Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе





 

УДК 372. 21 ББК 74. 102 Р17

Автор-составитель Кыласова Л. Е.

Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе

авт. -сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2008. 332с.

 

Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли - это необходимые навыки для будущих первоклассников, основа их успешной учебы. Предлагаемая система занятий с детьми 6-7 лет по развитию речи направлена на развитие различных сторон речи ребенка: расширение словарного запаса, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного звукопроизношения и слоговой структуры речи. Тематический перспективный план занятий па год составлен в соответствии с программой Воспитание и обучение в детском саду под редакцией М. Л. Васильевой и др. Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления имеют многофункциональный, универсальный характер и могут быть использованы на других комплексных занятиях. Пособие адресовано воспитателям, логопедам, может быть полезно учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной педагогике прочно утвердился принцип: уст­ранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрас­те. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспе­ваемости ребенка в школе.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою оче­редь создает условия для полноценного речевого и психическо­го развития подрастающего человека. Исправлению недостатков в речи детей помогут занятия, которые мы вам предлагаем в этом пособии, являющемся второй частью конспектов занятий по развитию речи со старшими дошкольниками. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навы­ков словообразования и словоизменений, умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической после­довательности излагать содержание картин или их серий, со­ставлять рассказ-описание, рассказ-повествование. Специальные занятия по формированию звуковой стороны речи помогут нау­чить правильному произношению звуков, развить фонема­тический слух и восприятие, сформировать навыки произнесе­ния слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. В пособие также вошли упражнения на развитие навыков чтения, подготавливающие детей к школе.

Мы надеемся, что наше пособие поможет прежде всего вос­питателям и логопедам, работающим в детском саду, правильно, в системе организовать занятия по развитию речи с детьми шести-семи лет. В представленных разработках специалисты по дошкольному воспитанию, а также родители найдут разнооб разные игровые и дидактические упражнения, которые можно использовать и на других занятиях в саду, и при организации досуга детей.

      Начинающим педагогам наши рекомендации помогут четко определять тему и цель занятия, правильно отбирать лексиче­ский и грамматический материал, обозначать основные этапы занятия. Данные разработки не являются догмой, а лишь одним и; вариантов организации работы по развитию речи дошкольников.


перспективный тематический план занятии

по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

 

 

№ п/п Тема Лексика Развитие грамматического строя речи Обучение связной речи Количество занятий Сроки
Профессии детского сада Уточнить названия профессий работни­ков детского сада. Знать имена, отчест­ва работников дет­ского сада. Учить подбирать синонимы Учить детей составлять трёхсловное предложение. Учить строить фразу по опорной схеме Учить составлять рассказ по картине «Повар» 1-я неделя сентября
Рыбы Закрепить названия рыб, особенности проживания, пита­ния, строения, дыха­ния, обобщающее слово. Учить подби­рать родственные слова Учить образовывать притяжатель­ные прилагательные. Учить составлять предложения по опорным словам. Учить образовывать слова с уве­личительным суффиксом -шц Учить составлять рассказ по серии картин «Сом» 2-я неделя сентября
Огород. Труд взрос­лых на по­лях и в ого­родах Расширить представ­ления о труде взрос­лых в огородах и на полях Учить составлять предложения со словами, обозначающими призна­ки предмета. Учить согласовывать форму ро­дительного падежа существитель­ных в сочетании со словами Учить составлять рассказ по сюжет­ной картине «Убор­ка урожая» 3-я неделя сентября

 

 

      нет, много, мало, 5—10 (формы на -ок, -ов, -ек, -ев, -ей). Учить употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множественном числе      
Сад. Труд взрослых в садах Активизировать пассивный и актив­ный словарь по те­ме. Закрепить на­звания фруктов и фруктовых деревьев. Учить подбирать родственные слова Упражнять в употреблении фор­мы винительного падежа. Учить образовывать относительные при­лагательные. Учить согласовы­вать числительные с существи­тельными. Упражнять в образо­вании множественного числа существительных. Учить согла­совывать притяжательные место­имения с существительными. Учить составлять сложносочи­ненные предложения с союзом а Учить составлять рассказ по сюжет­ной картине «В са­ду» 4-я неделя сентября
Поле. Откуда хлеб пришёл? Уточнить и расши­рить знания об убор­ке урожая. Знать, кто делает хлеб, где Учить составлять простые и рас­пространенные предложения; предложения по опорным словам Учить составлять рассказ по картине «Уборка хлеба» 1-я неделя октября

Продолжение табл.

