Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

X. Итог занятия. Занятие 5 (8). Формирование грамматического строя речи. Тема: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Ход занятия. I. Организационный момент.




X. Итог занятия.

Занятие 5 (8)

Формирование грамматического строя речи

Тема: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Цель: учить образовывать слова с увеличительным суф­фиксом -ищ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет слово ласково.

II. Постановка цели занятия.

- Вы уже умеете называть очень маленькие предметы. Сего­дня мы будем учиться называть очень большие (огромные) предметы.

Ш. Отгадывание загадок.

• Усищи, глазищи, когтищи, а моется всех чище. (Кошка. )

• В этом белом сундучище мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища, в сундучище - холодища.

(Холодильник. )

IV. Уточнение понимания значения суффикса -ищ.

Логопед перечисляет существительные с суффиксом -ищ из названных загадок. Какие это предметы: маленькие или большие?

-ик, -ок, -к (домик, грибок, рыбка) - встречаются в назва­ниях очень маленьких предметов, -ищ - в названиях очень боль­ших (огромных) предметов.

V. Игра «Поймай большое слово» (хлопнуть в ладоши).
Рыба, рыбка, рыбища, волчонок, волчище, точильщик, зуб, зубищи, носильщик, лапищи, лапка, холодища, сапог, сапожище и др.

VI Словесное упражнение.

Например: ножищи - это очень большие ноги. Глазищи, лапищи, холодища, рыбища, комнатища, ведрище и др.

VII Чтение сказки «Ик и Ищ».

Жили два брата. Одного звали Ик. Другого - Ищ. У каждого было своё жильё. Ик имел домик. Ищ - домище. У одного брата был носик. А у другого - (носище). У одного брата был ротик. А у другого - (ротище). У одного брата были глазки. А у дру­гого - (глазищи). У одного брата были ножки. А у другого -(ножищи). Вот какими были эти два брата.

VIII. Повторное чтение сказки.

Дети дополняют текст словами с суффиксом -ищ.

IX. Итог занятия.

Занятие 6 (10) Обучение рассказыванию

Тема: РЫБЫ

Цели: учить детей составлять рассказ по серии картин; учить подбирать родственные слова; развивать внимание, па­мять.

Оборудование: серия картинок к рассказу «Сом».

Ход занятия

I Организационный момент.

- Сядет тот, кто правильно назовет пресноводную рыбу.

II. Закрепление изученного материала.

Педагог загадывает загадки.

• В воде она живет, нет клюва, а клюёт. (Рыба. )

• У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба. )

• Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. (Рыба. )

• Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба. ) 

• Каких вы знаете рыб? Где они живут? Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

• Подбор родственных слов к слову «рыба» - рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбачить.

Ш. Чтение рассказа «Сом».

Сеня и Костя поймали сома. Они отнесли сома домой и оста­вили в кухне на скамейке.

Кот Васька тут как тут. Он хватает сома и уносит его под ска­мейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт.

Объяснить значение словосочетаний: тут как тут; всем досадно, а кот сыт.

Детям предлагается расставить картинки в нужной после­довательности.

IV. Физкультминутка.

V. Повторное чтение рассказа.

VI. Пересказ рассказа детьми с опорой на картинки.

VII. Итог занятия.

Занятие 7(12) Формирование грамматического строя речи

Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГО­РОДАХ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: учить составлять предложения со словами, обозна­чающими признаки предмета; учить согласовывать форму роди­тельного падежа существительных в сочетании со словами нет, много, мало, 5-10 (формы на -ок, -ов, -ек, -ев, -ей); развивать внимание и память.

Оборудование: предметные картинки, фланелеграф, схемы.

Ход занятия 1 Организационный момент.

— Сядет тот, кто скажет, какой бывает помидор.

 

(Круглый, красный, желтый, мягкий, сочный, вкусный, соле­ный. )

П. Закрепление изученного материала.

- Что такое помидор?

- Какие ещё знаете овощи?

- Где они растут?

Кто их выращивает? Какие овощи растут в земле? А какие растут на грядках?

 • Описание овощей по опорной схеме.

III. Игра «Будь внимателен» (какого овоща нет).

IV. Физкультминутка.

V. Игра «Чего много? »      

- Чего много в корзине? (Огурцов, помидоров, кабачков, бак­лажанов. )

- Чего много в шкафу? (Вилок, ложек, тарелок, чашек, ста­канов. )

- Чего много в кабинете? (Столов, шкафов, карандашей, тетрадей. )

- Чего много в спичечной коробке?

VI. Игра «Закончи предложение».

На грядке много огур... (цов). Около болота много лягу... (шек). На лугу много бабо... (чек). В спальне нет игру... (шек). В коробке много каранда... (шей). В книге много карти... (нок).

VII. Игра «Чего не стало? ». (Образование слов в родительном падеже. )

VIII. Игра «Нет или много? »

В раздевалке есть варежки?    В кровати есть ложки?

В кухне есть подушки?            В корзине есть овощи?

В шкафу есть вилки?               В группе есть тарелки?

IX. Игра «Веселый счет» (пересчет предметов).

X.    Итог занятия.

Занятие 8 (13)

Формирование грамматического строя речи

Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГОРОДАХ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: учить употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множест­венном числе кого? чего? (нет), у, возле, около кого? чего?, с чего?, от кого?, от чего?, у кого?, у чего?; учить согласовы­вать числительные с существительными от 5 до 10.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

I Организационный момент. Сядет тот, кто назовет овощи, которые растут в земле. (Ре­дис, картофель, морковь, свёкла, репа, лук, чеснок и др. )

  П. Составление предложений по картинкам. У Коли помидор. У Наташи помидоры. У Коли пет помидора. У Наташи нет помидоров. И т. д.

III. Игра «Чего нет? » (у каждого ребенка картинки).

- Дима, у тебя нет чего? - У меня нет огурца. У меня нет огурцов.

IV. Игра «Кого нет? » (Волка, волков, кошки, кошек, мальчи­ка, мальчиков, девочки, девочек, человека, людей, комара, кома­ров и др. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...