Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Микрофильмы. Прикладная фотография




Микрофильмы

 

 

Микрофильмированием называется репродуцирование в сильно уменьшенном масштабе. Микрофильмирование представляет собой исключительно удобный способ копирования и сохранения текстов и иллюстраций из книг, газет, журналов и т. п. для последующего их чтения с помощью лупы или читательного аппарата. Заменяя трудоемкий способ переписывания и перерисовок, микрофильмирование позволяет в короткое время и без большого труда получить копии многостраничных книг, собраний документов и т. п... Способ этот успешно применяется в библиотеках и научных учреждениях.

Микрофильмирование обычно производится на 35‑ мм кинопленке. Процесс микрофильмирования технически ничем не отличается от репродуцирования, следовательно, здесь можно воспользоваться теми же способами и приспособлениями, какие были описаны выше.

В отличие от репродукции, представляющей собой позитивную копию оригинала, напечатанную на фотобумаге, микрофильмы используются в виде негативов. Для чтения микрофильмов применяются специальные читательные аппараты.

При отсутствии такого аппарата можно воспользоваться фотоувеличителем, проецируя негативные микрофильмы на экран увеличителя, покрытый листом гладкой белой бумаги.

 

Прикладная фотография

 

 

Точность фотографического изображения и возможность получения его в любых размерах и масштабах, окраски в различные тона, переноса на различные поверхности и т. д. открывают поистине безграничные возможности использования фотографии. Описать все виды и способы применения фотографии было бы задачей просто невыполнимой, поэтому мы приводим описание тех немногих видов прикладной фотографии, которые более всего могут заинтересовать фотолюбителей и выполнение которых возможно в домашних условиях.

Фотопечать на тканях. Приводимый ниже способ позволяет получать несмываемое, хорошо сохраняющееся фотографическое изображение на любой ткани.

Новую ткань надо выстирать, чтобы удалить аппретуру. Перед началом печати сухую ткань смочить водой и, не отжимая, подвесить за уголки. Пока ткань сохнет, приготовьте следующий раствор:

 

Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 мл

Сахар рафинированный. . . . . . . . 10 г

Винная (или лимонная) кислота. . . 1 г

Бура кристаллическая. . . . . . . . . 0, 5 г

Соль поваренная. . . . . . . . . . . . . 6 г

 

 

Дайте ему отстояться и слейте с осадка.

Подсохшую, но еще сыроватую ткань опустите на 3– 4 мин в этот раствор, а затем подвесьте за уголки и просушите. Все это можно делать при свете.

Раствор сохраняется недолго – три‑ четыре дня. Если появится хлопьевидный осадок, то раствором пользоваться нельзя. Однако ткань, обработанная в растворе и высушенная, сохраняется очень хорошо, поэтому ее можно заготовить впрок.

Подготовленная ткань в тот день, когда на ней предполагают печатать, осуществляется в растворе:

 

Вода дистиллированная. . . . . . . 100 мл

Азотнокислое серебро. . . . . . . . . 8 г

 

 

Раствор вливают в кювету и опускают в него ткань на 2‑ 3 мин, а затем, не выжимая ткань, расправляют ее и подвешивают для просушки. Обрабатывать ткань в растворе следует при слабом электрическом свете или при свече, а сушить – в темноте.

Печатают на ткани с помощью обыкновенной копировальной рамки. Чтобы выступающие за пределы рамки края ткани не засвечивались, их собирают позади рамки и закрывают чехлом из черной материи. Закладывать ткань в копировальную рамку надо при оранжевом или красном свете, следя за тем, чтобы не перекосились волокна ткани. Слишком сильно натягивать ткань не следует.

Печатают при рассеянном дневном свете; продолжительность выдержки – от 15 до 30 мин, в зависимости от плотности негатива. Выдержку определяют опытным путем.

