе

 

В 70—90-х годах XIX в. весьма существенную роль в событиях в этом регионе, наряду с «рельсовой политикой», начинает играть и нефтя­ной фактор.

Вторая половина XIX в. характеризуется значительным ростом промышленно-транспортной инфраструктуры западного Прикаспия, в особенности Баку, который с 1873 г. становится основной базой Кас­пийской военной флотилии. В 1883 г. была пущена в эксплуатацию же­лезная дорога Баку—Тифлис, а в 1900 г. закончилась постройка железно­дорожной линии Баку—Дербент—Порт—Петровск (Махачкала), которая затем соединилась с линией Порт—Петровск—Грозный—Беслан. Тем са­мым Южнокавказская железнодорожная магистраль была включена в общероссийскую сеть железных дорог. В этот период в связи с бурным развитием нефтяной промышленности Баку превращается в перво­классно оборудованный крупнейший порт на Каспии, который занимал по тоннажу торговых парусных судов первое место среди внутренних морей империи, а в отношении же парового флота значительно превос­ходил Белое и Балтийское моря, уступая лишь Черному и Азовскому. К началу XX в. из Баку, дававшего в этот период свыше половины миро­вой добычи нефти, в среднем 80% нефтепродуктов вывозилось на миро­вые рынки морем и лишь 20% — по железной дороге41.

С конца XIX в. все большее военно-стратегическое и экономичес­кое значение для России приобретают Грозненский и Майкопский нефтяные районы, города Новороссийск, Екатеринодар, Владикавказ, Порт-Петровск, а также Владикавказская железная дорога со станция­ми Минеральные Воды и Тихорецкая.

Уже в 1901 г. 90% использовавшегося в Индии керосина было бакин­ского происхождения. Более того, Индия служила основной транзит­ной базой для русских нефтяных поставок на Дальний Восток42, В то же время падение конкурентоспособности бакинской нефти на мировых рынках было связано с тем фактором, что ее приходилось вести из Ба­ку в Батум по железной дороге, а оттуда кораблями через Суэцкий ка­нал в Индию и на Дальний Восток.

В 1884 г. появился российский проект строительства нефтетрубо­провода от Каспийского моря к Персидскому заливу43. Осуществле­ние этого проекта, который Николай II считал «вопросом огромного значения», могло бы привести к появлению в Персидском заливе ре­альных русских коммерческих интересов, обеспечило бы военное присутствие (насосные станции, ремонтные склады и прочие соору­жения вдоль нефтетрубопровода необходимо было бы охранять, что и оправдывало бы размещение русских войск по всей стране) и рост российского влияния на побережье Индийского океана44. Помимо этого выиграла бы и бакинская нефтяная промышленность, сильно пострадавшая в те годы от своего основного конкурента «Стандард Ойл», вытеснявшего русские нефтепродукты с европейского и азиат­ского рынков45.

Однако англичане сделали все возможное для срыва этого проекта. В конце концов отказ России от концессии по трубопроводу и под­тверждение английской концессии («концессии д'Арси») явились, по мнению Б.В. Ананьича «одними из первых поражений экономиче­ской политики Витте в Персии накануне русско-японской войны; и русскому правительству потребовалось всего несколько лет, чтобы пол­ностью осознать все значение этого поражения»46. Погнавшись за «жу­равлем» на Дальнем Востоке, царская Россия упустила «синицу» в Пер­сидском заливе. Как метко заметил английский посол в России сэр А. Николсон, «японская война совершенно рассеяла» мечты России, попытавшейся «создать для себя обширную азиатскую империю»47.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...