 

    и из чего; из каких зерновых культур де­лают муку, какую; кто делает муку и где; какие бывают виды хлеба, назва­ния хлебобулочных изделий. Познако­мить с сельскохо­зяйственными ма­шинами Учить согласовывать существи­тельные с прилагательными. Учить образовывать существи­тельные в родительном падеже    
Лес. Ягоды. Грибы Упражнять в диффе­ренциации деревьев и лесов. Закрепить знание о строении дерева. Закрепить профессию челове­ка-леса - лесничего. Учить подбирать родственные слова. Учить подбирать слова-действия к на­званию растения Учить составлять предложения с именами существительными в ед. и мн. числе винительного падежа с предлогами в, на на вопрос ку­да? и предложного   падежа с предлогами в, на на вопрос «где? ». Учить образовывать слова с основой на мягкий знак и с бег­лой гласной в корне. Учить со­гласовывать числительные с су­ществительными от 1 до 10   Учить пересказы­вать текст «В лесу» с опорой на пред­метные картинки 2-я неделя октября
я . 5 в
Осень Закрепить название осенних  месяцев; характерные при­знаки осени; поня­тия сезонная одеж­да, сезонная обувь, головные уборы Учить  образовывать  отно­сительные прилагательные; со­гласовывать существительные с числительными; составлять пред­ложения со словами, обозначаю­щими признаки действия. Уп­ражнять в образовании глаголов с приставками Учить пересказы­вать рассказ «Осень» близко к тексту 3-я неделя октября
Перелётные птицы. Во­доплаваю­щие птицы. Подготовка к отлёту Закрепить названия перелетных птиц и обобщающее слово Учить употреблять родительный падеж имен существительных в единственном и множественном числе; в сочетании с количествен­ными числительными. Учить со­гласовывать существительные с числительными в форме дательно­го падежа Учить пересказы­вать рассказ «Лас­точка» по плану 4-я неделя октября
Русская на­родная иг­рушка Познакомить с рус­скими народными игрушками. Закре­пить название мате­риала, из которого сделаны игрушки. Познакомить с на­родными умельцами и с народным про­мыслом Учить составлять предложения с предлогами с, со, без. Учить со­гласовывать количественные чис­лительные с существительными в творительном падеже Учить составлять описательный рас­сказ о русской на­родной игрушке 5-я неделя октября
             

1 10 Инструмен­ты Закрепить и расши­рить знания об ин­струментах, исполь­зуемых представи­телями разных про­фессий, и действи­ях, выполняемых с помощью этих ин­струментов Учить согласовывать имена при­лагательные с существительными в роде, числе и падеже ч Учить составлять описательный рас­сказ по плану 1-я неделя ноября
Ателье Закрепить название профессий Учить согласовывать числитель­ные с существительными в твори­тельном падеже. Учить образовы­вать относительные прилагатель­ные Учить  составлять рассказ по картине «Портниха» 2-я неделя ноября
Стройка Познакомить с про­фессиями строите­лей. Учить подби­рать к предмету действия Учить согласовывать существи­тельные с глаголами в роде и чис­ле Учить  составлять рассказ на тему «Кем ты хочешь быть? » 3-я неделя ноября
Моя кварти­ра   Учить составлять предложения с предлогами через и между Учить составлять рассказ по собст­венным наблюдени­ям 4-я неделя ноября
             

 

 


Продолжение табл.

 

Заводы. Фабрики Познакомить с неко­торыми названиями фабрик и заводов. Уточнить профессии людей Учить составлять предложения с предлогом возле. Учить состав­лять распространенные предложе­ния Учить составлять рассказы о профес­сиях 1-я неделя декабря
Зима Систематизировать знания о зиме, о зимних явлениях природы. Учить подбирать родст­венные слова Учить составлять предложения с предлогом перед Учить пересказы­вать рассказы «Зи­ма» и «Белые мухи» 2-я неделя декабря
Зимующие птицы Закрепить знания о зимующих птицах. Объяснить, почему зимой нужно под­кармливать птиц   Учить  составлять рассказ по серии картин «Синичка» 3-я неделя декабря
Зимние за­бавы. Праздник «Новый год» Закрепить названия зимних игр, зимнего спортивного инвен­таря   Учить составлять рассказ по картине «Снеговик». Учить пересказывать рас­сказ «Ёлка» 4-я неделя декабря
Каникулы         1-я, 2-я недели января

Продолжение табл.

 

Ферма. До­машние птицы, жи­вотные и их детеныши Уточнить и обобщить знания о домашних животных и птицах. Закрепить название профессий. Учить подбирать синонимы Учить образовывать притяжатель­ные прилагательные Учить пересказы­вать рассказ «Спор животных» по ро­лям 3-я неделя января
Сельские профессии Закрепить название профессий    людей, работающих в сель­ском хозяйстве Учить выделять в предложении и правильно употреблять предлог из-под, уточнить пространственное значение предлога Учить составлять рассказ по картине «Птичница» 4-я неделя января
Там, где бы­ла пустыня Активизировать пас­сивный и активный словарь, закрепить обобщающее слово. Познакомить с усло­виями жизни в пус­тыне Упражнять в согласовании прилагательных с существитель­ными в винительном падеже единственного и множественного числа Учить пересказы­вать рассказ «Верб­люд» 5-я неделя января
Как звери зимуют? Дикие жи­вотные зи­мой Закрепить знания о том, как звери зи­муют в лесу, их внешних признаках, повадках, где живут Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк, -ечк, -онок, -енок. Согласовывать количест­венные числительные с существи­тельными в творительном падеже. Учить образовывать притяжатель­ные и сложные прилагательные Учить составлять рассказ по серии картин «Хитрая ли­са» 1-я неделя февраля

Продолжение табл.