После печати для удаления излишнего хлористого серебра ткань следует хорошо выстирать в чистой холодной воде при слабом освещении, затем отжать и погрузить в фиксажную ванну со следующим раствором:

 

Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Тиосульфат натрия кристаллический. . . . . 20 г

Уксуснокислый натрий. . . . . . . . . . . . . . . . 5 г

 

Вместо уксуснокислого натрия можно взять роданистый аммоний в количестве 2 а. Фиксирование длится 3‑ 4 мин, после чего ткань хорошо прополаскивают в воде, выжимают, сушат и разглаживают горячим утюгом. Во время проглаживания происходит усиление изображения.

Полученное на ткани изображение можно тонировать в различные цвета.

Коричневый тон получается, если погрузить отпечаток в следующий раствор:

 

Раствор А

Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Гидрохинон. . . . . . . . . . . . . . 2, 5 г

 

Раствор Б

Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Лимонная кислота. . . . . . . . . 10 г

 

Оба раствора смешивают непосредственно перед употреблением.

Кроме окраски в растворе происходит и некоторое усиление изображения, что можно использовать для исправления недодержанных отпечатков. Следует также указать, что при обработке в приведенном растворе ткань немного желтеет, поэтому отпечатки на белых тканях обрабатывать этим способом не рекомендуется.

После тонирования ткань хорошо промывают и высушивают. Слишком плотные отпечатки можно ослабить ослабителем с красной кровяной солью (см. рецепт на стр. 237).

Медно‑ красный тон можно получить, погрузив ткань в раствор:

 

Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Азотнокислый уранил. . . . . . . 0, 25 г

Красная кровяная соль. . . . . . . 0, 25 г

Уксусная кислота. . . . . . . . . . 1 мл

 

Обработка ведется до получения желаемого тона, который изменяется от коричневого до кирпично‑ красного. После тонирования ткань промывают 2‑ 3 мин в проточной воде и высушивают.

Синий тон получается обработкой отпечатка последовательно в двух растворах.

 

Первый раствор

 

Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Свинец азотнокислый. . . . . . . . . 2 г

Красная кровяная соль. . . . . . . . . 3 г

 

В этом растворе происходит отбеливание изображения. Отбеленный отпечаток без выжимания промывают 1‑ 2 мин в проточной воде для уничтожения желтой окраски ткани и переносят во второй раствор.

 

Второй раствор

 

Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Хлорное железо. . . . . . . . . . . . . . 2 г

 

В этом растворе изображение вновь появляется и постепенно изменяет цвет от бледно‑ голубого до интенсивно‑ синего. В любой момент процесс тонирования можно прервать. Ткань быстро промывают в проточной воде и высушивают.

Поскольку фотопечать на тканях производится контактным способам, получить отпечаток в увеличенном масштабе можно, только изготовив увеличенный дубликат негатива (контратип). Для этого с негатива надо напечатать диапозитив, а затем с помощью увеличителя изготовить контратип.

Так как контрастность изображения при этом может повыситься, диапозитив и контратип надо напечатать на мягкой фотопленке, например ФТ‑ 10.

Фотопечать на металле. Описываемый ниже способ пригоден для получения штриховых изображений. Им можно пользоваться для изготовления различных шкал, табличек, циферблатов и т. п. Полутоновые изображения получаются плохо.

Хорошо отполированную или ровно матированную металлическую пластинку обезжиривают в горячей мыльной воде, затем промывают под струей воды и высушивают. На высохшую пластинку наливают небольшое количество раствора, приготовленного по следующему рецепту:

 

Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Нашатырный спирт. . . . . . . . . . 3‑ 4 капли

 

Двухромовокислый аммоний измельчают в фарфоровой ступке и растворяют отдельно в 50 мл воды. К остальной части воды прибавляют белок, а затем клей.

Оба раствора смешивают и смеси дают отстояться в течение 10‑ 12 ч, после чего фильтруют через вату.

Раствор сохраняет свои свойства в течение трех‑ четырех дней.

Столярный клей очищают следующим способом: смешивают 25 г столярного и 25 г малярного клея и, залив смесь 50 мл воды, оставляют для набухания. Затем смесь плавят нагреванием в водяной бане, прибавляют яичный белок (пол‑ яйца), тщательно перемешивают и кипятят в течение 10 мин. В горячий раствор всыпают 0, 1 г хромовых квасцов в порошке, размешивают раствор и вливают в узкий цилиндрический сосуд (мензурку). Спустя некоторое время белок, а с ним и все примеси осаждаются на дно. После застуденения массы стенки сосуда слегка подогревают, отчего масса легко выпадает из перевернутого сосуда. Верхний и нижний слои массы отрезают ножом, а оставшийся очищенный клей используют для приготовления раствора.

Покрыв раствором металлическую пластинку, дают ему равномерно растечься по всей поверхности, наклоняя пластинку в разные стороны. Избыток раствора сливают с уголка пластинки обратно в склянку. Облитую пластинку ставят на ребро для сушки. Сушить надо в затемненном помещении. Высохшую пластинку складывают со штриховым негативом, закладывают в копировальную рамку и экспонируют на ярком свете. Выдержка определяется опытным путем.

Экспонированную пластинку опускают в кювету с водой комнатной температуры и, покачивая кювету, «проявляют» приблизительно в течение 1 мин. После этого пластинку слегка ополаскивают под слабой струей воды и погружают в 1%‑ ный водный раствор анилинового красителя, где невидимое до этого изображение окрашивается и становится видимым. Цвет изображения будет зависеть от цвета взятого красителя. После окраски пластинку хорошо промывают проточной водой и высушивают.

Другой способ состоит в том, что экспонированную пластинку с помощью резинового валика покрывают тонким слоем мелко растертой литографской краски, после чего проявляют в воде, промывают, сушат и покрывают каким‑ либо прозрачным лаком.

Фотоснимок на пластмассе. Один из самых простых и доступных способов получения фотоизображений на изделиях из пластических масс состоит в следующем.

С негатива контактным или проекционным способом изготовляют диапозитив на диапозитивной фотопластинке. После его просушки эмульсионный слой надрезают до стекла по границам требуемого кадра с помощью лезвия бритвы или скальпеля.

Поверхность изделия из пластмассы, предназначенного для переноса, тщательно матируют и обезжиривают, протирая его слегка увлажненной пемзовой пудрой с помощью ватного тампона, а затем споласкивают водой. К подготовленной таким образом поверхности изделия уже нельзя прикасаться руками.

Диапозитив, предварительно размоченный в воде, сначала задубливают в течение 5 мин в 5%‑ ном растворе формалина, затем без промывки переносят на 1‑ 2 мин в 2%‑ ный раствор соляной кислоты, а затем, так же без промывки, – в 0, 5%‑ ный раствор фтористого натрия.

В последнем растворе слой отделяется от стекла в виде тонкой пленки и может быть перенесен на изделие. Перенос совершается в ванне с водой, куда погружают слой с изображением и изделие. Наложив под водой пленку на изделие, последнее осторожно извлекают из воды и с помощью беличьего флейца (широкой кисти) разравнивают слой, удаляя из‑ под него остатки воды. После этого изделие высушивается при нормальной комнатной температуре в помещении, свободном от пыли.

Высохший слой с изображением можно подвергать всем видам дополнительной фотографической обработки. Его можно ретушировать обычными приемами, тонировать обычными тонирующими растворами, раскрашивать фотографическими красками.

Удобнее, конечно, тонировать самый диапозитив еще до отделения слоя.

Заключительная операция процесса – лакирование изделия. Для этого используется любой прозрачный лак. Изделие, покрытое нитролаком, можно мыть не только холодной, но и горячей водой.

Лакировать можно, обливая изделие и равномерно распределяя лак на его поверхности.

Следует учесть, что при отделении слоя от стекла диапозитивной пластинки пленка немного, но равномерно во все стороны растягивается и кадр несколько увеличивается; поэтому кадр надо брать несколько меньших размеров, чем требуется в окончательном виде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...