 

7. т <;
На Крайнем Севере Закрепить обобщаю­щее слово. Позна­комить с условиями жизни людей и жи­вотных Крайнего Севера Учить согласовывать числитель­ные с существительными Учить составлять описательные рас­сказы о животных Севера 2-я неделя февраля
День защит­ников Оте­чества Уточнить  знания детей об армии, их представления о ро­дах войск, военной технике и о военных профессиях Учить образовывать   существи­тельные множественного числа в родительном падеже Учить составлять рассказ по серии картинок «Собака-санитар» 3-я неделя февраля
Транспорт. Правила дорожного движения Систематизировать представления де­тей о транспорте, сформировать пред­ставление о видах транспорта, расши­рить представление о профессиях на транспорте Учить образовывать относитель­ные прилагательные. Упражнять в составлении предложений со словами, имеющими форму толь­ко единственного или только множественного числа Учить детей под­робному пересказу сказки «Как Коло­бок свою сестрицу догонял» с опорой на предметные кар­тинки 4-я неделя февраля
Женские профессии Уточнить и закре­пить знания о празднике 8 Марта. Закрепить названия Учить образовывать притяжатель­ные прилагательные Учить составлять творческие рассказы по плану   1-я неделя марта

Продолжение табл.

 

т % А
  женских профессий. Учить подбирать родственные слова      
Животные жарких стран Уточнить названия животных жарких стран и их детены­шей; внешние при­знаки, их строение, чем питаются, ха­рактерные повадки. Учить  подбирать эпитеты, синонимы Учить образовывать притяжатель­ные прилагательные. Учить со­гласовывать числительные с су­ществительными Учить пересказы­вать рассказ «Сказ­ка про льва» с опо­рой на картинки 2-я неделя марта
Зоопарк Активизировать словарь. Учить под­бирать эпитеты Учить составлять предложения с однородными членами. Упраж­нять в образовании слов с умень­шительно-ласкательными  суф­фиксами -очк, -ечк, -онок, -енок. Учить образовывать притяжа­тельные прилагательные; состав­лять сложносочиненные предло­жения с союзом а Учить пересказы­вать рассказ «В зоо­парке» 3-я неделя марта

  з    

Продолжение табл.

  Ранняя вес­на Уточнить время го­да, названия весен­них месяцев, харак­терные  признаки ранней весны Учить составлять сложные пред­ложения, выражающие причину' или цель действия 5Учить детей пере­сказывать рассказ «Пчёлки на развед­ке» с опорой на предметные картин­ки 4-я неделя марта
4*. 31) Почта Уточнить словарь по теме. Учить подби­рать синонимы Уточнить пространственное зна­чение предлога из-за, составлять с ним предложения. Учить обра­зовывать существительные мно­жественного числа в именитель­ном и родительном падежах Учить составлять рассказ по серии картинок «Почта. Путешествие пись­ма» 1-я неделя апреля
  31 Космос Закрепить знания о космосе, космонав­тах Учить употреблять в речи не­склоняемые существительные. Учить образовывать существи­тельные множественного числа в именительном и родительном падежах Учить пересказы­вать рассказ «Пер­вый космонавт» 2-я неделя апреля
  Ы Весна Учить подбирать признаки предмета. Закрепить характер­ные признаки весны Учить составлять предложения с предлогами в сочетании с нескло­няемыми существительными Учить пересказы­вать рассказ «Не­обыкновенная вес­на». Учить приду­мывать конец рас­сказа 3-я неделя апреля

Продолжение табл.

 

Библиотека Учить   подбирать признак к предмету, родственные слова. Расширить и обоб­щить представления детей о библиотеке, о профессии биб­лиотекаря Учить составлять предложения с названиями предметов среднего рода в единственном и множест­венном числе именительного и родительного падежа. Учить со­гласовывать числительные с прилагательными и существи­тельными Учить составлять рассказ по сюжет­ной картине «Биб­лиотекарь» 4-я неделя апреля
Профессии службы быта Дать детям пред­ставление о труде любой службы быта (фотограф, сапож­ник и др. ) Учить образовывать сущес­твительные множественного чис­ла в именительном и родитель­ном падежах Учить  составлять рассказ по картине, опираясь на план 1-я неделя мая
День Победы Расширить представ­ление детей о празд­нике Победы; о геро­ях Великой Отечест­венной войны   Учить детей пере­сказывать рассказ Л. Кассиля «Сестра» 2-я неделя мая
Школа. Школьные принадлеж­ности Расширить и обоб­щить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях Закрепить употребление в пред­ложении форм родительного па­дежа в значении принадлежности без предлога и с предлогом у. Образовывать существительные (множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами Учить составлять рассказ по картине «Учительница» 3-я неделя мая
    закрепление     Учить детей составлять рассказы по опорным словам   2 4-я неделя мая
  диагностика         5-я неделя мая

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...